Мне эту историю моя бабка сказывала, а той, в свою очередь – ее бабка. Так что, надо полагать, есть в этом доля истины. Так вот, в деревнях раньше считалось, что мыться в бане после заката солнца ни в коем случае нельзя. Потому как люди верили, что баня есть место нечистое, темное. Недаром и крестик перед походом туда снимали. Ведь человек приходил туда не просто смывать с себя пот и грязь, но и свои тяжелые мысли, усталость, и даже грехи. Все самое нечистое скапливалось по углам бани, отсюда и «нечисть» в ней заводилась.
Народ знал, что живет там банник. Вид он может принимать различный, но вот сущность его неизменно темная, опасная. И навредить он может любому, кто сунется ночью его покой тревожить да ведрами в бане греметь. Верили в это старики, верили и молодые. Но вот всегда находились те, кто готов был бросить вызов темным силам и удаль свою показать. И речь-то была не только о деревенских парнях, но и о девках.
Собрались как-то деревенские подружки в баню мыться на ночь глядя. Самая бойкая из них, Манька, со смехом говорила:
- Эй, девы, да что бояться-то? Сейчас с гулянья домой забежим, чистые рубахи захватим, и айда мыться! Баня-то второго дня топлена, там вода горячая еще, да поплескаемся от души!
- Нет, Маня, ты уж дюже смелая у нас! В бане-то по вечерам не моются, нехорошо это, - отвечала ей Авдотья.
- То ли еще будет! – смеялась Манька, откинув с плеча темную косу. – Айда мыться! Вот смеху-то будет, коли парней деревенских напугаем. Пойдем тихонько в баню, краем деревни, а там устроим шум! Они же решат, что черти там скачут, вот мы на их рожи-то и поглядим, да посмеемся вдоволь, а потом уж выбежим и покажем, что никаких чертей там нет!
Авдотья была растеряна. Матрена же, третья подружка, подогреваемая разбитной Манькой, быстро поддалась на уговоры. И Авдотью за собой потянули.
Вооружившись чистыми рубахами, девки проскользнули краем деревни к бане, что стояла на отшибе, под старой елью, возле речки.
Светила полная луна, ночь была теплая, июньская. Вовсю пахло молодой травой и ночная роса приятно щекотала босые ноги. Подружки подкрались к бане и потихоньку прошмыгнули внутрь.
- Ой, темно-то как! – пропищала Авдотья, и ее сердце сжалось от страха.
Манька была полна решимости. В темноте бани блестели смехом ее лукавые глаза.
- Ничего, девы, луна в окно светит, не заблудимся, чай, в бане-то! Давайте-ка притаимся да парней подождем, они на реку еще пойдут, тут-то мы завоем, застучим и их напугаем!
Притаились девки. Сидят на лавке, ждут. Уж полночь минула, не слышно, чтобы кто на речку шел, да разговор вел. И тут, наконец, что-то послышалось… Шуршали чьи-то шаги. Кто-то шел по тропке к бане, и будто бы слышался легкий, едва уловимый скрип, или лязганье, словно несли пустое ведро…
Девки начали перешептываться.
- Никак мыться кто идет, - зашипела Матрена.
- А если не парни это? – предположила пугливая Авдотья. – А вдруг банник сам идет сюда, чтобы нас съесть?
Манька чуть не лопнула от смеха.
- Ага, банник, как же. Ты, Дунька, глупая, что ли? Нет никакого банника. Придумали это все наши бабушки. Потому что кто его видел? Никто. Вот и нет его.
- Да как же нет, - не унималась Авдотья, - с ним играться опасно! Зря пришли мы сюда, девоньки…
- Так! – шепотом скомандовала Манька. – Ты, Дунька, давай стони или вой погромче. Да пожалостливей. А ты, Матрена, в дверь царапайся. А я буду хрипеть и шипеть. То-то напугаем сейчас непрошеного гостя!
И девки принялись баловаться...
#банник #народные поверья #деревенские истории #деревенская мистика #нечисть