Около углового дома, называемого Утюгом, все еще стоит темная гомонящая толпа. Городовые выделяются из нее своей светлой формой. Аверьянов поглубже натягивает шляпу на глаза и старается обойти толпу, прижимаясь к противоположному дому.
Подходя к ночлежке, Петр останавливается и поворачивается к Глебу:
- Забыл сказать, выбросите перстень Соньки Золотой Ручки, который Вы у фартового выиграли. Местные-то знают, несчастливый это перстень, вот и стремятся его лоху какому-нибудь проиграть. Конечно, в подземных ходах под Солянкой и Хитровкой, спрятано множество награбленных сокровищ. Многие верят, что и Сонькины схоронены в подвалах "Каторги", но искать их не советуют. В подземельях Хитровки можно встретить призрак легендарной воровки, охраняющий свои драгоценности. Все, кто спускался в те лазы за ее тайником, назад не возвращался.
Глеб слушает провожатого, крепко сжимая в кармане перстень, идея найти клад знаменитой воровки уже захватила его. Они сворачивают во двор, но Аверьянов все разглагольствует, Глеб уже смирился с излишней болтливостью попутчика:
- Кстати, Золотая Ручка - это была воровская кличка королевы преступного мира Софьи Блювштейн. Обладая острым умом, блестящей памятью и освоив аристократический этикет, она сумела отточить свое "мастерство" до блеска, став гением аферы. Ее называли "дьяволом в юбке". По слухам, Сонька заманивает всех охочих до ее сокровищ в подземные пещеры и долго водит по таинственным лабиринтам, не давая выбраться назад. Так что оставьте этот проклятый перстень здесь.
Глеб слушает, но новые сведения лишь разжигают его интерес к Сонькиному кладу. Чем черт не шутит, в карты ему сегодня везло, может и тут повезет.
Молодые люди заходят в ночлежку, где в лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах нет никакого освещения.
- Свой дорогу найдет, а чужому здесь делать нечего! - улыбается Аверьянов - Любимая хитровская присказка.
Пройдя по грязному, обшарпанному коридору, они спускаются в темный подземный каземат. Вдруг проход им преграждает какой-то оборванец, протягивая руку.
- Плата за вход в подвалы - бутылка водки, - подсказывает Аверьянов.
Глеб отдает водку, и оборванец отходит, пропуская их дальше. Молодые люди углубляются в подземные коридоры. Непонятно откуда, но свет сюда проникает, и здесь царит полумрак.
Вдруг, в трех шагах перед ними, прямо из стены подвала появляется голова, потом вылезают несколько фигур, тянущих за собой какие-то мешки.
Увидев, что они не одни, "коты" бросают вещи и окружают Глеба с Петром. В слабом отсвете блестят ножи.
Аверьянов о чем-то тихо переговаривается с одним из них. Потом обращается к Глебу:
- Они согласны на выкуп. Что у вас есть?
Глеб вспоминает про кольцо, его подарок на день рождения Наталке. Ему очень жалко отдавать дорогое кольцо. Но, увы, он понимает, что если оставит его себе, "коты" заберут кольцо с его трупа вместе с часами.
Приходится отдать драгоценность ворам.
Они ухмыляются: "Подходящий товарец!" и, схватив свои мешки, исчезают в проломе стены. Около лаза, из которого "коты" появились, Глеб замечает валяющуюся отмычку и на всякий случай подбирает ее.
Путь свободен, молодые люди зажигают свечу и двигаются дальше.
Глеб в душе счастлив, что Аверьянов согласился его сопровождать. Коридор ветвится и расходится множеством темных узких ходов, и по какому из них идти, Глебу абсолютно непонятно, но провожатый уверенно ведет его.
Спустя какое-то время в мерцающем свете свечи они замечают белый силуэт, плывущий навстречу. Очертаниями он напоминает монахиню.
Но это не просто монахиня, а беременная женщина в монашеском одеянии, из живота которой торчит огромный тесак. Призрак начинает стонать и умолять помолиться за нее и ее неродившегося ребенка. Глеба прошибает холодный пот и ему хочется скорее убежать отсюда, но Петр ловит его за руку.
"Посмотрите, что у Вас еще есть,- шепчет Аверьянов. Глеб нашаривает в кармане склянку со святой водой.- Отлично. То, что надо. Облейте призрак".
Трясущимися руками вытащив пробку, Глеб плескает из склянки в сторону монахини. Призрак с шипением испаряется, освобождая проход.
"В начале 18 века в Ивановском монастыре обосновалась секта Хлыстовцев,- пускается в объяснения Аверьянов.- Именно в стенах этого "отмеченного злым роком" монастыря они проводили свои тайные радения, а в глубоких монастырских подземельях приносили человеческие жертвы. По слухам, принести в жертву нужно было младенца мужского пола от совращенной монахини. И обязательно в полнолуние! Если же несчастная женщина "перехаживала" и не могла родить в срок, ей помогали огромным острым тесаком. Этакое "кесарево сечение". Некоторые из тех убитых монашек, как Вы только что видели, до сих пор маятся в подземельях".
Молодые люди сворачивают налево, множество крыс разбегается из-под их ног. Впереди в темном проходе появляется расплывчатый силуэт.
Глебу кажется, что он начинает привыкать к завсегдатаям подвалов. Приблизившись, призрак осыпает их страшными проклятиями и грозит кулаком. Разглядев, что это одетая в лохмотья бабка, Петр признает в привидении Салтычиху. Почему-то этот призрак совсем не пугает Глеба, настолько гротескно бабка выглядит.
"Молчите,- шепчет провожатый Глебу,- кто ей понравится, того она просит помолиться за ее грешную душу и может приоткрыть тайну сокровищ, спрятанных в подземных тайниках ее дома на Лубянке".
Бабка покружила, покружила вокруг их, но видя, что молодые люди ее не пугаются и не отвечают на ее оскорбления, сменила гнев на милость. Салтычиха попросила помолиться за нее, а за это они могут забрать ее сокровища. Но мало найти ее двор, сказала она, нужно знать особый заговор, открывающий землю и стены, распечатывающий клады и отгоняющий нечистую силу. Вот он: "Губы-раз, зубы-два, помогай разрыв-трава, расступись сыра-земля, дам семитник от рубля".
Сказав это, приведение продолжало крутиться вокруг них, не давая идти дальше.
"Обрызгайте Вы ее, наконец, святой водой. Иначе не отстанет,"- советует Петр. Хотя в склянке осталось меньше половины, но и этого хватает, Салтычиха с проклятиями улетает в боковой коридор.
"Даже не мечтайте о кладе,- с сожалением говорит Петр.- Она не сказала заговор на открытие клада. Сколько людей уже так сгинуло".
Но Глеб и не собирается искать клад Салтычихи. Куда больше его интересует сейчас идея найти сокровища Соньки Золотой Ручки. Ее перстень в кармане ощутимо нагрелся, поэтому Глеб уверен, что клад где-то рядом.
Продолжение
Начало https://dzen.ru/media/id/63d920e5e1fddd4e29a709ed/podvaly-vremeni-1-644e4aeec6419c1f9c04eb9d