Производство Суперджета с отечественными двигателями и компонентами на сегодня является одним из важнейших проектов российского авиапрома. Откровенно говоря, мне не нравится англоязычная аббревиатура SSJ-NEW, поэтому в статье она будет упоминаться минимально, но во всех случаях подразумевается именно новое, второе поколение Суперджета. В официальных документах самолёт также фигурирует под именем RRJ-95NEW-100. Товарищи из ОАК, придумайте наконец для самолёта достойное русское имя.
Итак, что же сделано по проекту в 2022 году и ожидает нас в 2023 году?
Что сказано?
Для начала напомним некоторые важные заявления относительно проекта. сделанные в течение года.
- 5 января (за 50 дней до начала СВО!!!) глава Ростеха Сергей Чемезов доложил Мишустину, что сертификация российского двигателя ПД-8 будет завершена в 2023 году, а «к 2024 году "Сухой Суперджет" будет полностью российский».
- В марте Минпромторг сообщил о максимально возможных темпах производства. "Существующие производственные мощности позволяют нарастить производство самолетов Суперджет до 40 единиц в год. Это тот уровень, на который мы будем стремиться вывести производство импортозамещенной версии в ближайшие годы".
- 31 марта на совещании по вопросам гражданской авиации Владимир Путин поставил Правительству приоритетную задачу по ускоренному импортозамещению и выходу на серийное производство новых Суперджетов.
- 8 апреля глава ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что 2023-й будет годом интенсивных испытаний Суперджета с новым российским двигателем ПД-8.
- В июне вице-премьер Юрий Борисов подтвердил, что сертификат на новый Суперджет будет получен в конце 2023 года.
- В июне Правительством утверждён план поставок новых Суперджетов до 2030 года. На 2023 год запланирована поставка 2 самолётов. С 2024 по 2030 годы – по 20 самолётов ежегодно. Итого к 2030 году запланирован выпуск 142 бортов. План именно по серийным самолётам, опытные борта сюда не входят.
- В июле стало известно, что 2 первых серийных Суперджета возможно будут переданы в эксплуатацию авиакомпании «Россия» до конца 2023 года.
- В сентябре группа Аэрофлот заключила соглашение с ОАК о поставке до 2030 года 89 обновлённых Суперджетов. Таким образом в Аэрофлот уйдут 63% от запланированных к производству Суперджетов.
Что сделано?
- В феврале ОДК завершила испытания газогенератора двигателя ПД-8.
- В марте Ростех сообщил о завершении в ЦАГИ испытаний модели изолированной мотогондолы перспективного двигателя ПД-8.
- В конце марта Росэлектроника сообщила о поставке радиосвязного оборудования и программного обеспечения передачи данных для обновлённого Суперджета.
- В апреле завершился тендер Минпромторга на НИОКР по программе импортозамещения компонентов и агрегатов Суперджета. ОАК поставлен предельный срок по программе испытаний – 15 ноября 2023 года. Заменить предстоит 27 импортных систем самолёта и около 30 отдельных агрегатов.
- 13 мая ОДК сообщила об успешном завершении программы стендовых испытаний первого опытного двигателя ПД-8.
- В мае появились первые кадры опытного нового Суперджета (заводской номер 97001) в производственном цехе завода.
- На заводе в Комсомольске-на-Амуре приступили к реконструкции производственного комплекса для создания прямопоточной линии сборки обновлённого Суперджета. Также строится новый ангар лётно-испытательной службы (ЛИС) под два Суперджета. Завершение работ планируется к середине 2023 года.
- В конце июля планер SSJ New (заводской 97002) был доставлен в Жуковский для проведения ресурсных испытаний в ЦАГИ. Назначенный ресурс планера составляет 54 тысячи лётных часов.
- В августе Воронежский авиазавод (ВАСО) сообщил, что производство мотогондол двигателей ПД-8 для SSJ-NEW находится на стадии подготовки. В октябре первый комплект уже был отгружен для ОДК. Второй комплект в процессе производства.
- По состоянию на сентябрь на заводе идёт сборка сразу 5 планеров обновлённого Суперджета. Некоторые подробности смотрите в ролике ниже.
- В октябре ОДК сообщила, что перед ней поставлена задача к 2024 году выйти на серийное производство 44 двигателей ПД-8 в год. Стендовые испытания проходят 3 опытных экземпляра ПД-8.
- В октябре в ГосНИИАС провели первый запуск «Электронной птицы» самолета SSJ-NEW – полунатурного испытательного комплекса отработки и интеграции бортового оборудования самолета. На стенде будут выполнены более 20 программ сертификационных испытаний.
- 24 ноября в ЦАГИ завершились аэродинамические испытания модели самолета SSJ New c отечественным двигателем ПД-8.
- Новосибирский СибНИА имени С. А. Чаплыгина в январе 2023 года начинает статические испытания самолёта. В ноябре институт приступил к динамическим испытаниям стоек шасси.
- К декабрю Иркут сертифицировал российские тормозные диски для Суперджета, произведённые корпорацией «Рубин». Ранее на самолёт устанавливали американские тормозные диски Goodrich.
- ВАСО отправил на статические испытания в ЦАГИ комплект композитных элементов обновлённого Суперджета. В комплект входят рули высоты и направления, закрылки, интерцепторы.
- По состоянию на декабрь первый опытный самолёт (заводской 97001) находится в цехе окончательной сборки. Идёт установка агрегатов и систем российского производства. Производится стыковка фюзеляжа и крыла второго лётного экземпляра (заводской 97003).
Подведём итог. Программа обновлённого Суперджета продвигалась в 2022 году в соответствии с планами. Критических сбоев и задержек не наблюдается.
Календарь нового Суперджета на 2023 год
Февраль – получение от ОДК первого комплекта двигателей ПД-8 для первого опытного самолёта.
Март – первый полёт первого опытного самолёта 97001.
Июнь – получение сертификата на двигатель ПД-8.
Июнь – получение двигателей ПД-8 для второго опытного самолёта.
Лето – первый полёт второго опытного самолёта 97003.
Осень – получение 4-х двигателей для первых серийных самолётов.
Декабрь – получение дополнения к сертификату на самолёт.
Декабрь – поставка двух первых серийных самолётов.
Чтобы не пропустить новости про Суперджет подписывайтесь на наш Телеграм-канал ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ.