Найти тему
Эстетика бонсай

Бонсай или не бонсай

Оглавление

На многих форумах и в публикациях об искусстве бонсай можно увидеть споры о том можно ли определенное дерево, посаженное в плошку, считать бонсай или нет.

Знатоки и мастера опираются на правила формирования и требования к внешнему виду деревьев. Они знают толк в прутиках и настоящих стволах. Кроме того, пройденный ими опыт подсказывает «цену» каждого бонсай. И «цена» выражена, как правило, не в деньгах. Она - в часах созерцания, сомнений, ожиданий, чтения серьезной литературы, экспериментов, общения с себе подобными, принятия решений.

Гейша 
Источник: https://humus.livejournal.com/3998511.html
Гейша Источник: https://humus.livejournal.com/3998511.html

Новичкам не терпится дождаться когда, радуясь, что перезимовал, распушится весной их единственный питомец. Они накидываются с ножницами на молодую крону и самозабвенно обматывают проволокой невызревшие веточки. А еще, воодушевившись успехом, набирают побольше семян и молодых весенних всходов и заставляют все подоконники одноразовыми стаканчиками. Летние разъезды хозяев и погода оставят от этих посадок к осени еще 2-3 самых стойких растения, поубавят энтузиазма, и возникнет важный вопрос – буду ли я продолжать или закончу на этом карьеру в «бонсай»?

Знатный японец 
Источник: https://humus.livejournal.com/4672623.html
Знатный японец Источник: https://humus.livejournal.com/4672623.html

Споры, какое дерево попадает под название бонсай, а какое нет – очень серьезные. Бонсай признан искусством. Значит, есть каноны, правила, требования. Нет классического образования на эту тему, опыт и знания передаются отдельными мастерами, каждый из которых наработал собственный определенный стиль и методики. Изученные мастер-классы всегда дают что-то полезное, но истинное качество их зависит от опыта мастера, его харизмы, длительности и условий проведения обучения, а также подготовленности слушателей. А дальше – возврат к своим (какие бы они ни были) растениям и - см. абзац №2 – созерцание, сомнения, .... . То есть - вперед по тропинке мастеров.

Прачки 
Источник: https://humus.livejournal.com/4110574.html
Прачки Источник: https://humus.livejournal.com/4110574.html

Но и эта тропинка в свое время начиналась с единственного дерева и кучи посаженных семян. С этого когда-то начинали все, просто «подзабыли». Это понятно и психологически – человек уже прошел долгий путь и достиг некоторого профессионализма. Комфортнее оставаться в среде равных, не вспоминая и не отвлекаясь на пройденное. И здесь нужна терпимость, «долог наш путь».

Магазин фарфоровых изделий 
Источник: https://humus.livejournal.com/4653161.html
Магазин фарфоровых изделий Источник: https://humus.livejournal.com/4653161.html

Иногда наблюдая такие споры, я не соглашаюсь ни с одной, ни с другой стороной. Новички, несомненно, тоже торопятся продемонстрировать свои шаги в формировании деревьев, получить свои «лайки». Порой они забывают, что занятие бонсай должно воспитывать терпение, профессиональное любопытство, вкус, стиль, понимание того, что ты делаешь и зачем.

Цветочник 
Источник: https://humus.livejournal.com/4415197.html
Цветочник Источник: https://humus.livejournal.com/4415197.html

Но и мастера, безапелляционно ссылаясь «на многовековой опыт бонсай», почему-то опускают момент, что деревья в плошках и искусство их выращивания существовали тысячи лет, требовали ухода и радовали своих владельцев. А слово «бонсай» (дерево в плошке) вошло в обиход лишь в XIX веке, взяв начало в «хати-но-ки» (дерево в горшке), особых требований к которому никто не предъявлял, кроме, впрочем, общей культуры. Поэзия, уки-ё (образы изменчивого мира), театр обращались к природе, но отражали также то, что происходило в обществе.

Токио. Чайный домик с садом 
Источник: https://humus.livejournal.com/4087410.html
Токио. Чайный домик с садом Источник: https://humus.livejournal.com/4087410.html

Созерцать красоту дерева или цветка, в горшке или плошке японцы могли всегда. А чтобы продлить эту красоту, учили детей наблюдать и терпеливо ухаживать за своими растениями. Учили, и не обязательно на «лучших», иногда недоступных образцах. В каждом доме был свой садик или просто «бонсай», возможно посаженный рукой маленького ребенка и оставшийся там после начала его самостоятельных странствий по жизни. Не отсюда ли гордость за все «свое», не в этом ли особенный характер этой нации?

Сад Ичибан. Йокогама. 
Источник: https://humus.livejournal.com/4122096.html
Сад Ичибан. Йокогама. Источник: https://humus.livejournal.com/4122096.html

А вот когда Япония вошла в период общения со всем миром, появилась необходимость описать правила и представить изысканную эстетику искусства бонсай. Распространяя ее в мире, Япония закрепляла за собой «авторство» и национальный колорит – через выставки, книги, живопись, дарение коллекций деревьев, правила ухода за ними. Вот здесь и начались учет растений, систематизация, терминология. Вот тогда и родился бонсай. Этого потребовала сама жизнь.

Выставка цветов 
Источник: https://humus.livejournal.com/4537017.html
Выставка цветов Источник: https://humus.livejournal.com/4537017.html

Известно выражение: «Бонсай – это самый медленный вид искусства». Это об искусстве, а вот, возвращаясь к началу поста, о конкретном дереве что сказать? Некоторые картины писались художниками в течение десятков лет, оставаясь незаконченными. Как знать, насколько хватит терпения у человека, посадившего желудь однажды весной, и к какому результату это приведет? А вот таинство рождения бонсай – это вообще «разговор» между желудем и человеком, посадившим и сформировавшим его как дерево позже. Нужна ли чья-то оценка? Музыкант становится гениальным исполнителем не тогда, когда об этом начинает говорить мир, а намного раньше. Мастер бонсай – мастером все время пока живет и развивается его дерево в плошке.

Изучение Библии под руководством дьякона Ватанабэ 
Источник: https://humus.livejournal.com/4559675.html
Изучение Библии под руководством дьякона Ватанабэ Источник: https://humus.livejournal.com/4559675.html

Так же, как и научные школы, сообщества художников и музыкантов, профессиональные союзы или школы, люди, занимающиеся бонсай, объединяются в клубы, течения, становятся приверженцами тех или иных техник, имеют своих гуру или последователей во всем мире. Можно копировать технологии и стили (так же как делают это художники), но каждый мастер имеет неповторимый узнаваемый почерк.

Сосна в парке храма Кинкаку-дзи (Kinkaku-ji). Киото. 
Источник: https://humus.livejournal.com/4133098.html
Сосна в парке храма Кинкаку-дзи (Kinkaku-ji). Киото. Источник: https://humus.livejournal.com/4133098.html

Искусство бонсай развивается и идет в массы, его нужно изучать, храня образцы и документируя информацию о них. И так как это искусство, а не «государственный стандарт» – нужно творить в этих понятных, но не непреодолимых рамках. Тогда искусство будет жить и развиваться.

-12

Было бы логично собрать в этом материале подборку изображений о современных мастерах бонсай и их стилях, но оставлю это на потом, создавая отдельные посты об их творчестве. Но не могу не поделиться с благодарностью к источнику фотографиями быта Японии конца XIX – начала XX вв. И эти фото скорее о старинном «хати-но-ки» и чуть-чуть топиарии, чем о «бонсай». Хотя, несомненно, о нем!

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Самое интересное – впереди.

Смотрите на канале:

«Эстетика бонсай» ВКонтакте

#эстетика_бонсай #бонсай #искусство #хоббииувлечения #деревья #культура