Найти в Дзене

Фаберже. Зимнее, Мозаичное, Ледяное. Невероятная Альма Терезия Пиль и её шедевры

Оглавление

Когда говорят о мастерах фирмы Фаберже, то звучат фамилии

- Перхин, Холмстрем, Вигстрём, Тильман... - мастера мужчины. И мало кто скажет - Пиль. Альма Пиль. Первая и единственная женщина, работавшая в ювелирной фирме Фаберже, несомненно талантливая. Женщина-загадка. Поразительно и удивительно, но если вы захотите найти фото этой женщины, то поисковые системы выдадут всего 2-3 фотографии, самая популярная (и одна из двух, датированных 1912 годом) вот эта:

Альма Терезия Пиль, 1912 год, фото из открытых источников. Именно в 1912 году Альма выйдет замуж и, возможно, это фото приурочено к торжественному событию
Альма Терезия Пиль, 1912 год, фото из открытых источников. Именно в 1912 году Альма выйдет замуж и, возможно, это фото приурочено к торжественному событию
  • Альма Терезия родилась в Москве в 1888 году, в семье обрусевших шведов, ювелиров. Отец Альмы - Кнут Оскар Пиль - потомственный ювелир, был главным мастером московского филиала фирмы Фаберже, мать - Фанни Холмстрём - дочь известного финского ювелира Августа Холстрёма.
  • Получила достойное образование. В Петербурге, куда семья перебралась в 1897 году, закончила с золотой медалью училище Святой Анны, специализирующееся на обучении детей немецких переселенцев; брала уроки рисования; училась в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (примечание - одно из старейших российских высших учебных заведений, ведущее подготовку специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна).
  • с 1909 года начала работу в фирме Фаберже - сначала рисовальщицей (вела рабочие альбомы фирмы, трудилась над акварельными эскизами изделий), но очень скоро стала дизайнером, отрисовывая собственные идеи и проектируя уже свои украшения.

Забегая вперед скажу, что творческая жизнь художницы будет очень короткой (и моё мнение, к сожалению) - всего 8 лет и будет прервана событиями октября 1917 года... НО именно за эти 8 лет Альма привнесет в работы ювелирного дома Фаберже что-то новое, отличное от уже всем привычного неорококо, своё, очень легкое, местами волшебное, лаконичное и невероятно изящное, неповторимое...

Разработка эскизов украшений для Нобеля, 1910-1911г.

В начале 1910 года от постоянного клиента Фаберже нефтяного магната Эммануила Нобеля (1859-1932гг.) поступил заказ на изготовление небольшой партии (40 штук) ювелирных украшений - небольших по размеру, оригинальных, желательно броши... - на подарки!

...Они должны были быть столь элегантны, чтобы мысль об их стоимости в голову вообще не приходила...
Эммануил Нобель, 1908г., фото из открытых источников
Эммануил Нобель, 1908г., фото из открытых источников

Альма придумала и запечатлела в эскизах морозную сказку - броши в виде снежинок, всё искрилось и мерцало - платина и алмазы, но при этом было строго, минималистично, неповторимо и... дорого. Всё это было одобрено Нобелем.

Брошь по эскизу Алмы Пиль, платина, бриллианты, фото из открытых источников. Эта невероятная красота была представлена на выставке в Женеве в 2022 году
Брошь по эскизу Алмы Пиль, платина, бриллианты, фото из открытых источников. Эта невероятная красота была представлена на выставке в Женеве в 2022 году

Чуть позже Альма создаст серию украшений - браслеты, серьги, ожерелья, брелоки, которые объединит тема зимы (льдинки, снежинки, иней) и стиль ар деко, ранее не используемый мастерами Фаберже. Чтобы передать задумку автора, украшения будут выполнены из горного хрусталя, покрытых «инеем» из платины и бриллиантов.

Кулон, выполненный по эскизам Альмы Пиль, фото из открытых источников
Кулон, выполненный по эскизам Альмы Пиль, фото из открытых источников

Подарки к Пасхе 1913 года

В 1913 году Россия готовилась в празднованию 300-летия дома Романовых, а фирма Фаберже думала чем удивить императорский двор на Пасху (27.04.1913), а именно императрицу Александру Федоровну и вдовствующую императрицу Марию Федоровну. Подарки получились разными... совсем.

Александра Федоровна получила подарок статусный, соответствующей круглой дате и событию - пасхальное яйцо работы Хенрика Вигстрёма "Трёхсотлетие дома Романовых"

Пасхальное яйцо "Трёхсотлетие дома Романовых", 1913г, фото из открытых источников
Пасхальное яйцо "Трёхсотлетие дома Романовых", 1913г, фото из открытых источников

Матери императора Марии Федоровне было преподнесено пасхальное яйцо "Зимнее", придуманное Альмой, - нежное, хрупкое, неописуемо прекрасное. Две половинки чистого льда (горный хрусталь), пронзают первые лучи весеннего сонца, а на просвете видны тончайшие снежинки - льдинки (тончайшая гравировка, платина). Обе половинки обрамлены платиной и дорожкой из бриллиантов.

Пасхальное яйцо "Зимнее", 1913г., фото из открытых источников
Пасхальное яйцо "Зимнее", 1913г., фото из открытых источников

Сюрприз - миниатюрная корзинка с подснежниками, где каждый цветок реалистично вырезан из цельного белого кварца, листья выполнены из нефрита.

Оригинально!? Несомненно! Думаю, что этот подарок при дворе обсуждали еще очень долго. Красота стоила своих денег, Фаберже было выплачено 24 600 рублей. После революции украшение сменило не одни "руки", с 2002 года находится в ювелирной коллекции 7-ого эмира Катара Хамад ибн Халифа Аль Тани, яйцо было выкуплено за $9,5 млн.

В 1913 году по эскизам Альмы была выполнена и эта шкатулка из горного хрусталя, вроде в мире таких всего две и эта вещица планировать к продаже в 2022 году в Женеве, стартовая цена 300 000,00 швейцарских франков (~ 26 млн. рублей), но лот с торгов был снят в последнюю минуту...

Шкатулка из горного хрусталя, 1913г., по эскизам Альмы Пиль, фото из открытых источников
Шкатулка из горного хрусталя, 1913г., по эскизам Альмы Пиль, фото из открытых источников

Мозаичное пасхальное яйцо, подарок к Пасхе 1914 года

Выполняя заказ к Пасхе 1914 года, ювелирный дом Фаберже руководствовался следующим: подарок для Александры Федоровны должен быть "неформальным, просто для души". К эскизным работам привлекли Альму. Надо было предложить что-то оригинальное, "морозной" темой двор уже не удивить, вернулись к цветам и цветочным мотивам... Тема, вроде, и не новая, новой стала форма подачи.

Мозаичное пасхальное яйцо для Александры Федоровны, 1914 г., фото из открытых источников
Мозаичное пасхальное яйцо для Александры Федоровны, 1914 г., фото из открытых источников

Корпус яйца покрыт платиновой сеточкой, которая наполнена, как кусочками мозаики, драгоценными камнями - алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, кварцем, топазами и зелёным гранатом. В декоре также использована эмаль, жемчуг и крупные алмазы.

Те, кто рукодельничает и занимается вышивкой счетным крестом, увидят в декоре украшении не мозаику, а цветочную схему вышивки (подобно приведенной для примера ниже):

Схема вышивки счетным крестом, фото из открытых источников
Схема вышивки счетным крестом, фото из открытых источников

Что же касается сюрприза, то им стала миниатюрная камея с профилями детей, украшенная жемчугом, зелёными гранатами, переливчатой бледно-розовой, бледно-зелёной эмалью. Согласитесь, тонко и душевно!?

Это пасхальное яйцо является самым дорогим, за работы дом Фаберже получил 28 300 рублей. После революции яйцо сначала было продано частному лицу, а в 1934 года - Королю Англии Георгу V, соответственно в наши дни оно находится в Королевской коллекция Карла III. Стоит отметить, что действующий монарх "охраняет" коллекцию для своих потомков и нации, но предметы этой коллекции не является его собственностью как частного лица.

В 1914 году было создано еще одно яйцо по эскизам Альмы...

Ледяное яйцо для Эммануила Нобеля, 1914г.

Как пишут современники Эммануила Нобеля - "...он любил делать подарки", и особенно оригинальные, которыми можно было удивить! Поэтому планируя подарок своему другу, Нобель опять обратился к Фаберже, а за дизайном украшения к Альме. И получился очередной шедевр в "морозной" тематике... ледяное яйцо с сюрпризом

Ледяное яйцо и кулон-часики (сюрприз) Нобеля, 1914г., фото из открытых источников
Ледяное яйцо и кулон-часики (сюрприз) Нобеля, 1914г., фото из открытых источников

Корпус из платины перекрыт несколькими слоями разноцветной эмали, предварительно програвированной так, что создается зрительный эффект мерцания заиндевевшей ледяной поверхности. В качестве сюрприза были выполнены кулон-часики (6 см по корпусу) - платина, эмаль, горный хрусталь, алмазы. Сколько могло стоить это чудо, я информации не нашла, но думаю, не дешевле предыдущих - работа тут тонкая, уникальная. О яйце ничего не было слышно 80 лет, пока в 1994 году оно не было обнаружено в частной коллекции.

А потом случилась революция... и сказка закончилась. В 1921 году Альма вместе с мужем переедет в Финляндию, в небольшой городок Куусанкоски. Работы по специальности в глухой финской провинции Альма найдет, и с 1927 года станет преподавать рисование и чистописание в шведской школе. И так до 1951 года. Можно сказать, что в 39 лет жизнь Альмы начнется с чистого листа...

Альма проживет долгую жизнь (87 лет), но о её жизни до революции (петербургских знакомствах, работе на Фаберже, эскизах и созданных ювелирных шедеврах) в глухом финском городке знать никто не будет - ни соседи, ни ученики.

Альма Терезия Пиль, на фото в центре (сидит), фото из открытых источников
Альма Терезия Пиль, на фото в центре (сидит), фото из открытых источников

Не стало Алмы в 1976 году, она похоронена в родовом захоронении, рядом с матерью и мужем

Родовое захоронение Пиль - Клее, фото из открытых источников
Родовое захоронение Пиль - Клее, фото из открытых источников

Альмой было выполнено около 2500 эскизных рисунков украшений, думаю многие проекты были воплощены и получили жизнь в виде эксклюзивных украшений, но в России работ по эскизам Пиль нет. Жаль! Возможно, у кого-то в частных коллекциях...

Делитесь в комментариях - впечатлениями от работ Альмы Пиль!

Вам интересно будет прочесть про:

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустит новые истории! И до новых встреч!

#фаберже #карл #альма #пиль #история #украшения #эскиз #яйцо #брошь #бриллианты #ювелирное_дело #мастер