Найти в Дзене

Что посмотреть: достопримечательности Архангельска за 1 день. Соломбала

Оглавление

В Архангельске всякое упоминание личности Петра Великого приводит к спорам - чего же он больше сделал для нашего города - добра или зла? Есть аргументы как за так и против - но к сожалению, большая их часть неправдива. Попробуем в этот раз разобрать один из таких исторических мифов, связанных с историей первого Российского Адмиралтейства, находившегося в Архангельской Соломбале.

На въезде в этот микрорайон Архангельска со стороны Кузнечевского моста
На въезде в этот микрорайон Архангельска со стороны Кузнечевского моста

В нашем северном городе принято считать, что Пётр 1 сделал и хорошее для него, но и плохого не меньше. Из "хорошего" чаще всего говорят, что он открыл Архангельское адмиралтейство. А из "плохого" то, что запретил заходить в город иностранным судам и пресёк международную торговлю. Так ли это?

Архангельская история в очень большой части состоит из мифов и фэйков, которые транслируются не только малосведущими гражданами, но и активно продвигается официальными СМИ. Наши чиновники, где-то когда-то услышавшие какие-то занимательные факты, вдруг их упоминают, а придворное окружение тут же подхватывает их изречения и начинает хоровод... Так мы отмечаем дни "основания Архангельска" совсем не с даты первого упоминания, а с другой на год позже, так отмечаем прочие "даты", имеющие под собой лишь вымысел...

Например, в связи с широким размахом 350 летия со дня рождения Петра 1 в прошедшем 2023 году, разными псевдо-историками в нашем городе отмечалось 325 летие со дня "основания" им в Архангельской Соломбале "первой государственной судоверфи".

Я уже не единожды отмечал, что всюду транслируемая информация о том, что при Петре 1 у нас "впервые были заложены государственные судоверфи" в корне неверна.

миф о том, что царь Пётр организовал у нас первые судоверфи тиражируется через СМИ и литературу ещё с Романовских времён и до сих пор
миф о том, что царь Пётр организовал у нас первые судоверфи тиражируется через СМИ и литературу ещё с Романовских времён и до сих пор

Более того, ещё писателем Коковиным в его книжке "детство в Соломбале" была запущена сказка о том, что и судостроительный район нашего города "Соломбала" была пустым местом, получившим своё название от проведённого Петром 1 "бала на соломе". Миф этот до сих пор бродит по городу - и невдомёк многим его рассказчикам даже то, что никакой соломы в наших краях отродясь не было - это ведь хлебные колосья, а он в наших краях не растёт.

Так что в этой легенде солому надо поменять на сено, хотя и оно у нас в большом дефиците - насушить его в наших дождливых и влажных местах достаточно для прокорма скотинки очень сложно. Так что для поднятия земли у нас испокон веку используют не его, а щепу, опилок и кору - их у нас много - на каждом лесопильном заводике, которые начали тут массово появляться ещё с 17 века - их горы! Поэтому и немцы в годы ВОВ закидывали Архангельск зажигалками - и дома, и дороги и даже земля в городе были деревянными!

Так что и эта байка выдумана на пустом месте. Реально же название Соломбала очень древнее - первое её официальное упоминание в летописях относится за много лет до появление Петра Алексеевича на свет - в 1523 году! Есть и ещё более древнее её упоминание - в найденных академиком Яниным новгородских берестяных грамотах и датируется 1417 годом.

И самое главное - что бы сегодня ни писали о Соломбале в справочниках, объясняя происхождение её названия от слов из языков никогда здесь не бывавших народов как "топкое болото" или "грязное место" - соглашаться с этим невозможно! Нигде в мире жители свои местожительства так не называли, а если и называли, то в таких местах не селились. Или вы считаете что наши предки совсем были умалишёнными, которые выбирали для своей жизни что-то совершенно непригодное и грязное??? При наличии наших просторов, до сих пор крайне слабо заселённых?!

Гравюра 17 века с видом на Соломбалу из Архангельска
Гравюра 17 века с видом на Соломбалу из Архангельска

Название "Соломбала" имеет тот же самый корень, что и у наших же древних Соловков (Соловецких островов) - корень "сол", обозначающий Солнце. Кстати, в слове "соль" основа та же - "Солнечная" или как говорят иначе - "солярная". Ведь жгучая природа соли похожа на солнечную. Таким образом и Соловецкие острова и Соломбальские острова - это светлые, Солнечные земли. О чём любой может убедиться, если лично посетит эти места.

Отмечу что я сам, как житель Архангельска, всегда знаю, что даже если в городе дождь, слякоть и непогода, то в Соломбале чаще всего в это же время светит Солнце! Также и на Соловках я, ещё будучи курсантом нашей Архангельской мореходки (старейшей в стране!), проходя плавательскую практику на большом пассажирском лайнере "Буковина", целую летне-осеннюю навигацию ходил на эти острова. И всегда меня поражало, что практически всегда - в Белом море шторм и непогода, а над Соловками - окно в небе, через которое там сияет Солнышко!

Это всё замечали и наши предки и именно поэтому там они и селились издавна - ведь погода на этих островах чаще всего замечательная! А места те - самые лучшие для жизни. Кстати, до революции в Соломбале находилось и подворье Соловецкого монастыря - связывая переправой оба эти солнечных острова.

речной причал в Соломбале, на котором почти всегда солнечно
речной причал в Соломбале, на котором почти всегда солнечно

Ну а вернувшись к вопросу судостроения в Соломбале отмечу, что тут ситуация такова.

Известно, что первая верфь (о которой упомянуто в документах) в Соломбале была заложена купцом Яковом Строгановым (из другого "солнечного" города - Соль-Вычегодска). Было это в 1570 году. Тогда предприимчивый купец, будущий владелец Сибири, хотел наладить морскую торговлю с Мангазеей "златокипящей", для чего пригласил голландских мастеров, построивших для него несколько торговых и китоловных судов. Но уже через 10 лет Строганов сконцентрировался на сухопутном завоевании Зауральских территорий, нанял знаменитого Ермака Тимофеевича "со товарищи" для походов, а судоверфи отдал царю.

В 1581 году Иван Грозный, по его примеру, тоже приглашает Голландских судостроителей для строительства судов на этой Соломбальской судоверфи.

Отметьте эту дату - основание государственной судоверфи в Соломбале, приписываемое Петру 1 - произошло в 1693 году по время второго приезда царя в Архангельск, но уже более чем за 100 лет до этого на том же самом месте по государевому Указу Ивана 4 верфь уже работала!!!

Известно, что и после смерти царя Ивана Васильевича Соломбальская судоверфь не простаивала. Так в 1602 году по Указу царя Бориса Фёдоровича Годунова было построено 15 морских судов.

Если продолжить историю этой древней и славной Соломбальской судоверфи, то отметим ещё несколько дат. Как уже было сказано, в 1693 году Пётр 1 там открывает первое Российское адмиралтейство (Петербурга тогда ещё и в проекте нет), но когда он появляется, Пётр 1 всё в Архангельске закрывает - адмиралтейство с верфями закрываются в 1721 году. Как говорится - "царь дал, царь взял".

Какие корабли строились в Соломбальском адмиралтействе
Какие корабли строились в Соломбальском адмиралтействе

Но уже сразу после смерти Петра Алексеевича его сменившая Анна Иоанновна часть запретов снимает, и восстанавливает Архангельское адмиралтейство и Соломбальские верфи в 1733 году. Ну не из чего под Питером корабли строить! Весь лес у нас - на Севере! Плюс пенька (по современному конопля) для производства крепких канатов и парусины тоже выращиваются и обрабатываются здесь, плюс смола и другие составляющие. Легче привезти в Архангельск якоря и пушки из Кронштадта, чем всё остальное - туда!

А закончилась история этого первого Российского адмиралтейства уже после Крымской войны, когда стало понятно, что парусный флот не годится в эпоху пришедшего парового двигателя. Случилось это по Указу императора Александра 2 в 1862 году. На следующий год Соломбала (до этого имевшая статус отдельного "военного поселения" - по сути равного сегодняшнему статусу ЗАТО) была административно присоединена к Архангельску и стала его "Третьей частью".

Надо отметить, что всё равно на том же самом месте, где до этого строили деревянные корабли, в Соломбале в 1887 году были открыты судоремонтные мастерские, которые с годами расширялись и сегодня это судостроительный и судоремонтный завод "Красная кузница" - преемник древних судостроителей Соломбальской стороны.

Судостроительный завод "Красная кузница" в Соломбале стоит там же, где были открыты первые в стране известные нам судостроительные верфи купцом Я.Строгановым во времена Ивана Грозного - ещё до появления Архангелогородской крепости - в 1570 году
Судостроительный завод "Красная кузница" в Соломбале стоит там же, где были открыты первые в стране известные нам судостроительные верфи купцом Я.Строгановым во времена Ивана Грозного - ещё до появления Архангелогородской крепости - в 1570 году

Таким образом развеем этот миф об очередном "подарке" Петра 1 Архангельску - он лишь продолжил то, что уже до него было. Но через некоторое время разрушил, запретив и торговым судам в Архангельск приходить, и судостроением заниматься.

Старинные поморские суда, предназначенные для Арктических походов - им вообще было запрещено не только строить, но и ремонтировать. Все они должны были быть уничтожены, а на верфях можно было строить только суда европейские, во льдах ходить на которых невозможно, волоком которые не перетащить... Полностью его запреты были отменены лишь при Екатерине 2, но сколько к этому времени народа пострадало, сколько погибло из-за голода и затёртыми во льдах - ведь даже рыбу ловить и бить морского зверя на старых судах было нельзя, а на европейских - невозможно!

Поэтому все эти праздничные мероприятия в честь царя-сумасброда, не желавшего или не способного хоть на несколько шагов увидеть последствия своих указов - это как заключённым радостно отмечать день рождения своего палача... Впрочем, в России это не ново.

А вы как думаете - был ли Пётр 1 действительно хорошим правителем или же всё-таки не очень? Напишите в комментариях - обсудим!