Многие наверняка слышали известную эпиграмму гениального Валентина Гафта, адресованную своей коллеге по «Современнику». Но мало кто знает, что эпиграмма не заканчивается двумя первыми строчками, а имеет продолжение, в котором и сосредоточен весь ее смысл:
«Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе».
Авторы KinoBugle.ru, проникнувшись атмосферой новогоднего марафона советского кино, вспомнили актеров, которые, несмотря на приличный послужной список, запомнились благодаря одному ведущему амплуа.
Эти роли могут быть сыграны «великолепно» и «на пределе», но всё равно оставляют ощущение, что один и тот же персонаж перемещается из фильма в фильм.
Лия Ахеджакова
Лия Ахеджакова известна по незабвенным комедиям Эльдара Рязанова и разнообразным работам в театре.
Но какой мы привыкли видеть Ахеджакову? Маленькая, суетливая, любопытная, в чем-то нелепая, не похожая на других.
Она так отличается от остальных и на сцене, и в жизни, но так похожа на себя саму в совершенно разных фильмах.
Кажется, что именно она, та самая болтливая секретарша Верочка из «Служебного романа», по окончании рабочего дня бежит на собрание гаражного кооператива.
А в канун Нового года спешит поздравить свою подругу Надю Шевелеву, и с тем самым нескрываемым любопытством оценить ее кавалера.
Уже около 40 лет Лия Ахеджакова служит театру «Современник», где в ее репертуаре Уилльям Шекспир соседствует с Николаем Колядой. За пределами «Современника» актрису можно увидеть, например, в спектаклях Кирилла Серебренникова и Дмитрия Крымова. А с экранов на нас уже десятки лет подряд как будто смотрит один и тот же бессменный персонаж.
Надежда Румянцева
Что приходит на ум при имени Надежда Румянцева? Смех, огонек в глазах, обаяние, задор! Такими были практически все ее героини.
Сразу вспоминаются и Людмила Добрыйвечер, и Надя Берестова, и мартышка из «38 попугаев», которую, кажется, только она и могла так озвучить, и, конечно, отчаянная Тося Кислицына.
Советские зрители знали, что самый верный способ настроиться на позитив - посмотреть любой из ободряющих фильмов Надежды Румянцевой. Фильмы разные, а она одна.
Андрей Мягков
Для Андрея Мягкова у Валентина Гафта тоже была припасена эпиграмма:
«Ни будь "иронии" в судьбе,
Мы бы не знали о тебе».
«Ирония судьбы», вне всяких сомнений, проложила актеру путь в кино. Хотя Мягков никогда не снимался слишком много, фильмы с ним стали не то что классикой, а целым культурным фондом.
Главным образом для Андрея Мягкова стал образ чуть зажатого, стеснительного, очень лиричного интеллигента, который теряется под гнетом обстоятельств.
Именно этот образ актер использовал так часто и смело, что и молодой дантист из «Похождений зубного врача», и Женя Лукашин, и Новосельцев, и молчаливый интеллигент из «Гаража» - словно один и тот же человек на разных этапах своей жизни.
И даже Карандышев из «Жестокого романса», который, на первый взгляд, стоит обособленно в фильмографии Андрея Мягкова - это очередной двусмысленный персонаж, у которого за душой нет ничего, но за которого в итоге и соглашается выйти замуж бесприданница Лариса.
Михаил Кокшенов
Яркий, характерный, цветущий, несший радость актер. Ураган экранного оптимизма. Он выбрал для себя комедийный жанр, хотя в молодости успел сняться в таких серьезных фильмах как «О друзьях‑товарищах», «Адъютант его превосходительства», «В огне брода нет», «Маленькие трагедии», сериале «Вечный зов».
Плотно отпечатавшееся в памяти зрителя амплуа Михаила Кокшенова - коренастый, простой до недалекости, румяный бодряк. Из тех, кто звезд с неба не хватает, но всегда становится душой компании.
При этом, «...шнурки развязаны, на одёжу суп присох. Надька Клюева на такого даже не посмотрит»...
За свою полувековую карьеру Михаил Кокшенов снялся более чем в ста фильмах. Артиста никогда не брали на главные роли - они не подходили к его амплуа, но он был непревзойденным мастером эпизода. Благодаря его комедийному таланту похожие, простоватые персонажи приобретали объем и правдоподобность.
Наталья Крачковская
Наталью Крачковскую открыл для кино Леонид Гайдай - и до конца дней она осталась, прежде всего, актрисой Гайдая.
Именно когда он снимал «12 стульев», ее карьера началась по-настоящему: говорят, режиссер искал на роль гражданки Грицацуевой «актрису, похожую на жену звукооператора Крачковского», а потом решил эту самую жену для простоты и снять.
И так родилась яркая характерная актриса. Ее уникальной фактуры хватало, чтобы запомниться в самой крошечной роли, каждая из которых - будто продолжение предыдущей.
Режиссеры часто не утверждали Крачковскую в свои фильмы, аргументируя свой отказ тем, что она - гайдаевская актриса, ставшая заложником похожих образов.
Михаил Светин
Актер маленьких ролей, как будто сливающихся в одну большую.
Коллеги не раз признавались, что Светин в кино, казалось, и не играл вовсе, а просто был собой - непосредственным и ненавязчивым.
Он был воплощением доброго простака с хорошим юмором, а это амплуа очень востребовано, но редко встречается.
Несмотря на то, что на экране он чаще всего появлялся в комическом амплуа, в жизни актер обладал сложным характером. За свою карьеру он умудрился поссориться со многими коллегами и режиссерами.
И пусть у повального большинства его киноперсонажей даже нет имени, видя на экране Михаила Светина, можно быть уверенным в одном - перед нами маленький чудаковатый персонаж со смешной дикцией и наивным взглядом.
С кем из предложенных актеров вы согласны, а с кем - нет? Кого бы добавили в список?
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
Поставьте лайк, если вам было интересно, или дизлайк, если не согласны с автором статьи.
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: