Найти в Дзене

Когда какао превратился в массовый напиток? Часть 1

Какао попало ко двору испанского короля Карла V в 20-е гг., XVI века. Европейцы подстроили рецепты приготовления шоколадного напитка под собственные вкусы, но в массы горячий шоколад так и не пошел. Какао предстояло взять еще один барьер, куда более высокий, чем вкусовые предпочтения и кулинарные привычки обитателей Старого Света: религиозные предубеждения. Напомним, что речь идет о середине 16-ого века, в Южной Европе расцветает Возрождение. Великие географические открытия раздвигают границы понимания мира. Кое-как пробиваются науки. Постепенно увеличивается прослойка грамотного населения, вместе с тем меняется и информационное состояние общества - знаний становится больше, они становятся доступнее. Новости Ост Индии устойчиво держатся в топе. Но всё-таки речь идёт о 16-ом веке, так что новости больше походят на сплетни и байки. Американские аборигены представляются сущими дьяволами, соответственно, и всё что от них исходит несёт на себе демонический отпечаток. Испанский хронист Гон

Какао попало ко двору испанского короля Карла V в 20-е гг., XVI века. Европейцы подстроили рецепты приготовления шоколадного напитка под собственные вкусы, но в массы горячий шоколад так и не пошел. Какао предстояло взять еще один барьер, куда более высокий, чем вкусовые предпочтения и кулинарные привычки обитателей Старого Света: религиозные предубеждения.

Напомним, что речь идет о середине 16-ого века, в Южной Европе расцветает Возрождение. Великие географические открытия раздвигают границы понимания мира. Кое-как пробиваются науки. Постепенно увеличивается прослойка грамотного населения, вместе с тем меняется и информационное состояние общества - знаний становится больше, они становятся доступнее.

Новости Ост Индии устойчиво держатся в топе. Но всё-таки речь идёт о 16-ом веке, так что новости больше походят на сплетни и байки. Американские аборигены представляются сущими дьяволами, соответственно, и всё что от них исходит несёт на себе демонический отпечаток.

-2

Испанский хронист Гонсало Фернандес де Овьедо писал, что после употребления какао «губы будто вымазаны кровью». При этом, как таковые, напитки красного цвета, не должны бы были пугать европейцев. Слава тебе Господи, традиции виноделия в Европе давние. Более того, вино использовалось при евхаристии, т.е., ассоциировалось с кровью Христовой.

Вероятно, именно это и сыграло особую роль в первоначальной демонизации какао. Ведь в мировоззрении ацтеков священное шоколадное дерево воспринималось не только как дар бога Кетцалькоатля, но и как его воплощение в мире людей. Соответственно, употребление плодов этого дерева устанавливало прямую связь с божеством. Эти воззрения вполне могли быть известны части Европейского общества, в особенности тем, кто уже побывал в Новом Свете. Как и славная ацтекская традиция чуть что, устраивать человеческие жертвоприношения. Конечно, в процентном соотношении таких людей было всё ещё немного, но, как гласит английская поговорка – знает сорока, знает и свинья.

-3

Таким образом, питьё какао могло восприниматься в духе возрожденческого мистицизма, как причащение дьяволом. Не стоит забывать и о том, что эпоха Возрождения славна не только зарождением наук, искусств и великими открытиями, но и зажигательной работой Святой Инквизиции. Даже косвенное подозрение в заигрывании с нечистой силой грозило путёвкой в пыточный каземат, а после на аутодафе, к окончательному исправлению. И тут уже совсем не важно, верил ли отдельно взятый испанский подданный в дьявольских ацтекских богов, или смеялся над подобными суевериями. Перспектива оказаться на костре удерживала многих от распития горячего шоколада. Всё-таки даже самых хороший какао не настолько хорош, чтобы за него сгореть заживо.

Продолжение следует...