Как свободный рынок скатывается в противостояние империалистов
Между написанием «Капитала» Марксом и возвышением ленинских идей прошло полвека. За это время капитализм в мире не только окреп, но и приобрел чудовищные формы. Это и раскрывает в своей работе Владимир Ильич.
Маркс показал, что неизбежно свободная конкуренция порождает концентрацию производства, а эта концентрация ведёт к монополии. Что и происходило в ведущих странах мира при жизни Ильича. В итоге экономикой стал заправлять финансовый капитал, а не реальное производство.
«Развитие капитализма дошло до того, что, хотя товарное производство по-прежнему «царит» и считается основой всего хозяйства, но на деле оно уже подорвано, и главные прибыли достаются «гениям» финансовых проделок. В основе этих проделок и мошенничеств лежит обобществление производства, но гигантский прогресс человечества, доработавшегося до этого обобществления, идет на пользу... спекулянтам».
В таких финансовых монстров стали превращаться банки. Как известно, основной и первоначальной операцией банков являлось посредничество в платежах.
«По мере развития банкового дела и концентрации его в немногих учреждениях, банки перерастают из скромной роли посредников в всесильных монополистов, распоряжающихся почти всем денежным капиталом всей совокупности капиталистов и мелких хозяев, а также большею частью средств производства и источников сырья в данной стране и в целом ряде стран. Это превращение многочисленных скромных посредников в горстку монополистов составляет один из основных процессов перерастания капитализма в капиталистический империализм».
Таким образом горстка монополистов подчиняет себе торгово-промышленные операции всего капиталистического общества.
«Получая возможность — через банковые связи, через текущие счета и другие финансовые операции — сначала точно узнавать состояние дел у отдельных капиталистов, затем контролировать их, влиять на них посредством расширения или сужения, облегчения или затруднения кредита, и наконец всецело определять их судьбу, определять их доходность, лишать их капитала или давать возможность быстро и в громадных размерах увеличивать их капитал и т. п.»
Как это происходит?
Казалось бы, капитализм дает право владеть компаниями, посредством участия в доле капитала. Ну например, 50% акций достаточно для владения компанией. Демократия! Но на деле эта «система участий» порождает парадоксальные схему, когда владея малой долей, можно владеть всем.
Пример из работы Ленина:
«Руководитель контролирует основное общество ("общество-мать" буквально); оно в свою очередь господствует над зависимыми от него обществами ("обществами-дочерьми"), эти последние -- над "обществами-внуками" и т. д. Таким образом можно, владея не слишком большим капиталом, господствовать над гигантскими областями производства. В самом деле, если обладания 50 % капитала всегда бывает достаточно для контроля над акционерным обществом, то руководителю надо обладать лишь 1 миллионом, чтобы иметь возможность контролировать 8 миллионов капитала у "обществ-внуков". А если этот "переплёт" идёт дальше, то с 1 миллионом можно контролировать 16 миллионов, 32 миллиона и т. д.»
Но это еще не все.
Достаточно владеть 40% акций, чтобы распоряжаться делами акционерного общества, ибо известная часть раздробленных, мелких акционеров не имеет на практике никакой возможности принимать участие в общих собраниях и т. д.
Отсюда и постоянно дробление стоимости акций, чтобы посильнее размыть массу владельцев долями компании, которые ничего не решают.
«"Система участий" не только служит к гигантскому увеличению власти монополистов, она кроме того позволяет безнаказанно обделывать какие угодно тёмные и грязные дела и обирать публику, ибо руководители "общества-матери" формально, по закону, не отвечают за "общество-дочь", которое считается "самостоятельным" и через которое можно всё "провести".»
Условной «Омерике» не нужно захватывать страну целиком, достаточно захватить того, кто наверху этой пирамиды участий, то есть контролировать элиту.
«Всё более и более выпукло выступает, как одна из тенденций империализма, создание "государства-рантье", государства-ростовщика, буржуазия которого живёт всё более вывозом капитала и "стрижкой купонов". Было бы ошибкой думать, что эта тенденция к загниванию исключает быстрый рост капитализма; нет, отдельные отрасли промышленности, отдельные слои буржуазии, отдельные страны проявляют в эпоху империализма с большей или меньшей силой то одну, то другую из этих тенденций. В целом капитализм неизмеримо быстрее, чем прежде, растёт, но этот рост не только становится вообще более неравномерным, но неравномерность проявляется также в частности в загнивании самых сильных капиталом стран.»
Одновременно к концу 19 века наступил пик колониализма, на глобусе не осталось белых пятен. Все было поделено между великими державами. Международная активность империалистических стран привела в переделу мира — началу Первой мировой войны.
Подведем итог:
«Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрёл выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами.»
Что добавить? Прошло 100 лет, никогда такого не было, и вот опять...
❓ Читали? Что еще посоветуете?
Читать также:
Мои обзоры книг: