Вокруг Байкала по большому кругу. #4 В Змеёвую бухту

День четвертый. 09 июля 2023

Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку.

Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй. Здесь, на её берегу расположено бурятское святилище. Место возле него оборудовано для отдыха туристов – беседка поставлена. Объект очень популярен у путников, останавливается тут каждая вторая проезжающая машина. Кто воды набрать в дорогу, кто духам подношение сделать. Вся полянка завалена монетками разного достоинства. Около идолов все кусты в традиционных цветных лентах.

Святилище у речки Буртуй

Потом проехали ещё немного и свернули на дорогу в сторону Курбулика, и через 5 км на перевале нашли тайник. Тайник очень старый. Он заложен еще в 2003 году, а брали его последний раз в 2008 году. В описании места закладки, в качестве ориентиров фигурируют сгоревшее дерево и старый пень. Ну, думаем, 20 лет прошло, что от них осталось?

Но оказалось, что все на месте! И дерево, и пень. И контейнер под ним – хорошая герметичная банка. Она прекрасно прожила эти годы и сохранила все содержимое в нормальном состоянии. В блокноте всего 3 записи. Мы записались четвертыми. Очень приятно находить такой древний и очень давно никем не взятый тайник.

Мы переживали, сможем ли проехать по этой дороге, на Логане. В Интернете про нее разное пишут. Но на деле, оказалось все не так уж и плохо. Эта дорога хоть и похуже грейдера на Монахово, но тоже проблем не доставила. Но было сухо, и это главное! В дождливую погоду эта глинистая дорога может раскинуть, и тогда если у вас не внедорожник, соваться туда не стоит.

В Монахово искали катер до Змеёвой бухты. Катера стоят 8 тыс. руб. на 8 чел, 10 тыс. руб. на 10 чел. Но так и не нашли. Оказалось, мы приехали в неудачный день - сегодня в Чивыркуйском заливе проводится рейд - работает прокуратура, МПР, МЧС и кто там еще - проверяют катера. Ну и никто никуда не идет, все стоят на приколе.

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-3

Не найдя катера, проехали до конца поселка и по лестнице поднялись на смотровую площадку. Вид отсюда замечательный!

Монахово

Монахово. Лестница на смотровую площадку.

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-6

Монахово. Вид со смотровой плоащдки

После проехали в Курбулик, по той самой не очень хорошей дороге, через перевал с тайником. Где мы уже были пару часов назад. Всего там около 15 км. Приехали. Стали узнавать на счет катера. Тут один человек предложил отвезти нас двоих за 6 тыс. Блин, дорого очень. Пока мы думали, - прокуратура и прочие проверяющие нагрянули. Все лодочники куда-то пропали. А сотрудник Минприроды, даже у нас проверил разрешение на пребывание в национальном парке. Убедившись, что всё с разрешением у нас в порядке, заметил, что часов в 5 вечера, рейд закончится, и все капитаны снова будут возить желающих в Змеёвую бухту и на рыбалку. Блин, но сейчас только около 12 часов – ждать столько времени у нас нет.

Курбулик

Решаем идти в бухту пешком. Судя по картам, туда ведет тропа, относящаяся в Большой Байкальской тропе. Тоже любопытно.

Доехали до бухты Окуневой. Припарковались около въезда в платный кемпинг, на берегу озера (N53 42.750 E109 02.510). Правда к кемпингу был крутой спуск. Вниз то мы съехали. А вот наверх, если не дай Бог пойдет дождь и грунт размокнет, заехать будет проблематично. Почва тут вообще жирная, черная, как чернозем. Без полного привода в миг прилипнешь. Наверно надо было оставлять машину наверху, эта мысль потом весь день будет сидеть в мозгу, как заноза. Но, что сделано, то сделано.

Пляж в Окуневой бухте

Перекусили, упаковали легкие рюкзачки (плащи на этот раз взяли) и пошли в Змеёвую бухту. А почему, собственно, нас туда так тянуло? Бухта Змеёвая (или Змеиная) — одна из самых известных бухт Чивыркуйского залива. А её популярность обусловлена целебными термальными источниками — здесь прямо на побережье можно принимать горячие ванны. Горячий источник, температура воды которого достигает 45°С, полезен людям для лечения радикулита и хондроза. Воды источника относятся к аллинскому типу минеральных лечебных вод, по составу — гидрокарбонатно-сульфатно-натриевые, содержат фтор, слабоминерализованы. Подобный состав у вод в Пятигорске. У воды есть запах и привкус сероводорода. И вот ради этого термального источника, мы и направлялись в бухту. Навигатор нам предсказал 11 км пути. А указатель обещал 12.

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-10
окунёвая бухта

Пройдя вдоль кемпинга по пляжу, мы уперлись в болото, обойти которое можно только по воде. Пришлось разуться, закатать брюки до колен, и по краю уреза пройти несколько десятков метров. Вода оказалось здесь довольно теплой. А там, на высокой берег поднималась четкая тропа, стоял информационный щит и сверкали на солнце прибитые к дереву яркие оранжевые стрелки, указывающие путь. Эти стрелки, кстати, были прибиты вдоль всего маршрута до бухты, хотя тропа очень уж хоженой не выглядит.

Тропа в основном идет на незначительной высоте над водой, по местами траверсируя крутой склон к озеру, а местами просто по лесу, в сотне метров от Байкала. Прошли вдоль бухты Окуневой, обошли небольшой мыс и оказались в бухте Миллионная. Здесь тропа спустились к воде. Мы вышли на пляж. И не удержались, чтобы не искупаться в чистейшей и теплой воде Чивыркуйского залива. Купание нас очень освежило. Идем дальше.

Бухта Миллионная. Тут мы купались

Вскоре тропа отворачивает от берега и «срезает» основание мыса, с неведомым мне названием. И снова выйдя на берег, мы уже оказываемся в бухте Змеёвой. Правда до источников тут еще далеко, они на другом берегу: придется обходить всю бухту. И идти отсюда еще около 6 км, мы всего лишь полпути прошли. На том берегу можно разглядеть строения, а также видим, что к источникам пришли 2 катера.

Змеёвая бухта

Тут путь пролегает по берегу озера, почти 2 км вдоль отличного пляжа. Идем вдоль воды и видим на мокром песке совсем свежие следы медведя! Он прошёл нам на встречу совсем недавно! А может он тут сейчас где-то сидит в кустах и за нами наблюдает! Дааа! Но, что ж делать, идем дальше. Встречаем свежий мишкин помет – зверь явно полакомился черникой. В общем следы видели, помет видели, медведя - не встретили.

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-14
День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-15

Когда до финала оставалось метров 600, пошел дождь. Не сильный, но вызвал мою обеспокоенность, относительно дороги и машины. Выедем ли? Но что сейчас мы можем сделать? Мы уже далеко, и путь наш в Зеёвую бухту занял почти 3 часа.

Тропа подвела к длинной деревянной лестнице, спускающейся прямо к бассейнам с горячей водой. Здесь купаются несколько человек. А кое кто сидит под навесом на лавочке. Подхожу и первым делом спрашиваю: «Кто хозяин катера?» Отзывается один человек в ярко красной шапке – «Мой катер»! - «А возьмете двух пассажиров, в обратный рейс? – интересуюсь. Поглядев на нас мокрых и взмыленных, мужчина ответил – «Ну вас, возьму, конечно! Вы пешком, пришли, что ли?» Это его явно удивило. Видимо не часто до бухты люди доходят пешком.

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-16

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-17
День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-18

Потом у нас было еще полчаса, чтобы искупаться в бассейнах и Байкале. Так что свою главную цель сегодняшнего дня, да и одну из главных в этой поездке, – добраться до термальных источников Змеёвой бухты и искупаться в них мы выполнили! А тут и дождь кончился!

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-19

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-20

Ещё несколько слов про термальные источники. Место это довольно популярное. Территория облагорожена, есть туалеты и кабинки для переодевания. Так что в Змеёвой бухте можно расположиться весьма комфортно. Единственно, в высокий сезон, при хорошей погода, народу сюда может приехать довольно много, так что к бассейнам целая очередь возможно выстроится. Они ведь совсем небольшие.

Сначала нужно окунуться в Байкале (я так и сделал), а потом идти в горячие ванны. После купания в термальных водах сразу заходить в холодную воду Байкала не рекомендуется.

А вот поставить палатку около источников негде. Да и змеи там водятся (не зря бухта так называется). Удобные места для кемпинга, с оборудованными стоянками и навесами есть на другой стороне бухты (N53 45.660 E109 0.910). Хорошо, если у вас есть катер или лодка. Но можно дойти туда и по тропе: примерно 2 - 2,5 км. Там правда несколько сот метров в самой западной части бухты, тропа идет по болоту, и комаров просто тучи. Мы постарались проскочить этот участок, как можно скорее. Еще есть стоянки на прекрасном песчаном пляже в районе озера Крестовское. Это уже примерно в 4,5 км от источников, также на другом берегу бухты (N53 45.150 E109 01.960)

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-21

На катере нас довезли до Курбулика. И, что самое неожиданное во всей этой истории, денег за проезд не взяли. «А, попутно» - сказал капитан! Спасибо доброму человеку! Так что бывает автостоп, а у нас получился гидростоп :). Пои пути еще посмотрели на острова, на котрых живут бакланы. И эти птицы там практически уничтоджили весю растительность - их много и помет их очень едкий.

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-22

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-23

От Курбулика прошли километр пешком до нашей машины и без проблем заехал наш Логан в горку. Зря я переживал. Ну и дождь, видимо, здесь был не сильный. Промочить почву не успел. Фухх!!! Как гора с плеч…

Курбулик

Глинистая дорога до грейдера на Монахово, тоже не успела раскваситься и проехали мы по ней безо всяких хлопот.

В 20.30 были в Усть-Баргузине. Заскочили на заправку. О-па, а бензина 95 нет! Кончился, говорит оператор. Обещают, что на другой день будет бензовоз. Ладно, у нас пока есть немного.

Едем на берег Байкала искать ночевку. Находим неплохое место к юго-западу от поселка. Сюда приводит хорошая грунтовая дорога. И даже обнаруживаем незанятую беседку на берегу. Только вот к ней надо ехать по песку метров 100. Без полного привода рисковать не стали, оставили машину на «твердом» участке дороги. Но палатку поставили около беседки – по прогнозу ночью должен был пойти дождь. Над палаткой натянули тент, укрепив его к краю беседки.

День четвертый. 09 июля 2023 Встали около 8 утра. Неспешно позавтракали, собрали палатку и покинули стоянку. Едем в сторону Монахово. По пути остановились у речки Буртуй.-25

Поужинали глядя на озеро. Красота.

Отбой в 23.30.

#Байкал #Забайкалье #Чивыркуйский залив #Усть Баргузин #Монахово #путешествияпороссии #забайкальскийнацпарк #Святойнос #Змеёвая бухта #самостоятельные путешествия

• Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!