Найти в Дзене
Случайные знания

Конформизм общества: как толпа влияет на личность

Оглавление

Психологов и социологов давно интересует вопрос: будет ли человек выражать согласие с большинством, даже если считает иначе?

В 50-х годах прошлого века польский психолог Соломон Аш задумался: может ли индивид пойти против мнения большинства, даже если оно противоречит неопровержимым фактам?

Ход эксперимента

Ученый пригласил студентов в аудиторию под предлогом проверки зрения. Всего было 3 экспериментальные группы по восемь человек в каждой.

Соломон Аш продемонстрировал две карточки: на одной был напечатан главный отрезок, на второй – 3 линии различного размера.

После демонстрации карточек психолог спрашивал студентов: «Какая линия из второй карточки соразмерна образцу из первой карточки?»

По правилам эксперимента одна из линий идеально совпадала по длине с образцовым отрезком. Очевидно, что участники групп в своих ответах должны быть солидарны.

Однако суть эксперимента состояла в том, что в реальном опыте участвовал только один испытуемый, а остальные семь человек были подставными актёрами. Единственный подлинный участник испытания, естественно, ни о чем не догадывался и всегда давал ответ предпоследним.

Соломон Аш выяснял, сможет ли испытуемый выдержать давление большинства, сохранить свою точку зрения и дать верный ответ.

На первые две карточки испытуемый и актёры отвечали одинаково верно, а вот на третий раз все заговорщики давали неверный ответ и вводили в замешательство тестируемого. Если студент продолжал стоять на своём верном варианте, он испытывал невероятный дискомфорт.

В результате 75 % реальных участников согласились с ложным мнением большинства. Когда же "подсадные утки" не были единогласны в своём мнении, тестируемый чаще шёл вразрез с мнением толпы.

Для более точных данных эксперимента была исследована контрольная группа, где не было заговорщиков и, следовательно, никто не мог повлиять на выбор испытуемых. В такой группе был лишь один неточный ответ.

Выводы эксперимента

Таким образом, настоящий участник исследования почти всегда разделял мнение большинства, хотя был уверен в ошибочности их суждений.

После завершения эксперимента психолог попытался определить источник ложных ответов. Как выяснилось, реальные участники под влиянием группы начинали колебаться в решении, испытывать боязнь осуждения, сомневаться в своей правоте.

Такому явлению психологи дали название "конформизм" - следование правилам и нормам толпы под общественным давлением.

Соломон Аш продолжил свою работу и выяснил:

  • конформизм (т.е. влияние на человека правил группы) снижался, если хоть один из группы поддерживал участника эксперимента.
  • влияние масс увеличивается с ростом количества людей в группе и с усложнением задачи;
  • если в группе замечали людей рангом выше (по уровню образования, достатку, влиянию), то уровень конформизма возрастал, т.к. испытуемые шли на поводу у "значимых" людей;
Исследование доказывает, что люди стремятся соответствовать шаблонам сообщества, отодвигая свою личность. Лучше быть такими же, как все, чем быть правым.

Кто опроверг данную теорию?

В 1980 году исследователи из США Стивен Перрин и Кристофер Спенсер провели практически идентичный эксперимент.

В качестве испытуемых ученые пригласили студентов-математиков, и результат был впечатляющим. Только один студент из 396 испытуемых подвергся влиянию большинства!

Исследователи объяснили это изменениями в политической и культурной жизни общества. После Второй мировой войны общество было более сплоченным, что и повлияло на результаты опыта Аша. Однако эпоха самовыражения с духом бунтарства повлияла на уровень конформности (т.е. подчинения) людей.

В настоящее время учёные полагают, что уровень конформизма снижается, особенно в странах, где выше индивидуализм.

Несмотря на то что коллектив часто подталкивает нас играть по его правилам, важно развивать критическое мышление и не бояться защищать его перед обществом.

Если вам понравилась статья, советую прочитать еще об одном потрясающем эксперименте 👇

📌Было познавательно? Подписывайся! Новые статьи появляются ежедневно.