Глава ДНР Денис Пушилин рассказал о стратегии развития Северного Приазовья и всего Азовского макрорегиона, объединяющего шесть российских субъектов, а также о планах возвращения нашему уникальному морю славы самого рыбного в мире и одного из самых комфортных для отдыха, прежде всего – детского.
Кузница и здравница
– Полноценное комплексное развитие акватории Азовского моря и прибрежной зоны – это большая работа, разбитая на несколько этапов, – говорит Денис Пушилин. – Планы отражены в Стратегии развития Приазовья до 2040 года и по поручению Президента России Владимира Путина должна быть утверждена до 1 сентября текущего года.
Стратегия касается всех прибрежных территорий, в том числе и Мариуполя. Позитивные изменения в городе мы фиксируем уже сейчас, в том числе в экологической сфере, так как «Азовсталь» уже не загрязняет море и воздух. Кстати, по федеральной программе в Мариуполе уже реконструирован и полностью восстановлен городской пляж. Он популярен среди местных жителей и гостей города.
– То есть, в перспективе здесь появится большая рекреационная зона – «Ривьера» Юга России?
– За многие годы украинского правления Мариуполь остановился в развитии как туристический и курортный город – мы это исправляем. Данные направления являются перспективными, высокий интерес к сезонному отдыху на побережье Азовского моря существовал всегда. Сейчас уменьшился сброс промышленных отходов предприятиями Мариуполя. Это в свою очередь повлияло на очистку морской воды, восстановление планктона и уменьшение популяции зеленых водорослей.
В Стратегию заложены берегоукрепление прибрежной полосы, реализация инвестиционных проектов по созданию современных гостиниц, туристических комплексов, баз для семейного отдыха, оздоровительных лагерей, а также строительство туристических объектов и создание туристских кластеров. То есть всего, что будет способствовать улучшению условий для комфортного отдыха людей. Ряд интересных масштабных проектов уже сегодня в разработке.
– Каких именно?
– Например, наличие транспортно-пересадочного узла, включающего автомобильный и железнодорожный вокзалы, морской порт в Мариуполе – важная составляющая инвестиционной и рекреационной привлекательности региона.
Словом, туристический потенциал нашего региона огромный – надеемся, что правильная инвестиционная политика, реализация мастер-планов развития территорий муниципалитетов и мероприятий Стратегии, а также создание новых рабочих мест вернут нашему региону былую славу и культурно-промышленного центра Северного Приазовья, и курортной здравницы.
Федеральный и региональный уровни
– Азовское побережье объединяет шесть российских регионов…
– И между ними ведется большая совместная работа с участием профильных структур федерального и регионального уровней, научного сообщества, в ходе которой решаются вопросы, которые затрагивают не только экологов, биологов, гидрологов, экономистов, но и каждого жителя юга России.
В прошлом году делегация ДНР принимала участие в Азовском экологическом форуме в Запорожской области, в июле этого года – в V Международной научной конференции «Стратегические проблемы, угрозы и риски Азовского бассейна и Приазовья» в Ростове-на-Дону.
– То есть, сотрудничество по использованиюморских и прибрежных ресурсов идет активно?
– Да, работа по изучению Азовского моря ведется системная и всесторонняя. Благодаря природным ресурсам и стратегическому положению Азовское побережье обладает значительным экономическим потенциалом, и Донбасс призван сыграть ключевую роль в его реализации.
Важнейшим резервом развития Приазовья мы видим и потенциал нашего научного сообщества в сотрудничестве с ведущими учеными других российских регионов. Это касается и вопросов внедрения новейших технологий в развитие приоритетных для региона видов деятельности, например рыбного промысла в акватории Азовского моря.
– Возможно ли вернуть Азову славу самого рыбного моря в мире?
– Конечно. Восстановление биоресурсов Азовского моря тоже определяет уже упомянутая Стратегия.Мы нацелены на развитие морского рыболовства, прудовой аквакультуры, рыбоперерабатывающей отрасли.
Уже сейчас наблюдается улучшение состояния промысловых запасов, увеличились популяции бычков, тарани, судака и осетровых. Придет время, и мы обязательно поставим рекорды по уловам, как в начале второй половины прошлого века, когда в Азовском море вылавливалось до 760 тысяч тонн рыбы в год.
– Есть ли сегодня у Донбасса планы возрождения рыболовных предприятий донецкого побережья моря?
– Тут мы тоже рассчитываем на инвесторов, в том числе на реализацию проектов по развитию, в частности, ферм по разведению рыбы. Условия есть, интерес есть – и сопровождением таких проектов уже занимается Корпорация развития Донбасса.
Логистика и инфраструктура
– Возможно ли возобновление пассажирских и грузовых перевозок по морю в Таганрог, Азов,Ейск?
– Азовское море – это уже внутреннее российское море, соответственно, здесь открываются и новые возможности в развитии транспортной логистики, которые одобрил наш президент. Это не только восстановление и развитие дорожной сети, но и открытие новых железнодорожных направлений. И, конечно же, запуск пассажирских и грузовых перевозок по морю в другие российские города.
В 2023 году на Петербургском международном экономическом форуме было заключено соглашение между правительством Ростовской области и правительством ДНР о сотрудничестве в сфере развития пассажирских перевозок водным транспортом между регионами. Благодаря подписанному соглашению планируется открытие морской линии для осуществления пассажирских перевозок, работа над реализацией этого соглашения уже ведется – Ростовская область закупает морские пассажирские суда на подводных крыльях типа «Метеор». Их поставка планируется в конце 2025 года.
В свою очередь с нашей стороны сейчас прорабатывается вопрос развития портовой инфраструктуры, готовой принять такие типы судов. В совместных с Ростовской областью планах запустить в навигацию первые рейсы в 2026 году. Но многое зависит, в первую очередь, от вопросов безопасности.
– Каким видится будущее морского транспорта в порту Мариуполя?
– Тут, конечно, важно подчеркнуть такое назначение Мариупольского морского порта, какгрузовые перевозки. Гавань включена в Реестр морских портов Российской Федерации. Всего в порту 22 причала: 18 грузовых и четыре вспомогательных. Из грузовых причалов 14 находятся в рабочем состоянии и готовы к приему судов.
Темпы роста грузооборота с каждым годом увеличиваются, мы ставим целью, чтобы ежегодно переваливалось не менее 10 миллионов тонн. Портдействительно становится важным логистическим центром, и в том числе перевалки сельхозпродукции.
Благодаря восстановлению портовой инфраструктуры в этом году планируется увеличение мощностей. Это также позволит принимать и оперативно отгружать на суда зерновую продукцию, прибывающую в морской порт как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.
Детский отдых
– Что планируется для развития детского отдыха детей Донбасса и всей России на Азовском море?
– Азовское море, как известно, самое мелкое море в мире. Это лучшее место для детского отдыха – комфортного, теплого и полезного. Естественно, в Стратегии развития Приазовья до 2040 годапредусмотрены, в первую очередь, развитие и модернизация мест для отдыха и оздоровления детей. Мы стремимся вернуть Приазовью славу всероссийской здравницы, как это было в советское время.
Пока мы сосредоточены на подготовительной работе, которая крайне кропотлива и важна. Нам необходимо в Стратегии учесть все нюансы, начиная от необходимости проведения мероприятий по очистке берега, берегоукреплению, реконструкции инженерных коммуникаций.
– Тем не менее наши дети и сейчас отдыхают на Азовском море…
– И не только на территории Донецкой Народной Республики, а и в Ростовской и Запорожской областях, в Краснодарском крае и Крыму. Например, 1200 юных горловчан оздоравливаются в ДОК «Спутник», который расположен в Ростовской области. И это не только пребывание на пляже и купание в море, но и насыщенный творческими и познавательными мероприятиями отдых.
Очень хотим и все делаем для того, чтобы дети из всех регионов России отдыхали в комфортных и современных условиях на донецком побережье Азовского моря.