Найти в Дзене
Мысли юриста

Уволен по-тихому: и заявление другой человек писал, и трудовую жене отдали...

Маша и Николай давно жили вдвоем, дети уже выросли, «встали на крыло», жили отдельно. Они остались вдвоем, только на выходных квартира оживала детским смехом: привозили внуков. А в будни утро в их квартире начиналось одинаково. Первым просыпался и вставал Николай. Правда, «вставал» — это звучало слишком оптимистично. Скорее, мучительно выползал из объятий одеяла и кровати. И нет, не из-за нежелания просыпаться: каждое движение отзывалось ноющей болью в спине. Николай работал слесарем на заводе всю свою жизнь. Сначала бегал мальчишкой, подавая инструменты опытному мастеру, потом сам стал тем самым опытным, к которому молодые бегали за советом. Его руки помнили каждую гайку, каждый болт, каждую машину, прошедшую через его цех. Даже сейчас, на пенсии, его держали на заводе, потому что найти толкового слесаря – задача не из легких. Все в юристы да менеджеры подались, а кто станки чинить будет? Вот Николай и чинил, и, несмотря на свои шестьдесят с приличным хвостиком, он был одним из лучши
очаровательные коты Рины Зенюк
очаровательные коты Рины Зенюк

Маша и Николай давно жили вдвоем, дети уже выросли, «встали на крыло», жили отдельно. Они остались вдвоем, только на выходных квартира оживала детским смехом: привозили внуков.

А в будни утро в их квартире начиналось одинаково. Первым просыпался и вставал Николай. Правда, «вставал» — это звучало слишком оптимистично. Скорее, мучительно выползал из объятий одеяла и кровати. И нет, не из-за нежелания просыпаться: каждое движение отзывалось ноющей болью в спине.

Николай работал слесарем на заводе всю свою жизнь. Сначала бегал мальчишкой, подавая инструменты опытному мастеру, потом сам стал тем самым опытным, к которому молодые бегали за советом. Его руки помнили каждую гайку, каждый болт, каждую машину, прошедшую через его цех. Даже сейчас, на пенсии, его держали на заводе, потому что найти толкового слесаря – задача не из легких. Все в юристы да менеджеры подались, а кто станки чинить будет? Вот Николай и чинил, и, несмотря на свои шестьдесят с приличным хвостиком, он был одним из лучших. Зарплата у него выходила больше, чем у какого-нибудь офисного планктона, что бумажки перекладывает, да и дело он свое любил.

Пока Николай кряхтел и ворочался, пытаясь встать и «доползти» по стеночке до кухни, Маша уже вовсю занималась зарядкой. Бодрая музыка доносилась из телевизора, тренер отдавал команды, а Маша энергично выполняла выпады, приседания, махи руками. Последние пять лет она каждое утро начинала именно так. Сначала просто ради здоровья, а потом вошло в привычку. Да и результат был налицо: подтянутая фигура, легкая походка, сияющие глаза, отсутствие отеков. Когда-то, после выхода на пенсию, ее, как и многих женщин, накрыла волна возрастных изменений. Стала полнеть, уставать, хандрить и поправляться. Но Маша не сдалась. “Безлимит” на он-лайн платформе спас ее. Раз уж муж все еще работал, то она могла себе позволить такое удовольствие. Разные комплексы, правильное питание – она быстро привела себя в форму.

Но вот с мужем – беда. В последнее время Николай совсем сдал. С утра еле вставал, походка стала шаркающей, а в глазах поселилась постоянная усталость. И спина… Спина мучила его особенно сильно. Каждый день перед тем, как идти на завод, он выпивал обезболивающее. Маша уговаривала его сходить к врачу, пройти обследование, но Николай отмахивался:

- На работе продуло, пройдет.

Маша только вздыхала, ворчала на упрямого супруга, но Николай упрямо ходил на работу, стиснув зубы, отказываясь идти в поликлинику.

- Не могу я их подвести, Маша, да и кому я еще нужен, кроме как на заводе?”

- Мне нужен, детям и внукам нужен, и, желательно, здоровый.

Сегодня он совсем не смог встать, лежал, и только стонал сквозь зубы. Маша больше не могла это терпеть, вызвала неотложку.

- Не поеду. Сейчас таблеточку выпью и пройдет.

– Коля, ну, хватит уже. Поехали, а?

- Да что там ехать? Само пройдет, завтра на работу.

– На какую работу, Коля? Ты встать не можешь.

В больницу его увезли, обследовали, врач сказал:

– Тут без вариантов, Николай Петрович, операция нужна, и чем скорее, тем лучше.

Через несколько дней его прооперировали, Маша не отходила от супруга ни на шаг приносила домашнюю еду, читала книги, сидела рядом, держась за руку.

Операция прошла успешно, но впереди был долгий период реабилитации. Первое время – строгий постельный режим, корсет, а потом – плавные упражнения ЛФК, бассейн. Николай послушно выполнял все предписания врачей. Он хотел вернуться к нормальной жизни.

Когда Николай был в больнице, а Маша только приехала от него, налила себе чай, раздался звонок телефона.

– Алло.

– Здравствуйте, это Мария Ивановна? – прозвучал в трубке неприятный, скрипучий голос.

– Да, это я.

– Вас беспокоят с завода, где работает Николай Петрович, отдел кадров.

– Слушаю вас.

– Николай Петрович у нас на длительном больничном, – продолжала женщина, – Мы понимаем, ситуация, конечно. Но держать сотрудника на больничном вечно мы не можем. Тем более, пенсионера.

– И что вы предлагаете?

– Предлагаем принести заявление на увольнение. По собственному желанию, естественно, в связи с выходом на пенсию. Мы его сразу уволим, рассчитаем.

– А если он не захочет увольняться?

– Тогда… – в голосе женщины послышались металлические нотки, – Тогда мы будем вынуждены уволить его по статье. За длительную нетрудоспособность. Сами понимаете, прогулы, забудем про больничный, пусть потом через суды восстанавливается, но запись-то в трудовой будет.

Маша задохнулась от возмущения. Уволить человека, который отдал заводу всю свою жизнь, по статье?

- Это было несправедливо, дайте мне время подумать.

– Хорошо, но долго ждать не сможем. Крайний срок – завтра до обеда. Иначе… Сами знаете.

Маша повесила трубку. Руки дрожали, в глазах стояли слезы. Говорить что-то Николаю она не стала, ведь если Маша так расстроилась, то и муж будет переживать, а ему надо выздороветь, в себя прийти.

В голове созрел план, не очень законный, но, возможно, единственный способ оградить Николая от лишнего стресса.

Маша взяла листок бумаги и написала:

- Прошу уволить меня, Николая Петровича…, по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию.

Подпись старательно скопировала с паспорта мужа.

С тяжелым сердцем она позвонила на завод. Неприятная женщина ответила, что пусть пошлет заявление по почте. И Маша послала, ей позвонили, она сходила и получила трудовую книжку мужа.

Дни шли своим чередом, Николая выписали, он усердно занимался ЛФК, смог выходить на короткие прогулки во двор, дышать свежим воздухом.

Николай с Машей сходили к врачу, та посмотрела упражнения и одобрила, что-то порекомендовала делать попозже.

Николай был доволен, и внук с ним тоже поделал упражнения для спины:

- Легкотня, но ты, дед, делай, быстрее поправишься. Там еще смотри: есть про еду, чтобы не толстел, тебе нельзя, бабушка сказала.

Однажды вечером, когда они сидели на кухне, Николай вдруг сказал:

– Странно, чего это мне больничные не приходят? Обычно всегда вовремя перечисляли.

– Коля, тут такое дело…

– Что случилось, Маша, ты что-то натворила?

Маша глубоко вздохнула и, собравшись с духом, рассказала Николаю обо всем: о звонке с завода, об угрозе увольнения по статье, о своем решении написать заявление за него.

- Да ничего бы они не написали, вот зачем ты это сделала?

- Тебя не хотела волновать, боялась за твое состояние после операции.

- Знаешь, не они платят, а Фонд соцстраха, или как теперь называют, Социальный фонд. Вообще обнаглели, да и тебя обидели, я в суд пойду.

- Ты же еле ходишь.

- Зато хожу, вон – ЛФК уже делаю. Я бы скоро вышел на работу, а они так со мной. Спасибо так сказали на прощание. Выкинули, как отработанный материал. Ну, ладно, я этого так не оставлю.

Он подал исковое заявление в суд:

- Прошу признать незаконным увольнение и восстановить на работе на заводе в должности слесаря механосборочных работ. Я там давно работал, и уже два месяца на больничном, но в период больничного меня уволили, трудовую книжку выдали супруге, с записью: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работника в связи с выходом на пенсию пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации». Я не писал собственноручно либо с использованием оргтехники заявление об увольнении по собственному желанию.

Представитель Завода возражал:

- Заявление принесла супруга истца, а мы что, проверять будем, кто там писал. Приняли, уволили, да и срок давности он пропустил для обращения в суд по трудовым спорам.

Суд иск Николая удовлетворил, на работе восстановил.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела заявление об увольнении по собственному желанию истец не писал, на дату написания заявления он находился на листке нетрудоспособности, после проведенной операции учился ходить, заявление об увольнении по собственному желанию было написано за него супругой, которая решила, что так будет лучше.
… по настоящее время истец находится на больничном листе… Довод ответчика о том, что истцом пропущен установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением о восстановлении на работе, является необоснованным по следующим основаниям.
В ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
С приказом об увольнении истец не был ознакомлен, копия приказа, представленная ответчиком в материалы дела содержит сведения о том, что приказ работником не подписан ввиду его отсутствия на рабочем месте (л.д.36), копия трудовой книжки вручена супруге истца 00.00.0000 что следует из ее пояснений данных в ходе допроса в качестве свидетеля…
Таким образом, срок на обращение в суд с иском о восстановлении на работе истцом не пропущен. Иск подлежит удовлетворению.

На заводе сердились, а Николай продолжал лечение, получал деньги по нетрудоспособности:

- Я пока восстановлюсь, все буду получать, но потом уволюсь.

- Вот и прекрасно, - обрадовалась Маша.- Больше внукам внимания будет.

*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:

Решение Невьянского городского суда Свердловской области от 10.06.2025 по делу № 2-430/2025