Недавно мы с коллегами побывали на премьере «Евгения Онегина» в Михайловском театре. Почему я люблю театр – каждый раз увидишь для себя что-то новое. «Евгения Онегина» мы все слушали не в первый раз (вот вам и манипуляция по Поварнину), но все же смогли удивиться!
Открытием стала не сама постановка (весьма и весьма достойная!), не костюмы и даже не хореографические находки Начо Дуато. А информация о том, что Владимир Ленский, оказывается, абьюзер!
Такое суждение мы услышали в театре. За соседним столиком в буфете две молодые девушки обсуждали увиденное: «Спектакль хороший, но Ленский! В школе мы читали роман и ничего не поняли, жалко было Ленского. А сейчас видим: абьюзер!».
Мы с коллегами обсудили вопрос. Об аргументах и выводах рассказываю ниже.
Полагаю, девушки, чей разговор мы невольно подслушали, заклеймили Ленского «абьюзером» после четвертой картины, где Онегин, чтобы позлить товарища, ухаживает за Ольгой, а Ленский в ответ устраивает скандал и вызывает друга на дуэль.
Ленский предъявляет Ольге претензии: «Все экосезы, все вальсы с Онегиным вы танцевали! Я приглашал вас, но был отвергнут!».
На что девушка отвечает: «Владимир, это странно: из пустяков ты сердишься!».
Ленский: «Как! Из-за пустяков?! Ужели равнодушно я видеть мог, когда смеялась ты, кокетничая с ним?! К тебе он наклонялся и руку жал тебе!..
Я видел все!
Ольга: «Все это пустяки и бред! Ревнуешь ты напрасно: мы так болтали с ним. Он очень мил».
Ленский: «Даже мил! Ах, Ольга, ты меня не любишь!».
В чем же здесь «абьюз»? Разберемся.
В словаре англицизмов русского языка абьюзер – это «человек, практикующий психологическое, физическое, вербальное или эмоциональное насилие по отношению к другому человеку».
Что мы увидели на сцене? Ленский ограничивает круг общения Ольги, запрещает ей проводить время с тем, с кем она хочет, драматизирует, выставляет ее поведение в демоническом свете, шантажирует чувствами. В то время как Ольга всего лишь танцевала с другим. Так?
Если бы подобная ситуация произошла в 2024 году, если бы в роли «абьюзера» был прожженный манипулятор или хотя просто взрослый человек, можно было бы трактовать и так.
Но давайте взглянем на ситуацию глазами Ленского и через оптику 19 века. Чтобы понять его реакцию, нужно посмотреть на следующие моменты:
Сам Ленский.
Ему в романе 18 лет. Может быть, тогда, по сравнению с нашим временем, это уже был почтенный возраст? Но нет, в комментариях Ю.М. Лотмана к роману указано, что «16–17 лет дворянский юноша заканчивал учение», затем «год-два, уже выезжая в свет, все еще вел жизнь полуребенка, живя в родительском доме» и, наконец, «около 18 лет он полностью переходил на положение самостоятельного человека». То есть Ленский, считай, едва успел превратиться во взрослого, даже в социальном плане.
Нужно отметить, что он воспитан на романтической поэзии, сам восторженный и пылкий поэт, а Ольга – его первая и единственная любовь. То есть все, что касается Ольги, представляет для Ленского огромную ценность, не только с точки зрения самих отношений, но и с точки зрения идеи о романтической любви.
Теперь «измена».
Ольга танцевала с Онегиным, смеялась, пожимала ему руку. Кажется, что не так уж все и криминально. Но это очевидные знаки внимания даже для современного человека. А в 19 веке…
Читаем все в тех же комментариях Ю.М. Лотмана к роману: «Татьяна смутилась, поскольку в том, что Онегина усадили на почетном месте против нее, все должны были усмотреть подтверждение возможности его сватовства».
Место напротив уже было маркером неких особых отношений. А здесь «руку жал»!
Далее – внезапность поведения Ольги и Онегина.
Для Ленского, так сказать, «ничто не предвещало». Онегин был для юноши другом, ничего плохого ему не сделал (о том, что Евгений разозлился из-за приглашения на бал, Ленский вообще не знал).
О том, что у приятеля могут быть какие-то виды на Ольгу, Ленский тоже не мог подумать – ведь даже если отбросить вопросы чести, Евгений сам при первом знакомстве заявил, что Ольга «так себе» по сравнению с Татьяной.
Да и от Ольги никто ничего подобного не ожидал. В романе: «Все в изумленье. Ленский сам не верит собственным глазам». В опере Ленский беспомощно спрашивает: «Ужель я заслужил от вас насмешку эту? Ах, Ольга, как жестоки вы со мной! Что сделал я?». Ольга совершенно точно считалась невестой Ленского, она его любила и открыто это демонстрировала. Жених ничем ее не обидел, а потом вдруг «на ровном месте», на глазах у всего общества (что весьма немаловажно!) невеста отвергает его и флиртует с Онегиным.
Дальше – больше. В отличие от текста романа, где Ленский молча уехал и затем прислал Онегину вызов на дуэль, в опере объяснение происходит прямо на балу при всем честном народе. В ответ на выпады взбешенного Ленского Онегин «прикидывается валенком»:
«Каково! Не ожидал признанья я такого! За что ты дуешься?»
Ленский: «Я дуюсь? О, нимало! Любуюсь я, как слов своих игрой и светской болтовней ты кружишь головы и девочек смущаешь покой душевный! Видно, для тебя одной Татьяны мало! Из любви ко мне ты, верно, хочешь Ольгу погубить, смутить ее покой, а там смеяться над нею же!.. Ах, как честно это!».
То есть Онегин, буквально час назад четко сформулировавший свой план («Я не прощу Владимиру услугу эту! Буду ухаживать за Ольгой, взбешу его порядком!») теперь демонстративно удивляется, почему это друг бесится.
Но вернемся к Ленскому. Из слов выше можно предположить, что его беспокоит честь Ольги, которой, с его точки зрения, угрожает поведение Онегина. И для таких опасений есть основание – дело происходит в закрытом обществе, где каждый шаг его членов становится достоянием общественности. Онегину стоило начать ездить в дом к Лариным и сесть напротив Татьяны – и вот он уже жених в устах местных кумушек.
Какой же резонанс вызвало бы вольное поведение с Онегиным Ольги – чужой невесты?
В опере эта часть сюжета отсутствует, но в романе Ленский перед дуэлью заезжает к Лариным и там встречает невесту в самом благостном расположении духа.
Она бросается к нему как ни в чем не бывало. И вот уже Ленский на нее не сердится:
И вновь задумчивый, унылый
Пред милой Ольгою своей,
Владимир не имеет силы
Вчерашний день напомнить ей;
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.
Итак, в результате обсуждения на том, что Ленский все же не «абьюзер» сошлась вся команда. А вот мотивы его дальнейшего поведения вызывали дискуссию:
Что же беспокоит Ленского в произошедшем больше всего? Собственное публичное унижение, предательство невесты и друга или честь Ольги? Он стреляется с Онегиным из оскорбленного самолюбия или из желания защитить Ольгу?
Буду рад узнать ваше мнение! Пишите в комментариях.
P.S. Оперу крайне рекомендую!
Что посмотреть – в рубрике «Вечер с пользой»