Найти тему

Последняя болезнь Михаила Булгакова. Взгляд кардиолога.

Писатель Михаил Булгаков прожил всего 48 полных лет. В Википедии обстоятельства его смерти описаны довольно скудно. В сентябре 1939 года вскоре после отмены лично Сталиным премьеры его пьесы «Батум» состояние здоровья Михаила Афанасьевича стало быстро ухудшаться, и он начал терять зрение. В феврале 1940 года он уже почти утратил и речь, не вставал с постели, и умер в марте 1940 года, не дожив даже до 49-летия. Причиной его смерти назван гипертонический нефросклероз (первично сморщенная почка) – это, скорее, не причина, а исход нелеченной гипертонической болезни.

Биограф Булгакова, Л.И. Дворецкий, в своей книге «Недуги великих» подробнее описывает последние месяцы жизни писателя.

Болезнь действительно началась в сентябре 1939 года – прогуливаясь по Невскому проспекту в Ленинграде, Булгаков вдруг заметил, что не различает буквы на вывесках магазинов.

Так выглядел Невский проспект 25.10.1939 года. Слева башня Городской Думы, справа вдали виден Дом Книги.
Так выглядел Невский проспект 25.10.1939 года. Слева башня Городской Думы, справа вдали виден Дом Книги.

12.09.39 состоялась первая консультация врача – Булгаков был осмотрел профессором Н.И. Андрогским, который выявил изменения глазного дна, типичные для тяжёлой артериальной гипертензии.

Булгаков воспринял это как тяжёлое предзнаменование, ведь его отец А.И. Булгаков (1860-1907) заболел в том же возрасте, причём первыми проявлениями смертельной болезни было резкое и внезапное ухудшение зрения.

В этом доме на Андреевском спуске в К..ве Булгаков жил в начале ХХ века.Здесь же умер его отец. Про этот дом пел А. Розенбаум в известной песне.
В этом доме на Андреевском спуске в К..ве Булгаков жил в начале ХХ века.Здесь же умер его отец. Про этот дом пел А. Розенбаум в известной песне.

20 сентября Булгакову впервые в жизни измерили уровень артериального давления по Короткову. Значения давления оказались огромными – 205/120 мм рт. ст.

Примерно тогда же был взят анализ мочи, не выявивший тяжёлых изменений, кроме наличия небольшого количества цилиндров, а также анализ крови, который был нормальным, в том числе и значение гемоглобина. Итак, причиной ухудшения состояния была тяжёлая гипертония.

Какими же средствами врачи пытались справиться если не с причиной болезни, то хотя бы с наиболее тяжёлыми её проявлениями?

Самый первый рецепт доктора Захарова (именно он был лечащим врачом Булгакова с середины сентября 1939 года до его последних дней) – 5 пиявок. Да, именно пиявками врачи лечили тяжёлую артериальную гипертензию. По-видимому, расчёт был на небольшое снижение объёма циркулирующей крови, а также на улучшение её текучести, что, конечно, как мы сейчас понимаем, не могло изменить состояние больного к лучшему. Впрочем, проводились и более серьёзные кровопускания – например, 08.10.39 было выпущено 780 мл крови, после чего жена писателя Е.С. Булгакова записала в дневнике: «Сегодня днём несколько легче, но приходится принимать порошки». Действительно, кровопускание позволяет существенно снизить давление, и, пожалуй, это единственный метод, которым в то время можно было эффективно помочь при гипертонии. Пусть и ненадолго, но давление удавалось снизить. Согласно архивным документам, Булгакову эта процедура проводилась трижды.

В декабре 1939 года тяжело больному Булгакову дали направление на санаторно-курортное лечение, где основным методом были прогулки на свежем воздухе и диета. Сейчас, в ХХI веке пациента с тяжёлой гипертонической болезнью, сопровождающейся почечной недостаточностью (к тому времени это было подтверждено быстро ухудшающимися анализами мочи) никому и в голову бы не пришло лечить в условиях санатория. Но в те времена не существовало других методов лечения, о чём писатель с горечью писал своему другу А. Гдешинскому: «К концу жизни пришлось пережить ещё одно разочарование – во врачах-терапевтах. Не назову их убийцами, это было бы слишком жестоко, но гастролёрами, халтурщиками и бездарностями охотно назову». Ну, а что ещё мог сказать смертельно больной писатель, которому не могли помочь лучшие врачи того времени. Известно, что Булгакова консультировал личный врач И.В. Сталина – профессор В.Н. Виноградов, который давал просто поражающие своим бессилием рецепты:

  • отход ко сну в 12 часов ночи
  • диета молочно-растительная
  • питьё не более 5 стаканов в сутки
  • ножные ванны с горчицей
  • микстура со снотворным в 11 часов вечера

Такие рекомендации сейчас выглядят просто насмешкой над здравым смыслом: пациента с тяжёлой гипертонией пытаются лечить устранением факторов риска – уменьшением стресса, ограничением жидкости, ранним отходом ко сну. Действительно, на самых начальных этапах гипертонической болезни эти меры могли бы немного её затормозить, но при такой тяжёлой стадии эти меры были абсолютно бесполезны.

Неудивительно, что болезнь прогрессировала, присоединилась сердечная недостаточность, ухудшилась почечная функция вплоть до анурии – полного отказа почек. 10.03.1940 в дневнике жены писателя появилась короткая запись: «16 часов. Миша умер».

Посмертная маска писателя, выполненная скульптором Меркуровым
Посмертная маска писателя, выполненная скульптором Меркуровым

Современный взгляд на историю болезни Михаила Булгакова таков:

Пациент длительно страдал тяжёлой гипертонической болезнью. Не исключено, что заболевание носило симптоматический характер, и была вызвана поражением почек фенацетином, который пациент много лет принимал по поводу хронических головных болей. В настоящее время существует понятие «фенацетиновая почка» - результат поражения этого органа фенацетином и близкими к нему препаратами. Первое описание фенацетинового нефрита было опубликовано лишь в 1953 году. Не имея сведений об опасном побочном эффекте препарата, Булгаков злоупотреблял этим лекарством при активном содействии лечащего врача. Существует и противоположное мнение, что головные боли были следствием нелеченной гипертонической болезни, а поражение почек было вторично – на фоне высоких цифр давления. Сейчас об этом трудно судить, так как первое в жизни измерение давления пациенту было произведено лишь в сентябре 1939 года, незадолго до исхода заболевания. По крайней мере, другие сведения об уровне давления писателя не сохранились.

Надо признать, что на развёрнутой стадии болезни пациент фактически не получил медицинской помощи. По подсчётам Л.И. Дворецкого, писателя консультировали 24 врача, из которых 8 были профессорами. Никто из них не оказал хоть сколько-нибудь заметного действия на течение заболевания.

По свидетельству патологоанатома, вскрывавшего тело, сосуды у Булгакова были как у 70-летнего. Неудивительно, что сосуды Булгакова были поражены атеросклерозом. Высокие цифры давления – важнейший фактор образования бляшек в артериях. Тяжёлая почечная недостаточность также является фактором риска.

Нельзя сказать, что в настоящее время было бы легко помочь такому пациенту. При тяжёлой запущенной гипертонии с поражением почек об излечении не могло быть и речи. Но снизить уровень давления до приемлемых значений с помощью современных средств было бы вполне возможно. Даже при огромных цифрах давления, выявленных у Булгакова за полгода до смерти, можно было бы назначить диуретики, ингибиторы АПФ, блокаторы кальциевых каналов. При существенном снижении функции почек применить гемодиализ.

Жизнь писателя можно было бы продлить на многие годы, если не десятилетия.

Но увы, возможности медицины середины ХХ века не позволили Булгакову дожить даже до 50 лет. Остаётся только сожалеть о ненаписанных пьесах и рассказах великого мастера.

Подписывайтесь на меня в Телеграм, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev

В этой статье я написал о последней болезни Н.К. Крупской.

Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.

Иллюстрации взяты из свободного доступа.

Исторические очерки о медицине на моём канале