Найти в Дзене

Как говорить с детьми о смерти и болезни.

Как говорить с детьми о смерти и болезни: честность, которая лечит Когда в семье появляется тема болезни или смерти, взрослые часто хотят «уберечь» ребёнка от тяжёлых переживаний. Кажется, если не говорить, то боль обойдёт стороной. Но дети всё чувствуют. Даже если им ничего не объясняют, они замечают интонации, усталость, шёпот, изменившийся запах в доме. И если рядом нет взрослого, который поможет назвать происходящее, ребёнок начинает фантазировать. А детская фантазия часто страшнее правды. В гештальт-подходе мы считаем: правда не разрушает, если рядом есть поддержка. Разрушает одиночество и растерянность, когда никто не объяснил, что происходит. Поэтому говорить с ребёнком о смерти или болезни -значит не травмировать, а помогать справляться. Для ребёнка важно, чтобы взрослый говорил ясным языком. Эвфемизмы вроде «ушёл», «заснул», «улетел» создают путаницу и могут привести к тревожным фантазиям: «Если я засну, тоже не проснусь?» Лучше использовать реальные слова: «Бабушка умерла. Эт

Как говорить с детьми о смерти и болезни: честность, которая лечит

Когда в семье появляется тема болезни или смерти, взрослые часто хотят «уберечь» ребёнка от тяжёлых переживаний. Кажется, если не говорить, то боль обойдёт стороной.

Но дети всё чувствуют. Даже если им ничего не объясняют, они замечают интонации, усталость, шёпот, изменившийся запах в доме. И если рядом нет взрослого, который поможет назвать происходящее, ребёнок начинает фантазировать.

А детская фантазия часто страшнее правды.

В гештальт-подходе мы считаем: правда не разрушает, если рядом есть поддержка. Разрушает одиночество и растерянность, когда никто не объяснил, что происходит. Поэтому говорить с ребёнком о смерти или болезни -значит не травмировать, а помогать справляться.

  1. Говорите просто и прямо

Для ребёнка важно, чтобы взрослый говорил ясным языком. Эвфемизмы вроде «ушёл», «заснул», «улетел» создают путаницу и могут привести к тревожным фантазиям: «Если я засну, тоже не проснусь?»

Лучше использовать реальные слова:

«Бабушка умерла. Это значит, её тело больше не живёт. Мы можем грустить, вспоминать и любить её.»

Правда, сказанная спокойно, безопаснее выдуманных историй. Она помогает ребёнку опереться на реальность, пусть даже она горькая.

  • Не пытайтесь всё объяснить сразу

Детская психика воспринимает информацию дозами.

Сегодня он может спросить: «А почему люди умирают?» - а завтра поинтересоваться, где теперь бабушка и можно ли с ней поговорить.

Важно отвечать коротко и честно, не перегружая фактами.

«Люди умирают, когда их тело перестаёт работать. Это бывает у стариков или когда болезнь слишком сильная. Мы не можем это изменить, но можем помнить и любить.»

Если ребёнок не спрашивает - не значит, что не думает. Иногда ему нужно время, чтобы подойти к теме с другой стороны - через рисунок, игру или сон.

  • Поддерживайте через тело и контакт

Когда вы говорите о трудных вещах, важно не только что вы говорите, но и как вы присутствуете.

Сядьте рядом, не напротив, чтобы не было ощущения допроса.

Говорите мягко, спокойно. Можно положить руку на плечо, обнять, если ребёнок не сопротивляется.

Ваше дыхание, взгляд, тепло - то, что даёт ему опору больше, чем слова.

Если он начинает плакать, не нужно останавливать:

«Плачь, это нормально. Мне тоже грустно. Мы можем плакать вместе.»

Так ребёнок видит, что эмоции - не опасны, что горе можно проживать и при этом оставаться живым.

  • Дайте место разным чувствам

Ребёнок может реагировать неожиданно: смеяться, злиться, убегать, играть.

Это не признак бездушия -это способ психики справиться с перегрузкой.

В гештальт-подходе мы видим в таких реакциях естественное колебание между болью и восстановлением.

Если ребёнок уходит играть после разговора - не мешайте. Игра - это тоже терапия.

Пусть строит, рисует, изображает смерть в кукольном театре. Это не страшно, это переработка опыта.

  • Придумайте совместный ритуал

Ритуалы помогают вернуть ощущение смысла и завершённости.

Можно сделать альбом воспоминаний, посадить дерево, написать письмо умершему, зажечь свечу.

Иногда ребёнок сам предлагает: «А давай оставим её фотографию на столе».

Такие действия создают связь между прошлым и настоящим, дают телу и сердцу понять: «Он умер, но наша любовь осталась».

  • Когда смерть или болезнь касаются родителей

Это самый трудный разговор. И всё же ребёнку важно знать хотя бы часть правды.

«Я болен. Это серьёзно. Врачи помогают, но я могу уставать. Ты можешь спрашивать всё, что хочешь. Я рядом.»

Главное -не обещать невозможного («я обязательно выздоровею»), а обещать быть рядом, пока есть возможность.

Ребёнок нуждается не в уверенности, что всё хорошо, а в уверенности, что он не один.

  • Когда стоит обратиться за помощью

Если после потери ребёнок долго не спит, часто жалуется на живот или голову, замыкается, теряет интерес к играм -это признаки, что он не справляется.

Это не значит, что вы плохой родитель. Просто его нервная система перегружена, и ему нужна дополнительная поддержка -детского психолога.

Психолог поможет прожить горе мягко и экологично, сохранив доверие к жизни.

  • Примеры фраз и шагов

«У меня грустная новость. Хочешь, я скажу?»

«Дедушка умер. Его тело больше не живёт.»

Пауза.

«Ты можешь плакать, молчать, злиться - всё можно.»

«Хочешь, мы вместе нарисуем его портрет или зажжём свечу?»

Иногда ребёнок сам формулирует то, что взрослый не смог: «Он умер, но мы всё равно его любим».

И это самое исцеляющее предложение из всех.

Честность, сказанная мягко и с любовью, не ломает ребёнка. Она учит, что боль можно переживать и при этом оставаться живым. А близость - это не только радость, но и умение быть рядом, когда страшно.

Если ты сейчас проходишь через болезнь или потерю и не знаешь, как говорить об этом с близкими - ты не один. Можно искать свои слова, можно учиться говорить из сердца. Я рядом и приглашаю тебя на терапию.