Найти в Дзене

София (Софья) Минская — датская королева родом из Беларуси 👑🌊🌲

Представьте девочку из восточнославянского княжества, которую увозят далеко на север — туда, где ветер пахнет солью, а море гудит, как огромный рог. Там её язык будет звучать чужим, её одежда казаться странной, её вера — опасной… И всё же через несколько лет именно её имя окажется рядом с именем короля — на маленькой памятной монете. Не потому, что она победила в битве. А потому, что в XII веке иногда всё решало не копьё — а выгодный брак. ✨ Русские летописи Софию не упоминают — мы знаем о ней только по западным источникам. Среди них называют «Краткую историю датских королей» Свена Аггесена, «Деяния данов» Саксона Грамматика, «Сагу о Кнютлингах», генеалогии датских королей, «Обзор саг о датских конунгах», свод саг «Красивая кожа», датские анналы. В некоторых скандинавских текстах её имя записано не совсем точно: встречаются более приятные датскому уху варианты Суфия или Сифия. Точное место её рождения неизвестно (но склоняются к Менску, удельному княжеству Полоцкой земли), датой назыв
Оглавление

Представьте девочку из восточнославянского княжества, которую увозят далеко на север — туда, где ветер пахнет солью, а море гудит, как огромный рог. Там её язык будет звучать чужим, её одежда казаться странной, её вера — опасной…

И всё же через несколько лет именно её имя окажется рядом с именем короля — на маленькой памятной монете. Не потому, что она победила в битве. А потому, что в XII веке иногда всё решало не копьё — а выгодный брак. ✨

⛪ Ранняя жизнь: от Минска до дворов Скандинавии

-2

Русские летописи Софию не упоминают — мы знаем о ней только по западным источникам. Среди них называют «Краткую историю датских королей» Свена Аггесена, «Деяния данов» Саксона Грамматика, «Сагу о Кнютлингах», генеалогии датских королей, «Обзор саг о датских конунгах», свод саг «Красивая кожа», датские анналы. В некоторых скандинавских текстах её имя записано не совсем точно: встречаются более приятные датскому уху варианты Суфия или Сифия.

Точное место её рождения неизвестно (но склоняются к Менску, удельному княжеству Полоцкой земли), датой называют 1041 год. Происхождение княжны — тема, о которой спорят и в русской, и в европейской историографии. Самая распространённая версия такова: София была дочерью Володаря Глебовича и Рыксы (Рихезы, Рихиссы Польской), дочери Болеслава Кривоустого. Эту версию наиболее подробно и убедительно развивал Я. Гален.

Есть и другая гипотеза, которую высказывали Баумгартен и Пашуто: они предполагали, что София могла быть дочерью Рыксы от новгородского князя Владимира Всеволодовича. Но тогда возникает сложность: в таком случае её будущий муж, по сути, женился бы на своей двоюродной племяннице — а это уже требует дополнительных объяснений и допущений.

Для Рыксы брак с Володарем, будущим князем Менским (Минским), стал вторым по счёту: первым её избранником был Магнус Сильный, претендент на датский престол. Когда тот потерпел поражение, Рихисса вместе с сыном (Кнудом V Магнуссеном) бежала в Польшу, а затем вышла замуж за Володаря Глебовича, представителя Полоцкой ветви Рюриковичей.

В 1046-1047 году сына Рыксы избирают королём Ютландии, и она разводится с отцом Софии. Когда Рихиза вышла замуж за овдовевшего шведского короля Сверкера I, малолетняя София поехала на чужбину вместе с матерью и оказалась при шведском дворе — там её и приняли как часть королевского окружения.

Как и полагается “принцессе”, девочка получила блестящее домашнее образование, во многом — благодаря переездам и влиянию матери. Помимо родного древнерусского София владела польским и латынью (спасибо родительнице), могла изъясняться на датском и шведском.

А пока маленькая София растёт, вокруг неё разворачиваются настоящие кровавые страсти. Единоутробный брат девочки и король Ютландии воюет с троюродным братом Свеном, которого поддерживают Зеландия и Сконе. Свен и его родич Вальдемар разбивают Кнуда в 1050 году, и тот бежит к тестю Сверкеру и матери в Швецию.

Кнуд попытался вернуть себе власть с поддержкой императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы. В итоге в 1152 году стороны договорились о компромиссе: Кнуд стал соправителем Свена III. Но Свен всё равно продолжал вести себя так, будто Дания должна принадлежать только ему одному.

Тогда Кнуд заключил тайный союз с герцогом Вальдемаром — сыном Кнуда Лаварда, которого когда-то убили по вине отца Кнуда V, — а также с королём Сверкером. Этот союз оказался достаточно сильным, чтобы в 1154 году Свен III не выдержал давления и бежал из страны. После этого Кнуд и Вальдемар начали править Данией вместе.

💑🏼 Политический брак: та, что помогла стать королём Дании

-3

По традициям того времени высокородная девица не могла долго оставаться без супруга, особенно столь желанная как политический трофей: дочь князя Менского, сестра короля Датского, племянница нового польского князя-принцепса, падчерица короля Швеции…

Согласно датским источникам, в 1054 году тринадцатилетнюю Софию обручают с Вальдемаром, соправителем её брата. Хронист Саксон Грамматик трактует это событие как покупку верности — взамен на долгосрочный союз Кнуд предлагает Вальдемару сестру в жёны и богатое приданое.

Впрочем, до достижения совершеннолетия София три года живёт в Дании в удалении от мужа, под присмотром женщины по имени Бодил. Так как она не владела никакой собственностью в Дании, ей было обещано 1/8 часть поместий её брата.

-4

В 1157 году случается очередной виток политической нестабильности. Кнуд становится правителем Зеландии… и гибнет во время «кровавого пира» в Роскилле — там его жестоко убивают союзники старого врага, Свена III.

Почти сразу после трагедии Вальдемар скоропостижно консуммирует брак с Софией — и этот ход помогает закрепить поддержку людей Кнуда, а затем выиграть решающее столкновение.

«Вальдемар конунг данов взял в жены Суффиу, дочь Валада, конунга Пулиналанда и королевы Рикицы»

Вальдемар I Великий (именно таким он войдёт в историю) становится королём Дании, а София — королевой-консортом. К свадьбе в 1157 году изготовляют серию памятных монет (брактеатов) с изображением монаршей пары — как символ публичного закрепления претензий на престол.

Любопытно, что оба супруга оказываются славянами по происхождению и дальними родственниками. София — дочь польской принцессы Рыксы из династии Пястов и князя Володаря Менского из Полоцкой ветви Рюриковичей, а Вальдемар (т.е. Владимир!) — сын датского принца Кнуда Лаварда и киевской княжны Ингеборги Мстиславны, правнук Киевского Великого князя Владимира Мономаха.

👑 София как королева: тишина источников и громкое материнство

-5

Про её личное влияние данные действительно скупы: «источники молчат» — формулировка, которая повторяется в исследованиях королев Средневековья постоянно. Датский справочник прямо говорит: о деятельности Софии как королевы известно мало. Впрочем, злые языки народа говорят о Софии как о личности неординарной. Саги изображают её красивой, но властной и отчасти жестокой женщиной. Так, согласно им, она повелела сжечь в бане любовницу своего мужа Туве и ранила его сестру Кирстен в словесной перепалке.

Впрочем, на то у неё были все основания: незаконнорожденный сын Вальдемара от Туве, Кристофер, был старше детей Софии и считался серьёзной преградой для её потомства, а позже получил от отца во владение богатый Шлезвиг и титул герцога.

Что известно точно: брак с Вальдемаром был более чем плодовитым. Своему супругу София подарила восемь детей, шесть дочерей и двух сыновей (каждый из которых станет королём):

Софья (1159—1208) — с 1181 года жена Зигфрида III, графа Веймар-Орламюнде (1150—1206)

Кнуд VI (1162—1202) — король Дании с 1182

Маргарита (1160/68 — пос.1188) — монахиня в монастыре св. Марии в Роскилле.

Мария (1161/69 — пос.1188) — монахиня в монастыре св. Марии в Роскилле.

Вальдемар II Победитель (1170—1241) — король Дании с 1202 года, герцог Шлезвига 1188—1202

Ингеборг (1175—29 июля 1236) — с 15 августа 1193 жена Филиппа II Августа (22 августа 1165—14 июля 1223), короля Франции с 1180 (брак аннулирован в 1193, но в 1200 признан действительным)

Елена (ок. 1177 — 22.11.1233) — с 1202 жена Вильгельма I, герцога Брауншвейг-Люнебурга (1184—1213)

Рикса (Рихеза) (ум. 1220) — с 1210 жена Эрика X Кнутссона (1180—10 апреля 1216), короля Швеции с 1208

В 1182 году король Вальдемар умер, после власть перешла его сыну Кнуду VI. София поначалу помогала сыну с государственными делами, контролировал её работу Королевский Совет.

🥀Закат королевы: второй брак и окончание жизни

-6

Подсобив сыну и убедившись в его самостоятельности, в 1184 году София выходит за Людвига III, ландграфа Тюрингии. Туда её сопровождала большая свита с дарами.

Однако перед тем, как отправиться в Третий крестовый поход, Людвиг изгнал супругу (по всей видимости, так и не консумировав брак).

По самой популярной теории камнем преткновения стала разница в возрасте: родившая восемь детей жена, которая ещё и была на десять лет старше, совершенно не привлекала ландграфа.

Впрочем, иные источники говорят о политическом факторе. Людвиг III был племянником императора Священной Римской Империи Фридриха Барбароссы и активно поддерживал все его начинания. Сын же Софии, Кнуд, по совету сподвижника Софии, епископа Абсалона проводил независимую от Барбароссы политику и расширял владения в Мекленбурге и Померании. Возможно, Людвиг хотел повлиять на пасынка через мать, но его попытки не увенчались успехом.

В 1190 году София разорвала этот брак и вернулась в Данию. Уже дома, по всей вероятности, она могла быть причастна к появлению труда под названием «Генеалогия датских королей» — его составили на фоне громкого семейного скандала: развода её дочери Ингеборги с французским королём Филиппом II Августом. Прямых доказательств нет, но выглядит логичным предположение, что аббат Вильгельм де Параклито, автор «Генеалогии», мог получить часть сведений именно от Софии — как от человека, который прекрасно знал подробности и династические связи изнутри.

-7

София умерла 5 мая 1198 года. Её похоронили рядом с первым мужем, в королевской усыпальнице в Рингстеде. А сегодня в Национальном музее Копенгагена можно увидеть слепок её черепа и реконструкцию предполагаемого облика.

☦ Легендарный Крест Дагмар: дар из Беларуси?

-8

Похоже, София не обрывала ниточки, связывавшие её с родным Менском. В конце XII века монах Вильям Кентерберийский описал почти приключенческий эпизод: один купец вёз королеве данов подарки «от отца» — по Двине, а затем по Балтийскому морю. Но у берегов Поморья, то есть у нынешних польских земель, корабль перехватили пираты и ограбили.

Когда новость дошла до Софии, она обратилась к мужу, королю Вальдемару, и тот распорядился устроить карательный поход. Возглавил его старший сын, Кнуд — как раз в то время он готовился к рыцарскому посвящению. Чем всё завершилось, источники не говорят: удалось ли вернуть “гостинцы”, остаётся загадкой.

Но вот если представить, что добычу всё-таки отбили… тогда след одной из главных датских святынь вполне мог бы вести на восток — к нынешним белорусским землям.

Есть знаменитая реликвия — так называемый Дагмарский крест: небольшой византийский золотой крест XI века с эмалевыми православными изображениями. Долгое время считали, что он принадлежал Драгомире-Дагмар — жене второго сына Софии и датского короля.

Сейчас, однако, чаще говорят о другой владелице: вероятнее, крест носила Рикса, одна из дочерей Софии, названная в честь своей бабушки. Рикса умерла в 1220 году; драгоценность нашли в её разрушенной гробнице, которая находилась рядом с погребением Дагмар.

Если принять эту версию, логичная цепочка выглядит так: крест мог перейти Риксе от матери, а Софии — достаться от отца. Иначе появление такого византийского, явно православного по духу изделия в католической Дании объяснить трудно. Мысль о подобной “передаче по женской линии” первым высказывал Фритце Линдал — бывший директор Национального музея Дании.

Самое удивительное, что Дагмарский крест, при всей своей византийско-православной природе, со временем стал одним из символов датской идентичности.

До сих пор многие датские девочки получают копию такого креста при крещении, а ещё в Дании давно существует обычай дарить «крест Дагмар» невесте на свадьбу. Например, в 1863 году король Фредерик VII преподнёс своей племяннице, принцессе Александре, на свадьбу с британским принцем Эдуардом роскошное колье с копией креста Дагмар. Украшение было устроено так, что подвеску с крестом можно было отстегнуть и носить отдельно — как брошь. Сейчас это колье хранится в Британском королевском доме. А королева Елизавета надевала его во время визита в Данию в 1957 году — правда, уже без самого креста.

📚💡 Вклад в историю: почему София — больше, чем «жена короля»

Роль Софии в истории довольно уникальна благодаря следующим факторам:

  • единственная древнерусская княжна, упомянутая во множестве западных источников, но отсутствующая напрочь в восточнославянских;
  • мостик между Полоцкими землями и Балто-Скандинавским регионом. Династические связи потомком Вальдемара с монархами Европы затем станут ещё прочнее, превратятся в целую сеть;
  • живой фактор легитимности власти: сестра бывшего короля, супруга нынешнего, мать будущих;
  • потенциально приложила руку к появлению двух шедевров датской культуры, Дагмарского креста и Генеалогии датских королей.

Вопрос читателям 💬

А Вы знали о Софии Минской раньше? Хотите познакомиться с судьбами её дочерей, ставшими герцогинями и королевами европейских государств? Или есть иные знаменитые личности, чью биографию было бы интересно увидеть?

📜 Что почитать о Софии

Материалов не так много, но выделю следующие — они позволят взглянуть на Софию под разными углами:

  1. Современный научный: работы Татьяны Николаевны Джаксон, известнейшего отечественного скандинависта.

Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и её соседей: X—XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. 1988—1989 годы. — М., 1991. — C. 163;

Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (середина XI — середина XIII в.). — М., 2000. — С. 180—181.

2. Авторский художественный взгляд на жизнь Софии Минской представлен в историческом романе-хронике Миры Майской, “Софья — королева данов”.

3. Современники упоминают Софью в скандинавских источниках:

«Гнилая кожа»

«Красивая кожа»

«Сага о Кнютлингах»

Саксон Грамматик. Деяния данов. В 2 т. I†XVI книги / Пер. с лат. яз. А.С. Досаева. М., 2017.

📚 Источники

  1. Saxo Grammaticus. The History of the Danes (Gesta Danorum). Trans. Peter Fisher; ed. Hilda Ellis Davidson. Vol. 1–2. Cambridge: D. S. Brewer, 1979–1980.
  2. Saxo Grammaticus. Gesta Danorum. Ed. Karsten Friis-Jensen; trans. Peter Zeeberg. (Oxford Medieval Texts). Oxford: Oxford University Press, 2015.
  3. Sven Aggesen. The Works of Sven Aggesen, Twelfth-Century Danish Historian. Trans. Eric Christiansen. London: Viking Society for Northern Research, 1992.
  4. Danmarks middelalderlige annaler. Udg. Erik Kroman. København: Selskabet for udgivelse af kilder til Danmarks historie, 1980.
  5. Sawyer, Birgit; Sawyer, Peter. Medieval Scandinavia: From Conversion to Reformation, circa 800–1500. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1993.
  6. The Cambridge History of Scandinavia. Vol. 1: Prehistory to 1520. Ed. Knut Helle. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  7. Mühle, Eduard. Slavs in the Middle Ages Between Idea and Reality. Leiden: Brill, 2023.

Научные статьи онлайн

  1. Kjær, Lars. “Heir to his Name and Blood”: The Valdemarian Kings of Denmark and the Slavs, 1168–1241. Mirator 25:1 (2025): 7–24.

2. Dubinka-Hushcha, Lizaveta. National Shrines and Women’s Power: The History of Sophia of Minsk, Queen of Denmark. Journal of Belarusian Studies 11(2) (2021): 105–123.