Ранее мы уже касались представителя канализационного дела и даже немного затронули его труд. Так как канализация и водоснабжение идут рука об руку, то предлагаю познакомиться с интересным представителем водопроводного дела.
Предисловие
Достаточно интересный персонаж при изучении, как мне показалось. Отец приезжий немец, сам Антон Иванович не профильный водопроводчик, но глубоко смог погрузиться в тему водопроводного дела и опубликовать отличный труд, который дошел до нас и был оцифрован. Вообще удивляет, что кадровый инженерный корпус из путейцев, выпускаемых в Санкт-Петербурге, очень сильный и светится в различных сферах, имея базовое техническое образование (подозреваю, что и программы по водопроводам там не основные были).
У Антона Ивановича очень интересная деятельность вне профессии. В целом, по нему хватает различных статей. Одна проблема - отыскать книги, в которых засветились его труды. Ну а обо всем этом мы поговорим в этой статье.
Герой статьи: Штукенберг Антон Иванович (1816 – 1887)
Штукенберг Антон Иванович – инженер путей сообщения, член техническо-строительного комитета министерства Внутренних Дел, писатель и поэт.
Родился 15-го августа 1816 г. (29 по-новому) в Вышнем Волочке и был сыном известного гидрографа и статистика-инженера Иоганна Кристиана Штукенберга (1788 – 1856) и Марии Рудольф (1795 – 1841).
А. И. Штукенберг поступил в институт корпуса инженеров путей сообщения. Выпустившись в 1836 г. с чином поручика, получил командировку в Восточную Сибирь, где провел около четырех лет, исследуя Забайкальские горы и производя изыскание Кругобайкальской железной дороги.
Там он близко познакомился с декабристами, со многими был в той или иной степени дружен. Когда умер Н. А. Бестужев, 15 мая 1855 года, А. И. Штукенберг, писал о нём, как друг: «И снова, пока на Руси такие люди будут изнывать в тёмной неизвестности, окружённые или крепостными стенами, или пустыней, а бездарные всем двигать, не идти ей, родимой, вперёд, а только сидеть сиднем… в ожидании, что Бог даст ноги». Кроме того, он записал рассказы декабриста А. И. Якубовича о дуэли с Грибоедовым.
Возвратясь из командировки, он тотчас же получил новое назначение участвовать в работах по исправлению Вишерского канала Вышневолоцкой системы.
Затем в 1842 г. ему поручено было сначала произвести исследование, а потом и заведовать постройкой Николаевской железной дороги от станции Вышний Волочек до станции Калашникова; по окончании постройки дороги, с открытием движения по ней, он же был назначен в 1849 г. начальником участка от станции Окуловка до г. Твери. Прослужив в этой должности 6 лет, А. И. Штукенберг в 1855 г. состоял в распоряжении главноуправляющего путями сообщения и был командирован в Крым, где около 2-х лет работал над устройством военных дорог. Возвратившись в Петербург, он занял место начальника отделения первого округа путей сообщения.
К этому времени относится начало его литературных работ:
- В 1857 г. он напечатал в «С.-Петербургских Ведомостях» (№ 52) свою первую статью «Иван Федорович Штукенберг и его сочинение». Статья эта была перепечатана в «Журнале Министерства Народного Просвещения» и издана отдельной брошюркой;
- В том же году он издал свое довольно большое сочинение «Практически заметки по строительной части» (Спб. 1857 г. с чертежами):
- В 1859 в «Журнале Главного Управления Путями Сообщения» (тома XXVII и XXIX) появилась его статья «Кругобайкальская железная дорога»:
Далее были опубликованы следующие его работы:
- «Осип Иванович Корицкий», биография (за 1861 г., т. XXXIII);
- «Биография Ивана Федоровича Штукенберга» (за 1861 г., т. ХХХIV);
- «Санкт-Петербург в строительном отношении» (за 1862 г., т. ХХХVII).
Кроме того, в это же время Штукенберг напечатал еще две свои статьи в «Северной Пчеле»:
- «О разведении в России хлопчатой бумаги в Закавказском крае» (за 1862 г., № 174, была перепечатана в "Сыне Отечества» за 1862 г., № 197):
- «О средствах для построения в России железных дорог» (за 1862 г., № 347 и перепечатано в "Зрителе» 1863 г., № 1).
Назначенный в 1863 г. начальником 3-го округа путей сообщение, Штукенберг переехал в Москву, но прожил там недолго, всего 2 года, и в 1865 году снова возвратился в Петербург, будучи назначен членом техническо-строительного комитета министерства Внутренних Дел. Состоя в этой должности, он принимал деятельное участие в трудах комиссии по устройству постоянного моста (Литейного) имени императора Александра II через р. Неву. Дальнейшие учено-литературные труды Штукенберга выразились в следующих сочинениях:
- «Водопроводы с принадлежащими к ним сооружениями» (Спб. 1871 г. и 1878 г.);
- «Барометрическое измерение высоты и нивелирование металлическим барометром» (Спб. 1873 г.);
- «Пневматическая канализация или удаление домашних нечистот из городов по чугунным трубам силою атмосферного давления с применением к Петербургу» (Спб. 1874 г., дополнение к этой книге было издано в следующем 1875 году);
- «Новое исследование правил и формул гидравлики».
Литературная деятельность Штукенберга не ограничивалась чисто специальными научными работами:
- Собрание стихотворений «Осенние листья» (СПб., 1866), изданных под псевдонимом Антон Крутогоров (см. альбом «Знакомые» М. И. Семевского. — С. 214).
После смерти были изданы:
- Три стихотворения: «Жизнь и море», «Цветы» и «Послание М. И. Семевскому» («Знакомые», альбом М. И. Семевского, СПб., 1888, стр. 214—216).
- Из мемуаров / Публ. и предисл. З. И. Власовой // Литературное наследие декабристов. — Л., 1975. — С 358—370.
- Из неопубликованных «Мемуаров Антона Штукенберга»: (Встречи с декабристами в Сибири) / Публ. и предисл. М. И. Воронина // ИЗ. — 1975. — Т. 96. — С. 359—369
Любил литературу и Пушкина на столько, что написал свой вариант окончания к незаконченной «Русалке». Замечен вот в этой статье.
А это из книги С.В. Денисенко «Пушкинские тексты на театральной сцене»
Антону Ивановичу принадлежит комедия «Уголовное дело» и ряд статей в журналах: «Хозяйственный Строитель», «Инженерный Журнал», «Журнал министерства Путей Сообщения», в «Литературной Газете», в газете «Деятельность» и в «Русской Старине».
В «Русской Старине» были напечатаны «Воспоминания о постройке Николаевской железной дороги» и статья о пасторе Зейдере, обвиненном при императоре Павле в политическом преступлении, лишенном сана и наказанном кнутом.
Назначенный в 1873 г. старшим техником при С-Петербургской городской управе, Штукенберг в этой должности, как и в должности члена техническо-строительного комитета министерства Внутренних Дел, оставался до самой своей смерти, причем им были построены Крестовский и Каменноостровский мосты и произведены некоторые другие городские постройки.
Антон Иванович Штукенберг скончался в Петербурге 7-го марта 1887 г. на 71 году от рождения.
К сожалению он и оставил неизданными свои «Мемуары», которые вел с 1836 года. Например фрагмент.
Так же есть дополнительная информация о семье Штукенбергов. Полную исследовательскую статью можно посмотреть тут.
Вообще, изучая биографии различных деятель водопроводного и канализационного дела можно заметить интересную тенденцию. Профессионалы своего дела, кроме умственной деятельности в плане проектных работ, склонны к интересным жизненным увлечениям, так же требующие умственную деятельность. Подобные явления я замечаю и у старшего поколения руководителей из инженерии. Тянет их как-то к прекрасному и человеческому.
А вы тоже имеете умственные и трудозатратные увлечения, или только работаете и потом отдыхаете в горизонтальном положении?
Уважаемый читатель, буду очень рад, если вы поставите статье «нравится» и поделитесь в социальных сетях! Подписывайтесь на канал!
Так же вы можете присоединиться к сообществу в телеграмм и другим площадкам, где выкладываются интересные материалы: