Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
После полёта нужно было прийти в себя.
Даже со хорошим вестибулярным аппаратом виражи над геоглифами требуют немало сил. Поэтому мы просто сели в зале уже опустевшего аэродрома и, попивая воду, провели там около часа, пытаясь уложить в голове всё увиденное. Давалось это с трудом.
Одно дело - восторгаться наземными картинами, неустанно нажимая на кнопку камеры, а другое - попытаться это всё осмыслить. Забегая вперёд, скажу, что этого сделать так и не удалось. Эмоции спали уже по прошествии времени, это да. Но уложить линии Наска и Пальпа в прокрустово ложе сегодняшних знаний о древних культурах Южной Америки непросто.
Мы решили отправиться от аэродрома до города Наска пешком. По той части пустыни, где разрешено ходить. Не сказать, что это прям хорошее решение с точки зрения того, что идти приходилось под палящим солнцем достаточно приличное расстояние. Но зато интересно, а это был главный девиз поездки.
Мы и двух сотен метров от аэродрома не отошли, как наткнулись на торчащие из-под земли кости - такая она пустыня Наска - здесь этого добра, реально, почти на каждом шагу.
С окраины города до центра мы добрались к обеду уже на такси. Пласа-де-Армас казалась пустой. Хотя в окружающих ресторанчиках кипела жизнь. Впрочем, город выглядел каким-то полупустынным до самого вечера.
Когда мы летали над плато, пилоты показали древние акведуки на окраине города. Поэтому в планы, кроме музея, вошли именно они.
Сам археологический музей Антонини казался ещё более пустым, чем город.
Кроме нас, по залам бродила лишь собака и уборщица, долго и молчаливо вглядывавшаяся в пустые глазницы черепов и мумий, отгороженных от внешнего мира стеклянной витриной.
О чём она тогда думала?
Не знаю, но кажется, что о том же, о чём думают многие, встречая в музеях останки людей, чья жизнь закончилась задолго до нашего рождения. Они также жили, любили, злились, смеялись…
О том, хотели бы они, чтобы спустя сотни лет после их смерти, они стали бы музейным достоянием. О скоротечности жизни и безумной скачке времени, что стирает из памяти целые эпизоды жизней и судеб. О нереализованных планах и мечтах, о смысле нашего пребывания в этом мире и ещё об очень многом, что успевает проскочить в голове за какие-то мгновения.
Впрочем, она могла думать всего лишь о пыле, которую необходимо протереть с лиц тех, кому она уже никогда не помешает.
В целом, музей произвёл двоякое впечатление: обилие артефактов доколумбовой Америки, особенно керамики, с её яркими рисунками и сюжетами, которые могут привидеться разве что под воздействием психотропных веществ. Впрочем, индейцы этим не гнушались. Это с одной стороны.
А с другой - мумии и кости аборигенов оставляли гнетущее впечатление, особенно в тихих залах музея, где слышен был каждый твой шаг.
Кроме собаки, здесь обитали и другие животные. На выходе в примузейный сад нас ждал ещё и бежево-рыжий кот, который готов был самостоятельно примагнититься к ладони, главное, чтобы ты от него не отходил. Здесь же бегали павлины.
Прямо такой контраст с музейной тишиной.
Прежде чем покинуть Наску, мы, как и планировали, отправились на такси к акведукам, по дороге проезжая, пожалуй, наиболее неблагополучные районы города. Недостроенные полуразвалившееся дома с грудами строительного и прочего мусора, люди в оборванных одеждах… Если где-то в Наске есть районы хуже, то там разве что живут в картонных коробках, потому что представить, как человек в таких условиях существует здесь, в городе, знаменитом, пожалуй, на весь мир, сложно.
Такси переехало небольшую речушку, прямо поперёк, там, где находился брод. Моста здесь не было. С одной стороны от переправы женщины стирали в реке бельё, с другой - мужчины ловили рыбу. Рядом в пыли с футбольным мячом бегала дворовая ребятня, галдела и смеялась. Для них другого мира, кроме того, в котором они родились, не существовало.
В каком-то смысле, на акведуках нам снова повезло. Когда мы ближе к закату прибыли на место, на встречу выходили последние две группы туристов, так что, кроме нас, здесь вновь не было ни души.
Акведуки в Наске - это вырытые в земле и укрепленные спиралевидные колодцы, чтобы удобнее было спускаться к подземной реке. Возраст их точный не определен, но, минимум, сотни лет. А подземная река тут прям настоящая - даже рыбы плавают.
Мы вновь хотели пойти сквозь небольшой участок пустыни к дороге, но вовремя одумались, всё-таки сумерки здесь наступают быстро. Поэтому обратно двинулись тем же путём.
Когда уже сидели в автобусе, направлявшемся обратно в Ику, а сознание закономерно окутывали серебряные нити сна, за окном стемнело, набежали тучи и началась сухая гроза с раскатистым вспышками молний. Подобные атмосферные явления над пустыней смотрятся особенно эффектно. Но бороться со сном было бесполезно. Мы просто моргнули и вернулись в Ику. (С. Дешевой)
Продолжение следует...
Авторы фото: Ирина Шевченко и Сергей Дешевой.
#наска #музеимира #путешествия #перу #южнаяамерика #древниецивилизации #впечатления #городамира #культура