Продолжая свое путешествие по Люберецкому округу, я набрела на весьма странное место. Хотя стоит ли удивляться странностям в моём заведомо необычном путешествии: ЮЛА, дорога, которой ещё предстоит быть построенной, ведет меня, плутая по городам и весям Подмосковья – и тем, что еще предстоит стать городами, и тем, что это звание давно потеряли. Но каждый из них - по своему интересен, и уникален, как эта обитель в окрестностях Дзержинского.
Старинный Николо-Угрешский монастырь находится в окрестностях Дзержинского – относительно «молодого» города в Люберецком городском округе. Собственно, вокруг обители, точнее вокруг ее "останков" город Дзержинский в свое время и вырос. Сейчас в этот городок к юго-востоку от Москвы можно добраться на автобусе сразу от нескольких станций столичного метро (Котельники, Люблино, Братиславская, Алма-Атинская), и, конечно, от Люберцов сюда тоже ходят автобусы. Ехать из Москвы на машине, традиционно, дольше – пробки-с.
Но, думаю, после 2026 года, когда будет запущена автодорога ЮЛА, именно этот вариант маршрута в Дзержинский станет самым быстрым и комфортным. Кстати, во второй части своего рассказа я упомяну о происхождении названия города, так как оно имеет прямое отношение к истории монастыря. Но сначала - о зарождении самой обители.
Пожалуй, страннее всего в этот день была я сама: за каких-то пару дней до поездки я вдруг в один день потерпела сокрушительный крах на личном фронте и даже временно сменила место жительства. А едва восстановив в Николо-Угрешском монастыре душевный покой, по дороге домой безвозвратно погубила свой телефон. Так что «актуальных» фото не ждите – они канули в Лету вместе с картой памяти. Какая ирония!
Есть на свете места, будто созданные для того, чтобы согревать замерзшее сердце. В печали, в страхе, в горе и тревоге мы ищем утешения, и находим его: в природе, музыке, живописи, архитектуре или в людях, которые нам дороги. А порой для укрепления духа нам требуется нечто большее. Чудо, быть может. Такое чудо, по легенде, согрело сердце идущего на битву с Мамаем русского князя Дмитрия Донского – когда в 15 верстах от Москвы его воинство раскинуло шатры, князю явился образ чудесной иконы.
«И явился ему на этом месте пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами светло окруженный и ярким светом осиянный, стоящий сам по себе в воздухе над деревом, называемым сосной, здесь растущим, никем не поддерживаемый. Молящемуся ему великому князю Дмитрию Ивановичу сошла сама с высоты эта святая икона и далась в честные руки его».
Правда ли князь Донской воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!», и нарек это место Угреша? Об этом доподлинно не знают даже историки и краеведы – ранних письменных источников об чудесном событии не сохранилось, и лишь более поздние летописи повествуют о нём, как о предании. Но, видно, и впрямь согрелось княжеское сердце – легенда гласит, что именно Дмитрий Иванович Донской, герой и победитель, повелел основать на том самом чудотворном месте обитель.
«По возвращении же благоверного князя с битвы с преславною победою он достиг снова того места, где образ чудесно в честные руки к нему снизошел, и о дарованной ему победе, благодарив Бога и Угодника Божия Николая, совершил молебен со своим воинством. И в то время сам благоверный великий князь Дмитрий Иванович с благоверными князьями и боярами нарек это место именем Угреша, которым оно зовется до сего дня, и повелел на этом месте соорудить храм во имя и в честь святителя угодника Христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию».
Ту самую великую битву с Мамаем князь Дмитрий Донской выиграл – все мы знаем её со школьных лет под названием Куликовской битвы. Как известно, было это в 1380 году, а значит, монастырь был основан позже – уже после этой даты. Так или иначе, но уже в летописях 1479 г. встречается упоминание о Угрешском подворье Московского кремля. Монастырь, по-видимому, с момента своего основания был не простым – ему благоволили власть имущие, от благодеяний которых обитель и существовала. Среди благодетелей было немало московских государей – от великих князей до русских царей, включая Ивана Грозного, повелением которого в 1567 году «Угреша была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода».
А почему все-таки - Угреша? Исследователи-краеведы (например, Елена Егорова, автор многочисленных книг и публикаций об истории Николо-Угрешского монастыря) склоняются к мысли, что «угреша» - этот топоним, существовавший задолго до появления войска князя Донского в этих краях. Согласно одной из версий, Угрешей звалось урочище, в котором князю, по преданию, явился пречудный образ. И по названию этого урочища и была названа сама икона, а затем и монастырь. Но я – не историк, а турагент с разбитым сердцем. Так что лично мне сейчас больше по душе легенда про «угреша сердце мое».
За столетия своего существования монастырь претерпел немало и немало повидали его насельники. В 16 веке нападение крымского хана Махмет-Гирея едва не погубило обитель, но после сокрушительного пожара она отстроилась заново. Смутное время привело в Николо-Угрешский монастырь беглого Лжедмитрия I, а затем и его «коллегу» – Лжедмитрия II, который даже ненадолго поселился в стенах монастыря вместе с Мариной Мнишек. А в 1611 году в Угреше собирались дружины Первого земского ополчения – предтечи более успешного Второго ополчения, возглавляемого Мининым и Пожарским.
Однако за смутными временами настали времена «золотые» - первый русский царь, Михаил Романов, осыпал Угрешу благодеяниями, и после долгих лет мучений обитель расцвела: здесь появились каменные храмы, хозяйственные постройки, палаты для высоких покровителей и даже гостиница для богомольцев. Раскинувшееся рядом с монастырем «потешное село» Остров пользовалось особым расположением царственных особ – возможно, наезжая в эти края, Романовы удачно совмещали богомолья со светскими развлечениями.
Однако после прихода к власти Петра I в монастыре вновь настали непростые времена – молодой царь не слишком жаловал русское монашество. Монастырские здания ветшали, да и ряды братии редели – от такой жизни монахи разбегались, как от чумы. Но самые стойкие оставались и кое-как поддерживали жизнь в монастыре, пока в 1771 году в его стены не нагрянула самая настоящая чума – здесь устроили лазарет для зараженных, а оставшихся братьев перевели в другую обитель.
Во второй половине 18 века распоряжением Консистории в Николо-Угрешском монастыре устроили… сумасшедший дом и тюрьму. Ну, то есть натуральный бедлам здесь творился: вместе с монахами в монастыре жили заключенные-колодники, инвалиды и умалишенные.
Период «оскудения» обители продолжался более 70 лет – дела здесь шли все хуже и хуже, так что в 1834 году обитель уж было собрались и вовсе закрыть. Но, к счастью, у монастыря нашлись новые покровители и благодетели, да и управители отыскались надежные. И за каких-то 30 лет Николо-Угрешский монастырь не только возвратил себе былую славу и уважение прихожан, но и превратился в настоящий центр духовной и культурной жизни: здесь строились не только храмы и церкви, но и появилась больница, богадельня, а также третьеклассное училище для крестьянских детей.
В общем, наступил-таки в Угреше «золотой век», но был тот век недолгим. На пороге уже маячила новая русская революция, а вместе с ней в обитель вновь пришли смутные времена.
Пожалуй, сегодня прервемся именно на этом интригующем моменте. Впереди нас ждет история о тревожных, хотя и очень интересных событиях, которые происходили в стенах и вокруг Николо-Угрешского монастыря. И, конечно, о возрождении обители уже в новом, 21 веке!
Если вас заинтересовал мой рассказ, ставьте лайк и подписывайтесь - как писали раньше в русских детективах: "Продолжение будетъ…"