Найти тему
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

В 2023 году российским самолётам предстоят серьёзные испытания

2023 год ожидается очень насыщенным в плане авиационных событий. Это и празднование 100-летнего юбилея российской гражданской авиации, и грядущий летом авиасалон МАКС. Но этот год также станет периодом наиболее интенсивных испытаний новых российских самолётов, которым вскоре предстоит вытеснить с нашего рынка самолёты из "недружественных" (враждебных) стран.

Начнём с небольших региональных самолётов, а затем перейдём к самым массовым магистральным.

ЛМС-901 "Байкал"

Первый лётный экземпляр Байкала, впервые показанный на МАКС-2021, поднялся в небо в январе 2022 года. К февралю 2023 года самолёт выполнил 70 полётов общей продолжительностью 50 часов, завершив первый этап сертификации. В ходе первого этапа подтверждены скорость сваливания 70 км/ч и максимальная скорость 300 км/ч, проведены испытания на грунтовой поверхности.

Так как утверждённая Росавиацией программа сертификации состоит из 220 полётов, в 2023 году решено выполнять оставшуюся программу двумя бортами. К марту 2023 года должен быть собран второй лётный экземпляр, который весной присоединится к сертификационным испытаниям.

ЛМС-901 "Байкал" - новые крылья региональной авиации
ЛМС-901 "Байкал" - новые крылья региональной авиации

Получение базового сертификата типа с зарубежным двигателем запланировано на декабрь этого года. Самолёты именно в такой конфигурации получит в 2024 году авиакомпания "Аврора", которая станет их первым эксплуатантом. Все гарантийные обязательства по техподдержке импортного двигателя в условиях санкций берёт на себя Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Российский двигатель ВК-800СМ сейчас находится на стадии стендовых испытаний газогенератора.

ТВРС-44 "Ладога"

Модель ТВРС-44 "Ладога"
Модель ТВРС-44 "Ладога"

Основные испытания ещё одного проекта УЗГА - регионального 44-местного самолёта "Ладога", запланированы на 2024 год. На 4-й квартал 2023 года намечена только выкатка из цеха собранного первого лётного экземпляра ТВРС-44. Два двигателя ТВ7-117СТ-02 для этого борта "ОДК-Климов" планирует отгрузить до осени 2023 года.

В январе 2023 года в ЦАГИ завершились испытания модели ТВРС-44 на штопор. В Самаре (Авиакор) и Смоленске идут работы по сборке первых двух лётных экземпляров.

Ил-114-300

Сертификация самолёта Ил-114-300 была заморожена на 1,5 года из-за катастрофы Ил-112 в августе 2021 года. Тем не менее, работы по двигателю ТВ7-117СТ-01 активно продолжались. В результате этой работы двигатель получил сертификат типа 29 декабря 2022 года.

Двигатель для Ил-114-300 сертифицирован в декабре 2022 года
Двигатель для Ил-114-300 сертифицирован в декабре 2022 года

Как сообщили разработчики Ил-114 на выставке NAIS-2023, сертификационные испытания самолёта продолжатся уже этой весной. Сроки окончания сертификации никто не переносил. Процесс по прежнему планируют завершить в декабре 2023 года. К счастью, этот проект ОАК практически избавлен от импортных комплектующих, поэтому сроки сертификации выглядят реальными. Авиакомпания "Аврора" на выставке также сообщила о готовности принять первые 3 самолёта уже в текущем году.

Виражи Ил-114-300 на авиасалоне МАКС-2021
Виражи Ил-114-300 на авиасалоне МАКС-2021

Для ускорения сертификации, кроме борта 54114, показанного на МАКС-2021, в программе испытаний будут задействованы ещё 2 опытных самолёта, строительство которых сейчас завершается на авиазаводе в Луховицах.

Во второй части статьи разберёмся с программами испытаний нового Суперджета с двигателями ПД-8 и самолёта МС-21-310РУС с двигателями ПД-14.

Чтобы оставаться в курсе испытаний новых российских самолётов подписывайтесь на наш Телеграм-канал ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ.