Автор анализа, который я кратко изложу в этой публикации, Джордж Фридман, основатель и руководитель американской разведывательно-аналитической компании Strategic Forecasting Inc. (в сокращении Stratfor). Она настолько влиятельна, что иногда ее называют "теневым ЦРУ". Тем более интересно знать, как американский истеблишмент оценивает исторические перспективы Китая. Итак, начали. (За все, что сказано ниже, я лично ответственности не несу.)
Китай не имеет перспектив, но он важен
На территории Китая проживает четверть населения Земли, и о нем давно говорят уже как о будущей сверхдержаве. За последние 30 лет экономика Китая сделала огромный шаг вперед, что позволило ему стать мощным государством.
Но это не означают, что бурный рост продлиться вечно. Скорее, развитие китайской экономики будет уменьшается. Это приведет к значительным социальным и политическим проблемам. Китай не сможет стать одной из главных мировых держав. Он даже вряд ли сумеет сохранить свою территориальную целостность.
Географическое расположению Китая невыгодно. У Китая далеко не такая мощная экономика, как многим кажется, а его политическая стабильность ненадежна, так как находится в зависимости от роста экономики. Тем не менее Китай крайне важен, поскольку он хочет претендовать на лидирующие позиции в мире.
Остров посреди безбрежной суши
С точки зрения геополитики, Китай - это сухопутный остров. Почти со всех стороне его окружают обширные непроходимые местности, надежно изолирующих его от прочего мира. К северу от Китая - Монголия и Сибирь. На юго-западе - неприступные Гималаи. На южной границе с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом - гористая местность, густо покрытая джунглями. На востоке Китай омывает океан. Контактировать с внешним миром можно через Казахстан, но даже там для этого потребуется немало усилий. Китай - территориально оторванная страна.
Китай завоевывали только монголы в XIII веке. С тех пор Китай редко устанавливал собственные порядки за пределами своих границ. Важно не забывать, что Китай периодически запирал свои границы, отказываясь от международной торговли и избегая общения с чужестранцами. На протяжении всей своей истории Китай не был склонен к агрессии и лишь изредка вступал во взаимодействие с остальными странами мира.
Два Китая в одном - это проблема
В середине XIX в. Китай проходил через один из периодов "изоляционизма" в своей истории. Это было единое, но довольно бедное государство.
Используя силу, европейцы закрепились в Китае и способствовали развитию оживленной торговли в прибрежной полосе. Это привело к качественному росту благосостояния жителей приморских районов, занимавшихся торговлей, а, с другой стороны, увеличило разрыв между уровнем жизни на побережье и в остальной части страны.
Социально-экономичческое неравенство повлекло за собой ослабление центральной власти в прибрежных "префектурах" и вызвало общий рост нестабильности и хаоса. Приморское население не хотело отказываться от тесных связей с европейцами (и даже от их господства). На севере царили другие настроения - их от присутствия европейских торговцев было не холодно, и не жарко. А злость и зависть копились.
Слово берут китайские коммунисты
Период хаоса длился с середины XIX в. до 1949 г., когда к власти пришли коммунисты. Мао Цзэдун провалил революцию в прибрежном Шанхае, предпринял поход в глубь страны, собрал армию из бедных крестьян, победил в гражданской войне и покорил "обуржуазившееся" побережье.
После этого Мао вернул Китай в средневековое состояние, в котором тот пребывал до появления европейцев. До смерти Мао Цзэдуна Китай находился под жестким контролем Пекина, граждане которой были бедны и лишены возможности общения с внешним миром.
Второй раз на те же грабли
Преемники Мао решили сделать Китай процветающим благодаря международной торговле (т.е. повторить прошлый опыт), но также сохранить единство под сильной центральной властью. Дэн Сяопин решил рискнуть. Он был уверен, что на этот раз Китай сможет открыть свои границы, вступить в международную торговлю и при этом не пасть жертвой внутренних противоречий.
Торговля обогащали большие города на побережье, но во внутренних областях страны процветала нищета. Подавляющее большинство населения Китая живет в пределах 1500 км от побережья, занимая 1/3 территории страны в ее восточной части, в то время как остальные 2/3 заселены очень слабо.
Напряженность между прибрежными районами и остальной частью страны нарастала, но китайскому правительству удалось удерживать ситуацию под контролем, не прибегая к чрезмерным репрессиям.
30 лет - не срок
Так продолжалось более 30 лет. В первой четверти XXI в. китайское руководство уверенно демонстрирует, что в состоянии удерживать страну в равновесии сколько угодно долго и сделает все, чтобы жизнь китайцев в разных частях страны была одинаково счастливой, перемещая "северян" на юг и сдерживая недовольство этой миграцией "южан".
Однако здесь кроется серьезная проблема. На первый взгляд, Китай - капиталистическая страна с частной собственностью, банками и всеми атрибутами капитализма. Но на самом деле рыночные условия в Китае не влияют на распределение капитала.
Кому даем кредиты
В Китае гораздо больше значат личные значат, чем наличие хорошего бизнес-плана. По приблизительным оценкам, сумма безнадежных коммерческих кредитов в 2007 г. составляла 600-900 млрд долларов (или от 1/4 до 1/3 ВВП Китая). Это огромные деньги. Откуда они появились? Из-за того, что непотизм в Китае сильнее здравого смысла.
В условиях азиатской системы семейных и социальных уз или коммунистической системы политических взаимоотношений кредиты выдаются по самым разным причинам, которые практически не имели отношения к достоинствам бизнеса.
Японский опыт пригодился
Скорее всего неосознанно, чтобы справиться с такой суммой непогашенных кредитов, Китай использовал сверхвысокие темпы роста производства, нацеленного на экспорт товаров с низкой стоимостью.
Поступающие от их продажи средства помогают компаниям с большой задолженностью удержаться от разорения. Однако низкая цена, которую Китай устанавливает за свои товары, приносит мало прибыли. А экспорт без прибыли лишь имитирует бурную экономическую деятельность, в действительности никак не участвуя в ее развитии. Денежные поступления от него в бюджет велики, но они исчезают с той же скоростью, с какой появились.
Япония 1980-х - это нынешний Китай
В предыдущей статье из этого цикла разобрано, как по этому же пути в 1970-1980-е гг. шла Япония. Современный Китай - это в разы усиленная Япония. Это не просто страна, где социальные связи ставятся выше экономической целесообразности. Это еще и коммунистическое государство, в котором деньги распределяются по политическим мотивам, а экономическими данными манипулируют в своих интересах.
В Китае акционеры, "заточенные" под прибыль, по значимости уступают банкирам и государственным чиновникам, нуждающимся в наличных средствах.
Экономика Китая, опирающаяся на экспорт, до недавнего времени демонстрировала невероятный уровень роста, но теперь она замедлилась. По экспертным оценкам, уровень "безнадежных" долгов Японии около 1990 г. равнялся приблизительно 20% ВВП. Аналогичные показатели Китая в 2007 г., по самым скромным подсчетам, составлял около 25%, и, может быть, что в действительности эта цифра ближе к 40%. Но даже 25% - это очень опасно для экономической стабильности.
Два устрашающих примера
За последние 40 лет объем китайской экономики многократно возрос. Однако мнение о том, что такие темпы роста можно поддерживать в течение неопределенного времени, нарушает основополагающие принципы экономики.
Китайская экономика восхищала нас темпами роста, но более важным представляется вопрос - приносит ли этот рост прибыль? На самом деле он лишь дает средства для выполнения банковских операций. Но это не усиливает экономику.
В Азии уже бывали случаи, когда из-за рецессии вся экономика рушилась в считаные дни. В конце 1980-х гг. это случилось с Японией. Все думали, что ей ничто не угрожает. Экономика Японии развивалась, но, как уже было сказано, постоянно поддерживать высокий темп роста невозможно. Когда он резко замедлился, японские банки посыпались, как карточные домики. От последствий банковского кризиса Япония полностью не оправилась даже через 20 лет.
Подобным образом в 1997 г. рухнула стремительно развивавшаяся экономика Восточной Азии, что стало абсолютной неожиданностью для многих экспертов.
Вместо заключения
Рано или поздно определенные закономерности цикла экономического развития, из-за которых более слабые игроки вынуждены уходить с рынка, обязательно дадут о себе знать. В один момент простая нехватка квалифицированной рабочей силы положит конец постоянному росту. У роста есть структурные пределы, и Китай к ним уже близок.
Джордж Фридман высказал свое мнение, теперь дело за вами. Пишите, что вы думаете по этому поводу? Высказывайтесь в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору