Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Главные члены предложения - Простая "механическая" инструкция по поиску для младших школьников

Оглавление

Если у ребенка - младшеклассника сложности с поиском главных членов предложения, или грамматической основы, или подлежащего и сказуемого - эта инструкция для вас.

Подчеркну два момента:

1. Она СТРОГО для НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Для средней и старшей уже не пойдёт.

2. Она не направлена на понимание или там осознание.

Это набор механических действий, который позволит быстро найти грамматическую основу, "не вникая". Например, если у вас критическая ситуация, в которой нужно молниеносно подготовиться к контрольной или срочно выполнить задание.

Поэтому НЕ ПОДМЕНЯЙТЕ ЭТОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ понимание, вопросы к членам предложения и т.д. Используйте ТОЛЬКО в КРАЙНЕМ случае.

А теперь к теме.

Как звучит задание

Эта инструкция пригодится, если вы видите следующие варианты задания:

  • Найдите подлежащее и сказуемое
  • Найдите грамматическую основу
  • Найдите главные члены предложения

Во всех случаях нужно сделать, по сути, одно и то же: найти подлежащее и сказуемое, которые являются и главными членами и грамматической основой.

Выполните два простых шага.

Шаг 1. Найди глагол - это сказуемое

В младшей школе 100% сказуемых - это глаголы. Так что хочешь найти сказуемое - ищи глагол.

Не помнишь, что такое глагол - найди действие.

Не помнишь, что такое действие - найди слово, которое будет ответом на вопрос со словом "делать": что делал? что делают? что сделают?

В общем, любым способом найди в предложении какую-то "движуху" - и смело подчеркивай двумя чертами. Ты наверняка угадаешь - это будет сказуемое.

Может оказаться, что в предложении несколько "действий" - это нормально. Смело подчеркивай двумя чертами все, это всё сказуемые.

Шаг 2. Найди автора действия - это подлежащее

Прочитай предложение и пойми, КТО был автором действия - это будет подлежащее.

На всякий случай проверь себя и задай вопрос к найденному слову: подлежащее в младшей школе - это всегда существительное в Именительном падеже (отвечает на вопросы Кто? Что?)

Поиск подлежащего особенно сложен в предложениях, где есть дополнение в винительном падеже, потому что младшеклассники чаще всего путают вопросы именительного (кто? что?) и винительного (кого? что?) падежей.

Дополнение в винительном падеже - это прямое дополнение, но для нашей инструкции это не важно и запоминать не нужно.

Но если ты будешь НЕ задавать вопросы, а искать автора действия - тогда наверняка не ошибешься.

Например: Дети сорвали цветок.

Без привязки к контексту предложения слово "цветок" может быть и именительным и винительным падежом. Поэтому вполне можно ошибиться с выбором подлежащего.

Но стоит нам начать думать, кто выполнял действие "сорвать" - всё встает на свои места: дети - авторы действия, цветок - жертва этого действия.

В предложении может быть несколько авторов действия (напр. Дети и собака сорвали цветок) - это нормально, в предложении может быть несколько подлежащих. Подчеркни одной чертой всех найденных авторов действия.

______________

Всё. Грамматическая основа или Главные члены предложения или Подлежащее и сказуемое НАЙДЕНЫ.

*Еще раз настоятельно не рекомендую пользоваться данной инструкцией в средней и старшей школе - там с подлежащими и сказуемыми всё намного сложнее.

Успехов вашим детям в учебе!