Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения величашего бразильца Оскара Нимейера, архитектора, модерниста, коммуниста и визионера. Именно этот уроженец Рио осуществил грандиозный замысел нового города — столицы Бразилиа, построенной с нуля на Бразильском плоскогорье в 1960-е годы. Как раз в момент активного строительства сюда приезжает съемочная группа из Франции во главе с режиссером Филиппом де Брока.
Бразилиа, как и Рио-де-Жанейро, как и колоритные джунгли Амазонки выбраны в качестве фона для приключенческой истории, в ходе которой Бельмондо спасает Дорлеак из лап коварных похитителей, упрямых охотников за древними сокровищами.
«Человек из Рио» — типичный фильм-открытка с завязкой на фоне парижских достопримечательностей, развитием действия на песчаных пляжах в Рио, кульминацией на верхотуре столичной стройки и развязкой в бразильской глубинке, где крокодилы и много диких обезьян. Таким образом, режиссер проводит зрителя по всем этапам развития бразильского общества и форм уклада — от общины с индейцами до модернизма с железобетоном.
Фильм вышел в 1964 году — Бразилиа официально основана в 1960, а строительство завершится только к 1970. Поэтому город на пленке кажется совершенно нереалистичным, каким-то даже инопланетным — впрочем, здания в виде перевернутых чаш или соборы в виде гигантских корон и сейчас производят мистическое впечатление: вспомним недавний документальный фильм, посвященный бразильской столице, авторы которого задаются вопросом о том, что такое этот город — сон или реальность?
Бельмондо же никакими подобными вопросами не задается. Он просто влюблен. И готов за любимой прыгать под пули или ядовитые дротики, плыть, бежать, лазить, раскачиваться на лианах, как Тарзан, драться и, конечно, летать. Говорят, все трюки он делал сам, но какая разница, когда такая архитектура на фоне! Кстати, не менее впечатляющ и Рио:
- это и набережная в форме полумесяца в Копакабана, которая, конечно, прекрасна,
но эти гигантские здания дорогих отелей и офисов создают непроходимую стену между городом и водой, жестоким образом закрывая вид на океан многим местным жителям;
- или фавелы, где обитает юный помощник Бельмондо:
над интерьером тщательно поработал художник-постановщик, и жилье самых нищих, естественно, приукрасили для фильма, однако нельзя отрицать, что общий образ схвачен очень точно;
- и, конечно, авторы не могут не показать зрителю здание, с которого карьера Нимейера во многом начиналась:
это вход в Министерство просвещения и здравоохранения, построенное в 1937 — 1943 годах группой архитекторов (вместе с Лусио Коста и Оскаром Нимейером), которых консультировал Ле Корбюзье. А чтобы окончательно «добить» восхищенного посетителя, входную группу украшает мозаичное панно Кандиду Портинари в стиле португальских изразцов азулежу.
Приятного просмотра! Кажется, лучшего фильма в наши серые зимние будни не найти! Солнце, море, приключения, легкость, с которой наши герои преодолевают обстоятельства, бразильская босса-нова (написанная, кстати, Жоржем Делерю, и это идеальное попадание в стиль) — фильм-счастье, словно побуждающий тоже раздобыть розовый автомобиль с зелеными снежинками и отправиться по следам бразильской утопии.
О Бразилии в кино читайте также: