Бывший советский военный разведчик, а впоследствии - писатель Алексей Павлович Коробицин (1910-1966 гг.) успел написать всего три повести, но последняя из них – «Тайна музея восковых фигур», 1964 г., - стала в те времена настоящим детективным бестселлером, будучи за короткий срок всего 4 года опубликована целых 5 раз тиражом более 1 миллиона экземпляров, причем не только на русском, но и на других языках.
Советский писатель Алексей Павлович Коробицин засвою относительно недолгую изнь успел написать всего три повести, но одна из них – «
На рубеже 60-70-х, когда я вышел из возраста сказок и детских книжек, то стал запоем читать фантастику и детективы. Конечно, попадались и книги про войну, но они все были для взрослых, а вот фантастика и детективы – это было нечто. Особенно мне нравился Шерлок Холмс, который был понятен всем – и взрослым, и детям.
Но самое что интересное, то первым детективным моим произведением была повесть «Тайна музея восковых фигур», написанная каким-то вообще тогда неизвестным писателем. И хоть написал ее советский автор Алексей Коробицин, но она была сродни приключениям Шерлока Холмса. Все персонажи были иностранцами, и дело происходило в далекой чужой стране, а конкретно – в Америке. Да, это была первая моя книга об Америке, причем самая что ни на есть детективная. Мало того, детектив этот был настолько таинственным, что повествование надолго запало мне в голову, и меня так не поразила своей таинственностью даже «Собака Баскервилей» Конан Дойла, которую я прочитал почти сразу же после «Тайны музея».
Очень долгое время я не встречал никаких критических отзывов об этой детективной повести. Все мои друзья, которые ее прочитали, это крутое на то время произведение хвалили, ставя его наравне с книгами Конан Дойла и многих других иностранных детективщиков. Повторяю – «Тайну музея восковых фигур» нельзя было равнять с советскими детективами тех лет, где фигурировали сплошные менты во главе с московским угрозыском и изредка – с КГБ в лице чекистов первых послереволюционных лет.
Эта книга была настоящим, почти что классическим детективном, и впоследствии я ее несколько раз перечитывал.
И тем удивительнее мне сейчас читать рецензии некоторых читателей, которые буквально громят это прекрасное произведение, то называя его сереньким, то слишком мудреным, то вообще бездарным. Непонятно, а читали ли они эту книгу вообще?
Ничего серенького, мудреного и бездарного я в повести «Тайна музея восковых фигур» не нахожу. Я прочитал ее в детстве запоем, потом читал молодым человеком, потом в возрасте, перечитал и сейчас. Конечно, когда знаешь разгадку, детектив читать уже сложно, но книга выписана так, что главная цель автора – не сама загадка, а события, происходящие вокруг нее. А антураж в повести оформлен прекрасно, не скажу, что гениально, но Конан Дойлу в любом случае не уступит.
Итак, действие этого детектива начинается с убийства в музее восковых фигур в американской столице, и практически сразу начинается крутая, как на мой взгляд, раскрутка. Главный герой – писатель Мак Алистер, сотрудник литературного отдела одной из нью-йоркских газет, которому руководство предписывает написать серию громких репортажей с продолжениями по поводу загадочного убийства в местном музее восковых фигур. Информацией его должен снабжать репортер уголовной хроники, а также Алистер знакомится с полицейским следователем, ведущим это дело. Однако с самого начала Мак Алистер начинает действовать по другим следам, и все это расследование, крайне закрученное, между прочим, приводит к определенному результату.
Ну, я не буду раскрывать сюжет повести, скажу только, что повествование весьма захватывающее, причем, без всяких идеологических штампов, которыми страдали даже те советские писатели, которые писали якобы от лица иностранцев. Я впоследствии прочитал много американских, английских и прочих зарубежных детективов, и могу сказать, что если бы на обложке «Тайны музея» не стояло имя автора, то я даже подумал бы, что это произведение написал какой-то американец типа Эллери Квина или Стенли Гарднера. В общем, сочинение вполне достойное, причем все же написано оно так, что даже начинающие подростки, каковым я был в начале 70-х, совершенно не чувствовали себя в чужой, сугубо взрослой тарелке.
Интересен также автор этой повести. Алексей Павлович Коробицин – это псевдоним Алексея Моисеевича Кантора, родившегося в Аргентине в 1910 году. Его родители уехали в эту страну из России в 1907-м, так как состояли в то время в партии большевиков и активно участвовали в первой русской революции. Но в 1924 году семья приехала в СССР, и Алексей Кантор, также вступивший в партию, впоследствии стал разведчиком А. Коробициным, сменив фамилию отца на фамилию матери, а отчество – на отчество деда. Дело в том, что еще в Аргентине отец Алексея, какой-то горный инженер, позже ставший профессором, ушел из семьи, и все три его сына ему этого не захотели прощать.
Впоследствии Алексей Павлович Коробицин поступил на службу в Балтийский флот, а затем, как специалист по испанскому языку, принимал деятельное участие в делах советской разведки в Испании, а затем Мексике. В качестве мексиканского дипломата он побывал консулом в США, затем в Берлине. Кстати, во время войны в Испании Коробицин не был какой-то пешкой – он был командиром базы торпедных катеров в Барселоне и одновременно советником известного советского флотоводца – адмирала Н. Г. Кузнецова.
Во время Великой Отечественной войны А. П. Коробицин руководил разведывательной сетью на оккупированной гитлеровцами территории в Белоруссии, затем принимал участие еще в некоторых операциях за рубежом, в том числе в Румынии и во Франции. В 1947 году был уволен в запас в звании майора, был награжден несколькими правительственными орденами, в том числе и Орденом Красного Знамени.
После увольнения А. П. Коробицин преподавал испанский язык в Военном институте, и попутно занялся литературной деятельностью. Его перу принадлежат три повести и несколько рассказов.
Первое литературное произведение Коробицина – «Жизнь в рассрочку», повествующая о жизни крестьян в Мексике. Издавалась всего один раз – в 1957 году в «Молодой гвардии».
Вторая повесть уже приключенческая – «Хуан Маркадо - мститель из Техаса», издавалась пять раз – сначала в «Детской литературе» два раза отдельными изданиями в 1962 и 1966 годах, затем там же в составе сборника в 1968-м, а затем в составе сборника в 1970-м на украинском языке, и в том же году – на литовском.
Третья повесть – «Тайна музея восковых фигур», была впервые опубликована в 1964 году в четырех номерах журнала «Юность», №№ 7, 8, 9 и 10 (общий тираж каждого номера – более 1 миллиона экземпляров). Затем отдельной книгой в 1965-м она вышла в «Детгизе» в популярной серии «Библиотека приключений и научной фантастики» («золотая рамка»), тираж – 75 тысяч. В 1966-м повесть была издана в ГДР на немецком (тираж неизвестен), а в 1968-м она появилась в составе авторского сборника, и тоже в «Детгизе» (тираж – тоже 75 тысяч). В 1970-м повесть, опять в составе авторского сборника, вышла на украинском языке (тираж – 30 тысяч).
Кстати, во всех изданиях «Тайны музея восковых фигур», даже иноязычных, присутствуют одни и те же иллюстрации, сработанные художником В. Горяевым. Исключение составляют только две иллюстрации, одна их которых есть в журнальном варианте, но ее нет в книге, а одна есть в книгах, но нет в журнальном варианте.
Почти во всех сборниках были опубликованы и немногие «мексиканские» рассказы А. Коробицина, но после 1970 года ни одна из его книг так и не была больше издана, по крайней мере, мне это неизвестно.
Умер писатель-разведчик в марте 1966 года в Москве, а его сын, как известно, после этого уехал в Израиль. Отчего умер писатель в таком довольно молодом возрасте – всего неполных 56 лет, - доподлинно неизвестно, но многие его родственники склонны полагать, что смерть его связана с непростым прошлым Алексея Павловича Коробицина. Как бы там ни было, но рассматривать подробную биографию писателя следует в другом исследовании. А эта публикация посвящена только одной его книге, которая наверняка не была бы последней, если бы Алексею Павловичу выпала более долгая жизнь.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Кто на самом деле написал книги о похождениях начальника С.-Пб сыскной полиции И. Д. Путилина?
Какой роман Бориса Акунина про сыщика Эраста Фандорина лучший, а какой- худший?
Три прекрасные книги о похождениях Шерлока Холмса, написанные не Артуром Конан Дойлом
Александр Бушков и неуловимая Пиранья. Приключения морского диверсанта Кирилла Мазура времен СССР