Вокруг Байкала по большому кругу. #3 Плато полуострова Святой Нос

День третий. 08 июля 2023

Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше. Примерно через час начали прибывать автомобили с желающими подняться на высшую точку полуострова Святой нос, гору Маркова. том числе пара микроавтобусов прибыла - коммерческие группы привезли. А стартовая точка на так называемую «Тропу испытаний», ведущую к вершине, всего в сотне метров на нашей стоянки. (N 53° 35.780' E 108° 51.340'). В Мы же, после завтрака не сразу полезли наверх, а в начале решили посмотреть остатки турбазы, в урочище Глинки. Благо до него тоже было рукой подать, всего пара сотен метров до въездных ворот. Говорят, базу стали стоить в 1990 хх годах. Строили с размахом, но так не достроили. Забросили. В некоторых домах, до сих пор можно укрыться от непогоды и даже переночевать. Но не особо комфортно, скажу я вам. Только на берегу Байкала, в дальнем углу базы, есть один целый, не заброшенный дом, запертый на замок. По видимому, его используют местные жители, как рыбацкую избу. Побродили по территории. Нашли геокешерский тайник.

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-2

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-3

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-4

Потом вернулись в лагерь, попили чаю и в 11.20 выдвинулись на «Тропу испытаний». Как уже писал, тропа ведет на плато, к высшей точке полуострова Святой Нос, с абсолютной отметкой 1877 м над уровнем моря. Если исходить из того, что урез озера Байкал находится на высоте 457 м над уровнем моря, то не сложно посчитать, что набор высоты составляет 1430 м. Это весьма прилично. При том, что длина тропы всего около 9 км. Первые 2 км - тропа идет по лесу, почти по равнине. По маршруту даже таблички с километражем на деревьях прибиты! Комаров тут довольно много, идем и отмахиваемся. С 2 по 6 км – подъем по серпантину, по ровной тропе с пологим подъемом. Далее до 7 км (до креста) крутая тропа с осыпями. А далее по гребню, по курумнику. Местами подъем весьма крут! Воды на маршруте нет. Вернее, где то через километр после начала подъема (т.е. через 3 км о начала) тропа подходит к ручью. Это последнее место, где можно попить и набрать с собой воду. (N 53° 36.330' E 108° 49.770'). Все, больше воды нигде нет! Только ужа на самом плато можно найти лужи и снежники. Так что, заполняйте емкости и берите воду с собой.

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-5
День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-6

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-7

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-8

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-9

Из заметок Синей Птицы:

«…Путь нам по карте выстроился в 6 километров, а на карте тропы было указано, почему-то 9 километров. Мы не сразу разобрались, что наш навигатор предлагал нам идти по срезкам. Но вверх идти по срезкам было тяжело и мы честно прошли все отмерянные 9 километров по тропе. Сначала ровные 1-2 км, потом серпантином до отметки 6 км, а потом крутой набор высоты, сипуха, пара небольших участков небольшого курумника. Курумничка, я бы сказала:) После Вишерского заповедника в Пермском крае, где куруминки размером с машину, тут камни казались детскими игрушками:) Где-то посреди серпантина мы стали слышать песни и звуки вувузелы - кто-то явно отпугивал медведя. Я ещё забеспокоилась, что вдруг они реального медведя сейчас спугнут и он на нас выбежит! Я то уже начинала запыхиваться от подъëма и моего дыхания хватало только на короткие фразы, да и шли мы тихо. Кеша же прëт вверх, как лось по равнине, его попробуй догони! И вот мы догнали троих туристов, они предложили идти вместе и некоторое время мы вместе и шли. Потом периодически обгоняли друг друга, общались, знакомились. БАтор оказался из Улан-Удэ и большим знатоком песен Высоцкого - уж сколько песен мы послушали в его исполнении! Хотелось подпевать знакомые, но на подъëме не то что у меня, у Кеши уже не хватало дыхания четыре строки складно выговорить. а БАтор даже не запыхивался! И как у него это получалось? Певец, что-ли, владеет техникой правильного дыхания? Потом мы узнали, что он работает на радиостанции Сибирь. А там, на тропе он записывал небольшие ролики, задавал нам вопросы:) было интересно. Наверху, когда уже залив был под нами, когда колени мои тряслись и подгибались от усталости, когда дошли до креста, до вершины оставалась всего 2 километра. Верхушки сосен были под нашими ногами, пот пропитал термуху, мы устали и отдыхали у креста, любуясь пейзажами. Залив имеет чёткий полукруглый контур и я постоянно ловила себя на мысли, что это радугу я вижу, а не берег! Группы восходителей уже давненько стали попадаться на встречу. Мы прикидывали, во сколько стемнеет и успеем ли мы засветло спуститься. Сокрушались, что неподрасчитали и так поздно вышли - подъëм оказался мне труден, я шла заметно медленнее, чем раньше. Выдвинулись дальше, пошли по хребту. Одна ложбинка, вторая, третья..»

Да, выше креста (N 53° 37.105' E 108° 49.510') с тропой плохо. Она то появляется, то снова исчезает на курумнике. Да еще и то вверх идешь, то снова вниз. Ну и наша скорость передвижения сильно упала. Тем более, где-то сбоку начала погромыхивать, к нашей горе потянулись тучки. Солнце стало скрываться. А ведь прогноз не предвещал ничего такого. Вообще – ни капли дождя. Как так, то? А мы не взяли плащей и мембранных непромокаемых курток. Все осталось в машине. А зачем – вроде солнечно и тепло, на вверх идти, так даже жарко! Недооценили мы капризы погоды на Байкале.

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-10

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-11

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-12

Вон там вот плато. Нам туда! Но еще идти и идти!

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-13

До края плато оставалось уже совсем немного, метров 200-300, когда нас накрыл дождь. Хотя, дождь, это очень мягко сказано. Это был настоящий тропический ливень, просто как под душем стоишь. И спрятаться некуда. Что ж, запел песню Высоцкого :

«… Отставить разговоры!

Вперёд и вверх, а там…

Ведь это наши горы —

Они помогут нам!

Они помогут нам!»

И двинулись вверх. Не стоять же на месте, холодно.

Из заметок Синей Птицы:

«… И тут на нас обрушился ливень с сильным ветром! Я только успела спрятать поясник с документами и телефоном в пакет и в рюкзак, накинуть ветрозащиту, так как прогноз погоды не обещал нам дождя и мы не взяли с собой плащи, как промокла насквозь, до трусов. Спрятаться было некуда, стоять холодно. Пришлось идти. Вершину моментально укутало серым облаком, видимость сузилась до десятка метров - ну, прямо наш с Кешей поход на Тулымский камень! Минут 10-15 продолжалась непогода, а потом тот же пронизывающий ветер навëл порядок: разметал серые облака, открыл вершины, расчистил небо. Я перестала дрожать, а когда солнца стало побольше и стало понятно, что в хлюпающих ботинках я далеко не уйду, сделала привал и привела себя и одежду в порядок: сняла ботинки, вылила из каждого по стакану воды. Потом выжала носки - тоже по полстакана воды! Потом сняла и выжала термуху - вот и помылись после жары:) Штаны и термуха у меня потом довольно быстро высохли на теле не доставляя дискомфорта. Ветрозащита та вообще моментально сохнет и придаëт дополнительный воздушный барьер телу, и мы совершенно не мëрзли после таких водных процедур. Ботинки вот и носки сохли потом очень долго:(»

Дошли таки до плато, и добрались места, отмечающего высшую его точку (N 53° 38.260' E 108° 48.560'). Неподалеку нашли тайник, который никто не брал последние 9 лет. А он себе лежит в норке под камнем, и прекрасно себя чувствует.

Гора Маркова. Высшая точка

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-15

Мокрый, но довольный

Туманное плато после дождя

А тут и дождь прекратился. А вскоре ветер сдул облака в строну Байкала и выглянуло солнце. Отжавшись, двинулись вниз. Кстати, пока спускались, почти высохли. Вниз, стали срезать петли серпантина и сократили путь более чем на 2 км. Только последняя срезка была не очень удачна. Тут похоже был оползень и тропа завела нас в какие-то дебри, где и медведик мог проживать. Но ничего, вышли уже к ручью. Попили воды и потопали по тропе к лагерю.

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-18

День третий. 08 июля 2023 Встали около 7 утра. Приготовили завтрак, радуясь, что с утра кровососущих насекомых значительно меньше.-19

На стоянку вернулись в 19.50. Ребят на спуске мы сильно обогнали. Они пришли только через час примерно. Мы к тому времени почистили картошку, поставили вариться супчик, закипятили чай и тут услышали, разговоры у начала тропы - оказалось, что это ребята. Позвал их к нашему столу. Они подъехали на машине прямо в наш лагерь, обрадовались предложенному горячему чаю с печеньками и тут же пошли купаться в ледяной Байкал! Какие молодцы! Им лет под 30 всём. Мы же не полезли в холодную воду.

Перед отъездом Батор оставил нам свой номер телефона и сказал обязательно позвонить, когда вернемся в Улан-Удэ.

Отмахиваясь от комаров, которые по вечерам тут зверствуют, поседели ещё недолго, выпили немного коньячку и полезли спать. Ноги гудят изрядно!

Отбой в 23 часа.

#Байкал #Забайкалье #уланудэ #устьбаргузин #гора Маркова #путешествияпороссии #забайкальскийнацпарк #Святойнос #тропа испытаний #самостоятельные путешествия

• Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!