Самовольство генерала Дун Чжо, фактически узурпировавшего императорскую власть в Империи Хань, вызвало всеобщее неодобрение среди китайских военачальников. Кто-то ему завидовал, другие возмущались несправедливостью процессов, происходящих при императорском дворе. Император Лю Бянь был слабовольным и тревожным юношей, но он все-таки считался легитимным преемником своего отца, поэтому его рокировка на Лю Се (не до конца законного сына почившего императора) представлялась нарушением сложившихся традиций наследования трона. Те военачальники, которые поддерживали Лю Се тоже оказались в оппозиции к Дун Чжо, закономерно полагая, что генерал удерживает императора в плену, единолично управляя Империей Хань.
В середине весны 190 года несколько провинциальных военачальников сформировали коалицию, направленную против узурпатора. Лидером выбрали Юань Шао (этот мужичок обладал большим авторитетом и связями, да и знаком нам по предыдущей статье). Точкой сбора армий назначили Хэнэй из-за его непосредственной близости к столице и удобства инфраструктуры.
Главной проблемой новообразованной коалиции стало отсутствие единства взглядов среди ее ключевых участников. Такое часто бывает в больших армиях, где каждый военачальник тянет одеяло на себя. Здесь же появлялись еще политические аспекты, которые серьезно усугубляли противоречия. Как я уже писал, кто-то поддерживал низложенного императора Лю Бяня, кому-то по душе был Лю Се, даже имелись военачальники императорскими амбициями. Помимо споров о престолонаследии, присовокуплялось томительное обсуждение военной стратегии. Тут мнения в коалиции разделились, одни лоббировали немедленный марш на столицу, другие придерживались мнения, что надо занять оборонительную позицию.
(На картинках выше основные участники коалиции. Ей-богу, я будто бойсбэнд перечисляю. Спасибо дизайнерам The Creative Assembly)
Дун Чжо знал о спорах внутри коалиции, но не мог не опасаться ее объединенной мощи, ведь генералы могут сегодня спорить, а уже завтра будут размахивать его головой на пике с криками: «Император свободен!». Понимая, в какой опасности он находится, генерал предпринимает попытку отрицательного наступления в сторону города Чанъань, прихватив с собой императора Лю Се и его безвольного братишку. К концу весны выходит императорский указ с перенесением столицы из Лояна в Чанъань. Помимо переправки привилегированных особ, Дун Чжо способствует принудительному переселению жителей Лояна, чтобы те были поближе к божественному наместнику.
По итогу, Дун Чжо попросту опустошил многовековую столицу Империи Хань, сделав ее городом-призраком. После того, как большинство жителей Лояна покинули свои дома, Дун Чжо приказал сжечь город. Пока бывшая столица горела, войска генерала находились неподалеку. «Защитник императора» считал важным проконтролировать, чтобы горящий Лоян никто не смог спасти. Это, своего рода, символический жест, красноречиво говорящий о том, что все старые порядки остаются в прошлом, а приверженцев новых, ждут с распростертыми объятьями в Чанъане.
Узнав о пожаре в Лояне, руководители коалиции, мягко говоря, были в шоке. Они тут же предприняли марш на столицу, в надежде спасти хоть что-то. План развивался в соответствии с ожиданиями Дун Чжо, заботливо приготовившего засаду неподалеку от Лояна. Но что-то пошло не так, засада не сработала и силы коалиции одержали победу, генералу пришлось спасаться бегством.
Когда армия коалиции вошла в Лоян, то не застала практически ничего кроме руин и пепла. Все административные здания, дома и инфраструктура были разрушены или пожаром, или солдатами Дун Чжо, а старые императорские гробницы разорены. Тем не менее, символическое значение Лояна трудно переоценить. Чтобы свести легитимность режима Дун Чжо к историческому минимуму, коалиционный совет решил провозгласить своего императора, на его роль отлично подходил Лю Юй, инспектор провинции Ю и по совместительству член императорского дома. Не все согласились с таким решением, но в сложившихся обстоятельствах этот путь представлялся наиболее результативным. Силы коалиции отлично знали против кого они воюют, но совершенно не представляли за кого. Возведение Лю Юя на императорский трон сразу же отсекало часть противоречий между участниками объединения.
Коалиционный совет направил гонцов к Лю Юю с предложением присесть на императорский стул. Ко всеобщему удивлению, претендент ответил отказом, разразившись ругательствами на древнекитайском. Такая ситуация ставила в затруднительное положение участников коалиции и способствовала центробежным тенденциям. Вплоть до конца 191 года противники Дун Чжо никак не проявляют себя, проводя время в бесконечных дискуссиях. В начале следующего года коалиция распалась, и все военачальники разбрелись по домам для наращивания личной власти в своих регионах.
По итогу, борьба коалиции с Дун Чжо ни к чему не привела, напротив, она принесла Империи Хань еще большую анархию. Коалиционные военачальники, не достигнув единодушия, предпочли вернуться в свои уезды и наращивать собственную мощь, чтобы когда-нибудь без чьей-либо помощи восстановить порядок в Империи.
На этом, пожалуй, мы закончим. В следующей серии об интригах при дворе Дун Чжо, его гибели и продолжении междоусобной грызни между имперскими военачальниками.
- Следующая серия
- Предыдущая серия
- Самая первая серия
Отдельная благодарность дорогому подписчику @Ромфая Махайровна Фракийская за годную карту, которую мы можем созерцать в статье
Ну всё, всем спасибо. Поддержите Автора лайком и добрым комментарием!