Найти в Дзене
Институт воспитания

Безопасность детей: как развивать самостоятельность в ребёнке

Рано или поздно каждый ребёнок должен стать самостоятельным, но, к сожалению, с такими навыками, как самостоятельность и умение оценивать риски, никто не рождается. Всё это приходит с опытом. Отсюда — детские травмы, сложности общения со сверстниками, уход в виртуальную реальность из обычной жизни. Мы расскажем, как помочь ребенку вырасти самостоятельным и сделать этот процесс максимально безопасным с учётом возрастных особенностей. Один дома Все мы помним эту яркую комедию, когда ребёнок проявляет чудеса храбрости, оставшись один дома. Но кто из родителей хочет, чтобы его малыш побывал в подобной ситуации? Уверены, что никто. Именно поэтому важно научить его правильному поведению, когда он оста`тся в квартире один. Рассказать о потенциальных опасностях, связанных не только с непрошенными гостями, но и с использованием бытовых приборов, а также научить проводить время в отсутствие родителей безопасно. Наверное, не стоит говорить, что к школьному возрасту ребёнок должен понимать, что сп
Оглавление

Рано или поздно каждый ребёнок должен стать самостоятельным, но, к сожалению, с такими навыками, как самостоятельность и умение оценивать риски, никто не рождается. Всё это приходит с опытом. Отсюда — детские травмы, сложности общения со сверстниками, уход в виртуальную реальность из обычной жизни. Мы расскажем, как помочь ребенку вырасти самостоятельным и сделать этот процесс максимально безопасным с учётом возрастных особенностей.

Один дома

Все мы помним эту яркую комедию, когда ребёнок проявляет чудеса храбрости, оставшись один дома. Но кто из родителей хочет, чтобы его малыш побывал в подобной ситуации? Уверены, что никто. Именно поэтому важно научить его правильному поведению, когда он оста`тся в квартире один. Рассказать о потенциальных опасностях, связанных не только с непрошенными гостями, но и с использованием бытовых приборов, а также научить проводить время в отсутствие родителей безопасно.

Наверное, не стоит говорить, что к школьному возрасту ребёнок должен понимать, что спички не игрушка, что включать газ без присутствия взрослых нельзя и открывать дверь незнакомым людям запрещается. А в случае нестандартной ситуации он должен уметь позвонить родителям и при необходимости в службу спасения. Эти «прописные истины», как правило, родители рассказывают своим детям с самого младшего возраста.

-3

«Так, может, включить ребенку компьютер или дать смартфон, и он даже не заметит наше отсутствие?» — могут спросить некоторые мамы и папы. С одной стороны, это вариант. С другой, интернет может быть как источником полезной информации, так и источником деструктивного воздействия. Об этом стоит помнить и регламентировать количество часов, проведённых ребёнком в компании с гаджетами. Особенно это касается детей старше 10–11 лет, которые уже умеют обходить многие запреты, установленные родителями на телефонах, планшетах и компьютерах.

В «Стратегии комплексной безопасности детей на период до 2027 года» отмечено, что деструктивное воздействие через средства массовой информации интернет формирует негативную морально-психологическую атмосферу, способствует росту психических заболеваний, разрушает сложившиеся нормы нравственности, провоцирует противоправное поведение, наносит моральный и физический вред здоровью ребенка.

Может показаться, что это звучит слишком страшно, а последствия преувеличены. Но на самом деле нередки случаи, когда именно интернет-общение доводит подростков до суицида. Мы не призываем к тому, чтобы полностью исключить современные технологии из жизни школьника. Но, оставляя его одного дома, лучше найдите ему полезное и развивающее занятие. А времяпрепровождение в интернете держите под родительским контролем.

Чем занять ребёнка в отсутствие взрослых?

  • Дошколят можно попросить нарисовать картинку на совместно выбранную с ребёнком тему.
  • Для детей 7–10 лет отличным отвлечением от отсутствия взрослых могут стать несложные домашние дела: сложить в шкаф свои вещи или разобрать игрушки. Постарайтесь организовать время ребёнка так, чтобы у него не было желания заняться чем-то небезопасным, пока вас нет дома. И обращайте внимание на то, чтобы эти занятия вызывали положительные эмоции. Иначе у ребёнка может закрепиться в памяти ситуация, что, когда родители уходят из дома, ему приходится не только оставаться одному, но и делать то, что не приносит радости.
  • Что касается подростков, то мамам и папам необходимо понимать: чем взрослее становятся дети, тем сложнее их контролировать. В возрасте 11–15 лет не подойдут рутинные бытовые задачи или творческие задания.
Подросток уже начал путь сепарации от родителей, и ему крайне важно проявлять свою самостоятельность. Следует уделять внимание разговорам о возможных последствиях неосторожного или необдуманного поведения. И идеальным вариантом будут дружелюбные беседы, в которых родитель выступает как более опытный наставник.

Брат за сестру, сестра за брата

Если в семье растут несколько детей, то рано или поздно наступает время, когда старшим приходится заботиться о младших. Отвести и привести на занятия, помочь сделать уроки, иногда и защитить от нападок одноклассников. В идеальной картине мира старшему ребёнку такая забота должна приносить удовольствие, гордость за то, что ему доверили маленькую жизнь. Но это не всегда так. Каждый человек в любом возрасте хочет больше времени уделять себе, своим задачам и увлечениям, а не заниматься решением вопросов младших. Но, если такие обязанности неизбежны, следует подготовить старшего ребёнка к их выполнению.

Шаг 1. Определите степень ответственности, исходя из возраста и возможностей более взрослого брата или сестры. Например, в 5–7 лет старшему ребёнку можно доверить играть с малышом, показывать ему книжки и пересказывать их содержание. Начиная со школьного возраста, старшие дети могут помогать собирать малышей на прогулку, кормить их, вместе делать утренние и вечерние гигиенические процедуры. Главное — все это должно происходить под присмотром родителей. Даже в 10 лет ребёнок еще не до конца оценивает свои возможности, особенно физические. И сам того не желая, просто не рассчитав силы, может случайно навредить малышу.

Шаг 2. Развивайте «родственные» чувства. Младший ребёнок не должен бояться обратиться за помощью к старшему, а тот, в свою очередь, должен уметь помочь по мере возможностей. Особенно это актуально, когда старший ребёнок — подросток и его мир уже выходит за пределы семьи, а забота о «мелких» кажется чем-то противоестественным и навязанным. Напоминайте ему о том, что он сам был таким же, не умел делать многих вещей, а теперь может передать свой опыт маленькому человеку.

В любом возрасте дети должны знать простой и понятный алгоритм действий как в стандартных, так и в непредвиденных ситуациях.

Например, если во время прогулки или похода в школу один из детей потерялся, то второй должен сообразить позвонить родителям. Обязательно проговорите с детьми, что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами и принимать от них подарки. В общественном транспорте нужно всегда находиться максимально близко друг к другу и не теряться из виду.

Взрослый мир, увлекательный и разнообразный, таит в себе не только приятные моменты и новые открытия, но и опасности. Родители должны помнить об этом и деликатно готовить к самостоятельной жизни детей. Это непростой, но очень увлекательный процесс, если его проходить рука об руку. И только родителям под силу сделать знакомство ребёнка с этим миром безопасным.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

-4

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.