Найти в Дзене

"Пока мы живы, никогда не поздно менять свою жизнь!" — История радикального перехода после 24 лет в юриспруденции

В 40 лет многие люди чувствуют, что жизнь заключена в рамки: карьера построена, семья создана, квартира куплена... А дальше что? Что делать, когда внешне все хорошо, но внутри пустота и потерянность? Как найти новые смыслы и зажечь искру в глазах, когда "как было уже не нравится, а как хочу — пока не понятно"? Об этом и многом другом мы поговорили с экспертом, которая сама прошла путь кардинальных изменений.

Каждое воскресенье я приглашаю в блог эксперта ответить на 7 моих вопросов. Героиня сегодняшнего интервью — Ольга Иванова, психолог, бизнес-тренер, коуч, ex-юрист крупных компаний

Ольга, твой переход кажется радикальным. Что стало главным "спусковым крючком" для смены карьеры после 24 лет в юриспруденции? Как опыт юриста помогает тебе сейчас в консультировании?

Переход из юриста в психолога кажется радикальным только на первый взгляд. Свою частную консультационную практику я веду с 2019 года, то есть до момента выхода из найма я шесть лет совмещала юриста днем и психолога вечером и по выходным. Окончательно я приняла решение внутри себя, что хватит уже распыляться и сидеть на двух стульях, где-то за четыре месяца до увольнения. Кроме того, в 2024 году появились звоночки от тела (падало зрение, повышалось давление), что от работы юристом в найме я уже конкретно подвыгорела и изображать, что «и так нормально, справляемся же» было бы нечестным по отношению к себе.

Я считаю, что в любом возрасте мы никогда не начинаем «с чистого листа». Весь наш предыдущий опыт — это наши активы, которые мы вправе (и должны!) использовать дальше. Более того, я искренне убеждена, что, чем старше эксперт (особенно в нише психологии, коучинга), тем больше у него опыта в разных сферах жизни, а значит тем больше ресурсов, инструментария и насмотренности, чтобы успешно помочь клиенту в решении его запроса.

Юридический бэкграунд дает мне определенную фору перед другими помогающими практиками: я очень внимательна к тому, какие слова, метафоры и фигуры речи использует клиент. Фокус на лингвистических паттернах часто позволяет расщелкивать затыки клиента уже на первой встрече. Это же здорово, когда можно покрутить полчаса-час фразы и озвученные мысли клиента и сразу увидеть всю проблематику и пути решения. Никакой вечной терапии!

У тебя в арсенале юриспруденция, MBA, управление бизнесом и психология. Как этот необычный микс создает твое уникальное преимущество в помощи клиентам, особенно в бизнес-вопросах и кризисах?

Не буду стесняться: действительно, бизнес образование, управленческий опыт, юридическая карьера усиливают мою частную практику как психолога и коуча.

Мое главное преимущество: нацеленность на результат, а не на процесс. Если запрос можно решить за одну сессию, я буду решать его за одну сессию. Кажется, это во мне проявляются бизнесовые скилы. Пусть маркетологи крутят пальцем у виска, что траффик нынче дорогой и нужно максимально удерживать клиента пакетом сессий. На это предложение уже включается мой внутренний юрист и говорит: «это не честно, это не справедливо». И кстати, клиенты чувствуют мою порядочность и то, что я не продлеваю искусственно работу с ними, когда запрос решен, и с радостью возвращаются ко мне с новыми вопросами. У меня практически 100% NPS (индекс лояльности клиентов).

Почему ты сознательно выбрала фокус на кризисах и переходах именно после 35 лет? Что такого особенного в этом возрасте с точки зрения выгорания, поиска себя и смены треков (исходя из твоего личного и профессионального опыта)?

К 35-40 годам многие галочки в социально ожидаемом жизненном опыте уже проставлены: поженились, ребенка родили, в найме поработали, за границу съездили, квартиру/машину купили. И рождаются вопросы: «А дальше что? Ради чего это все? А я про что? А я где среди этих машин, дач и пикников по субботам?»

И часто, очень часто в районе 40 — внутри пустота, потерянность при внешнем благополучии. Нет новых горизонтов. Нет искры в глазах. Сердце учащенно бьется не от предвкушения чего-то нового в жизни, а от тахикардии.

С другой стороны, тема самореализации, поиска своего места в жизни, призвания, предназначения — ключевая тема моего интереса в психологии, коучинге и в различных системах самопознания. Лет с двадцати я изучаю все, до чего только можно дотянуться по этой тематике. Я глубоко исследую разные техники, практики, которые помогают обойти ловушки ума и докопаться до самой сути человека, его ценностей и потребностей. И найти новые ориентиры, куда хочется двигаться.

Мне кажется, у меня и выбора не стояло, на какой теме нишеваться: все идет от моей личной вовлеченности, и очень естественно было соединить мой интерес и запрос моей аудитории на поиск новых смыслов, новых дорог и нового огня в глазах, когда «как было уже не нравится, а как хочу — пока не понятно».

Как выглядит первый шаг работы с человеком, который пришел к тебе в состоянии полного тупика и потери понимания "кто я и куда иду"? С чего ты начинаешь?

Начинаем с диалога. Я задаю вопросы и слушаю. Мне важно, чтобы человек своими словами объяснил, как он видит свою проблему, что чувствует, что делает, что раньше пробовал делать, что получилось, что нет. Иногда даже на этом этапе, когда клиент словами проговаривает свою ситуацию, уже рождается некоторая ясность и понимание, а чего же хочется на самом деле. Это важная и неотъемлемая часть работы — услышать самого клиента.

Кроме того, мне важно на начальном этапе, отследить нет ли у клиента признаков клинической депрессии и не требуется ли его перенаправить к психотерапевту для назначения медикаментов. К счастью, таких случаев пока у меня не было: все приходят с намерением улучшить свою жизнь, но ключевой принцип «Не навреди!» для меня на первом месте, поэтому я всегда отслеживаю по разговору с клиентом его готовность и способность к работе над улучшением своей жизни.

Как ты различаешь "простое" выгорание и более глубокий экзистенциальный кризис у клиента 35+? Меняются ли подходы?

Как ни банально звучит, но по речи клиента. Как клиент сам описывает свою проблематику, уже можно определить: выгорание или смысловой кризис. При выгорании идет часто раздражение, беспомощность, апатия при разговоре о трудовом функционале, начальнике, коллективе, в речи слова «устал», «хочу отдохнуть», «бесит», «надоело», «одно и то же», «день сурка». При выгорании в речи часто слышатся обвинения в сторону внешних факторов и обстоятельств. Но я бы не называла выгорание «простым». Это серьезное состояние, которое требует внимания и вмешательства, пока все не перешло в стадию соматических проблем.

При экзистенциальных кризисах — речь более замедленна, человек часто задумчив, подбирает нужные слова, чтобы описать свои глубинные состояния. В речи много вопросов, более характерны слова «как будто потерян», «не чувствую, что мое», «не вижу смысла», «запутался», «пусто», «не знаю зачем».

Рекомендации и работа, конечно, отличаются в зависимости от запроса. И я не скажу, что экзистенциальные вопросы требуют большей работы, чем вопросы выгорания. Все зависит от клиента, его типа нервной системы, его включенности в работу и готовности внедрять рекомендации. Иногда одного разговора достаточно и человек «расщелкивается» и понимает, как ему дальше двигаться. В каком направлении или с какими смыслами.

Приходится ли тебе иногда "включать" юриста в коучинговых сессиях? Например, когда клиент хочет открыть бизнес — даешь ли практические юридические советы или строго придерживаешься психологической/ресурсной стороны?

Конечно! Если тема мне хорошо известна, и я как юрист вижу наиболее практичные законные решения, которые могут сильно сократить расходы или снизить риски клиента, я всегда поделюсь своим мнением или порекомендую другого юриста, к которому можно обратиться для детальной проработки вопроса. И пока я не слышала возражений клиентов в свой адрес «я с вами не как с юристом работаю, не советуйте», наоборот, все благодарны за свежий взгляд и практичные рекомендации. Я ценю свой прошлый опыт работы юристом, и если он может быть полезен, я - только «за»!

Пройдя свой путь от юриста к помогающему практику, работая с поисками смысла у других... Какой главный смысл или инсайт о жизни ты для себя вынесла?

«Пока мы живы, никогда не поздно менять свою жизнь!»

И еще. Каждого человека СИЛЬНО больше, глубже и СИЛЬНЕЕ, чем он о себе думает. Моя задача и мое вдохновение: подсветить в человеке его ресурсы, достоинства, преимущества и способности. Это реально очень окрыляет и рождает искру жить свою лучшую качественную и наполненную глубокими смыслами жизнь.

А что вас больше всего зацепило в этом интервью? Есть ли у вас вопросы к Ольге о кризисах 35+, смене карьеры или поиске новых смыслов? Задавайте их в комментариях — наш эксперт обязательно ответит!