Быстрые и невероятно живучие тараканы — весьма нежелательные и гости в доме. Существует теория, что этот вид насекомых — один из самых древних на нашей планете. Неудивительно: эти шустрые шестилапые умеют приспосабливаться к любым условиям среды, порой весьма неблагоприятным.
Конечно же, эти противные насекомые были известны и жителям древней Руси. Но как же наши предки додумались назвать маленьких надоедливых пакостников именно «тараканами»?
Единой версии происхождения этого слова нет, как нередко бывает в случаях с заимствованием из целой семьи языков. В данном случае — тюркской. Но есть несколько версий, которые лингвисты считают наиболее вероятными:
1. По версии финского ученого-этнографа Арво Рясянена, заимствование произошло из чувашского языка, где слово tar-aqan употребляется в значении «беглец». Это значение вполне могло стать ассоциацией с действительно быстро передвигающимся насекомым.
2. В большинстве тюркских языков, подаривших нам немало слов, kara — «черный», täz — «убегать». И снова отсылка к быстроте и окрасу насекомого: несколько веков назад на Руси были распространены именно черные тараканы — Blatta orientalis, рыжие («прусаки») — Blattella germanica — приползли позже, как только русские стали активно воевать в Европе. Правда, как полагают этимологи, слово сначала попало в польский язык и было преобразовано в karakan. В русский язык слово пришло позже, со временем став звучать как привычное теперь «таракан». Настолько привычное, что о тараканах сочиняют стихи. И это не только Чуковский:
3. В тюркских языках есть и слово tarka — «расходиться». И снова ассоциация с поведением усатых насекомых, которые, будучи застигнутыми врасплох, часто разбегаются в разные стороны.
4. По версии известного русско-американского лингвиста Романа Якобсона, «таракан» тоже крепко-накрепко «связан» с тюркскими корнями. Однако основой для заимствования стало понятие tarxan или tarqan, обозначавшее один из титулов, который давал его обладателю привилегию не платить налогов. В чем же связь?
Нередко «тарканы» сами занимались сбором податей с населения захваченных территорий. Само собой, особенного пиетета народ к ним не испытывал, более того — они были крайне нелюбимы и презираемы в народе. Как и дармоеды-тараканы.