В феврале 2022 года Запад, а точнее США и прислуживающие им страны, ввели "страшные" санкции против российской гражданской авиации. Спустя 14 месяцев можно констатировать, что санкции конечно создали проблемы нашим авиакомпаниям, но к ожидаемому краху отечественной авиации (по версии санкционеров) не привело и близко.
Более того, ответные санкции России привели к весьма существенным потерям для Запада, на которые они изначально не рассчитывали. Рассмотрим эти потери более внимательно.
Дебермудизация
По состоянию на 24 февраля 2022 года 768 самолётов, летавших в российских авиакомпаниях, были зарегистрированы в бермудском реестре. Ещё 37 были зарегистрированы в Ирландии.
В качестве ответной меры на аннулирование сертификатов лётной годности бермудскими авиавластями в течение 2022 года все летающие самолёты были перерегистрированы в России.
Осенью 2021 года глава Росавиации Нерадько говорил, что российские авиакомпании ежегодно платят бермудским властям за продление сертификатов более 2 миллиардов рублей. По курсу на тот момент эта сумма превышала 30 миллионов долларов в год.
Согласно последнему отчету Бермудских авиавластей за 2000 год у них было зарегистрировано 800 коммерческих самолётов. Из этой цифры делаем вывод, что бермудский реестр по большому счёту содержался за счёт наших авиакомпаний. Более 90% реестра составляли российские самолёты. Этот тезис также подтверждается и финансовым отчётом, в котором годовая выручка составляет 32 млн. "вечнозелёных". Из этой суммы англосаксонские "работники" потратили на своё содержание 12 млн., а прибыль в размере 20 млн. передали своим британским хозяевам.
В итоге получается следующая картина. Россия лишила английский оффшор Бермуды ежегодного содержания (халявы) в размере 30 миллионов долларов.
Запрет полётов над Россией
В ответ на запрет полётов российских самолётов над странами Запада были введены аналогичные меры в отношении недружественных враждебных государств. На сегодняшний день запрет на полёты над российской территорией действует для авиакомпаний из 36 стран.
Тут в первую очередь пострадали европейские авиакомпании, выполнявшие ранее рейсы в Азию через территорию России. Особенно жалуется на закрытие российского пространства финская Финнэйр. По оценкам российского Минтранса потери авиакомпаний враждебных государств из-за вынужденного облёта нашей территории составляют примерно 37,5 млн. долл. в неделю.
За год получаем оценочную сумму потерь "недружественных" авиакомпаний приближающуюся к 2 миллиардам долларов. Стоит напомнить, что совсем недавно Евроконтроль выдал прогноз, в котором указано - российское воздушное пространство для европейских авиакомпаний будет закрыто по меньшей мере до 2029 года.
"Конфискация" импортных самолётов
Более существенные потери понесли западные лизинговые компании, которые не смогли забрать свои самолёты из России. Теперь весь этот авиапарк фактически находится у России в залоге. А стоимость залога измеряется миллиардами долларов.
Ниже мы приводим мини-рейтинг самых обиженных страдальцев за "западные ценности", в котором указаны суммы убытков, списанные в связи с удержанием самолётов в России.
1. AerCap (Ирландия) - 2 млрд. 666 млн. долл.
Потеряно в России, по разным данным, от 116 до 141 самолёта, и от 23 до 29 двигателей. Предъявлен иск страховым компаниям на сумму в 3,5 млрд. долл.
2. SMBC Aviation Capital (Япония) - 1,6 млрд. долл.
Потерян контроль над 34 самолётами, оставшимися в России.
3. BOC Aviation (Сингапур) - 1,2 млрд. долл.
Потеряла в России 17 самолётов. Клиенты - Победа, С7, Уральские авиалинии, Россия, ЭйрБриджКарго. Любопытно, что контрольный пакет акций компании принадлежит государственному банку Китая Bank of China.
4. Carlyle Aviation (США) - 700 млн. долл.
Заявлено о потере контроля над 23 самолетами (16 боингов и 7 эйрбасов). Среди клиентов компании — Нордстар, Азур Эйр, Ютэйр, Ижавиа.
5. Dubai Aerospace Enterprise (ОАЭ) - 577 млн. долл.
Потеряла 19 самолётов из 22, летавших в России. Страховщикам предъявлен иск более чем на миллиард долларов.
6. Avolon (Ирландия) - 304 млн. долл.
Потеряла в России 10 самолётов.
7. Aircastle (США) - 252 млн.долл.
Компания принадлежит японским компаниям Марубени и Мизухо. Заявлено о потере 9 самолётов. Списана на убытки стоимость грузового самолёта на 28 млн. долл.
8. Nordic Aviation Capital (Ирландия) - 227 млн. долл.
Лизинговая компания занимается региональными самолётами. Сдавала в аренду эмбраеры Е-190 для российского Икара и белорусской Белавиа.
9. Aviator Capital (США) - 147 млн. долл.
В отчёте указаны потеря 4 самолётов и 3 авиадвигателей.
10. CDB Aviation (Ирландия) - 104 млн. долл.
Подробности компания в отчёте не приводит. Указано, что иск страховым компаниям будет предъявлен на большую сумму, так как списания не отражают полную стоимость потерь.
Вышеуказанные 10 компаний суммарно заявили об убытках в размере 7,777 млрд. долларов. Все лизинговые компании в настоящий момент судятся с "хитромудрыми" страховыми компаниями, в основном английскими, насчёт компенсации своих убытков. Но "очень надёжные" англосаксонские страховщики отказываются признавать эти потери страховым случаем.
Всего по оценкам страховых компаний в России остаются 515 самолётов западных лизингодателей. Ориентировочная сумма нашего залога оценивается в 10 миллиардов долларов.
Западный авиапром потерял Россию
Переходим к заключительной, самой масштабной статье западных потерь. В результате введённых против России санкций Запад своими руками закрыл рынок России для своих крупнейших авиапроизводителей.
В 2019 году Боинг в своих прогнозах на 20 лет оценивал потребности рынка России и СНГ в 1280 новых самолётов стоимостью 160 млрд. долл. Ещё в 270 млрд. долл. оценивалась стоимость сопутствующих услуг по обслуживанию и сопровождению этих самолётов.
Эйрбас в аналогичном прогнозе от 2019 года оценивал наш рынок в 1540 новых самолётов без стоимостной оценки.
Если учесть что за последние 30 лет российский сегмент средне- и дальнемагистральных самолётов был практически монополизирован зарубежными концернами, очевидно что речь идёт о потерях в сотни миллиардов долларов. Более точную оценку каждый читатель может сделать самостоятельно исходя из своих знаний и поделиться ей с другими в комментариях.
Теперь становится понятно почему Боинг так настойчиво добивал проект МС-21, но у него ничего не получилось. За такой кусок пирога настоящий капиталист (по Марксу) готов на что угодно. Напомню, что экономический мультипликатор для авиастроения равен 10, поэтому на выходе получаем экономический эффект для развития России в размере нескольких десятков триллионов рублей. Тот же самый эффект, но с отрицательным знаком, от 2 до 4 триллионов долларов (на горизонте ближайших 20 лет), получит западный авиапром от собственных санкций.
Чтобы быть в курсе текущих авиановостей подписывайтесь на наш Телеграм-канал ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ.