Найти в Дзене
Диалектика Льва

С чего начинается патриотизм?

Обмен негативным опытом.

Странно, но в последнее время у нас всё чаще и чаще обращаются к американскому опыту, говоря о необходимости подобного в России. И нет, это не о демократии, не о свободе прессы, не о свободе массовых собраний. Ведь это всё чуждые и извращённые западные ценности. То ли дело наша суверенная демократия, наши исключительно провластные, разрешённые митинги и, конечно, наши замечательные СМИ, которые, видимо, где-то считают вполне себе свободными. С этим, по мнению российских законодателей, проблем нет. Эти американские порядки не интересуют наших неугомонных чиновников. Обращаются, как правило, к другому опыту США. Вспоминают зачастую закон об иноагентах США, о культуре отмены, отсутствии моратория на смертную казнь. Всё это кажется российским политикам очень интересным, и уместным, и своевременным. И действительно, закон об иноагентах можно сделать похожим на американский и затем постоянно ссылаться на “самую демократическую страну”. Однако выполнение этого закона будет отличаться разительно. Можно перенять и инструменты “отмены” под формулировкой: “Не соответствует политике компании (в нашем случае государства)”. Ведь удалили аккаунт Трампа? Да. Это цензура? Безусловно. Но нужно ли это спешно перенимать, пока нашумевшая история с трампистами не поутихла? Однозначно нет. Надо научиться перенимать именно то, чем гордится Америка, то, что выглядит правильным, вымеренным решением. А у нас теперь, оправдываясь действиями США, предлагают запретить всех, кто выступает против внешней политики России.

Предатели. Патриотизм. Ястребы.

Нападки, иначе это назвать невозможно, осуществляются на всех, кто открыто высказывает свою отличающуюся от власти позицию. Неужели это сделает нашу страну лучше? Наверное, мне могут некоторые ответить: “Да, совершенно точно будет лучше. Избавимся от предателей-писателей-журналистов-актёров и заживём!” Но в таком ответе больше наивности, нежели даже злобы. Ведь чтобы считаться предателем, нужно сначала быть чему-то преданным. Значит, по мнению наших политиков и пропагандистов, люди, выступающие против спецоперации, были чему-то искренне преданны, а теперь изменили себе прошлому и предали окружающих. Но возникает теперь и вопрос: кому, опять таки по мнению обвиняющей стороны, была предана в своё время эта “сыпь на теле государства российского”, как любил говорить Александр Проханов, кому служили верой и правдой все эти “нежелательные, иностранные, экстремистские”? Стране? Но выступление против внешней политики государства не противоречит преданности родине. Народу? Но у людей бывает разное видение и взгляды на последние события, даже по данным ВЦИОМ 30% граждан не поддерживают спецоперацию в Украине. И что теперь, 42 миллиона граждан не являются народом из-за своей позиции? Народ в представлении современных российских политиков бывает правильным и неправильным, в зависимости от взглядов. От имени одной части населения они готовы говорить, а другую предпочитают заткнуть. Хотя в последнее время им кажется мало и затыкания и они перешли к пункту предложений. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин высказался следующим образом: “Было бы правильно лишать гражданства и запрещать въезд в Россию тем, кто ведет себя предательски и делает заявления о спецоперации на Украине за “печеньки” Госдепа”. Заметьте себе, вновь фигурирует это слово “предатель”, уже набившее оскомину, но для представителей власти такие обвинения приемлемы, удобны. Понимаю, господин Володин готов избавиться от 40 с лишним миллионов человек, граждан России, которые не согласны с решениями президента. А потом среди избранных оставшихся 70% населения появятся отступники, предатели, и их тоже вышлют и лишат гражданства. Интересное решение, ничего не скажешь. Только не ясно, как это предложение коррелирует с задачей президента относительно демографии, в общем не знаю, я в замешательстве. Тезис о предательстве по отношению к российскому народу всё-таки мне кажется неуместным. Тогда что-же еще остаётся? Кому должны были быть преданны эти “иноагенты”? Кажется, я догадался, наверное, вы тоже. Конечно же, национальному лидеру - Путину. Но тогда уж извините, такие вещи надо говорить прямо. Так что ж получается, если вы преданы Владимиру Путину - то зачёт сдан, диплом истинного патриота получен. А если нет - то не судите строго, вы - предатель. Как вам такое понимание патриотизма? Мне, честно говоря, не нравится, хотя я не знаю, может быть, россиянам близко именно такое видение патриотизма и проявление любви к родине.

Манипуляционный патриотизм.

Ещё последнее время интересные новости мы получаем с “воспитательно-образовательного фронта”(с недавних пор в России всё именуют различными фронтами). Теперь во всех общеобразовательных школах в обязательном порядке еженедельно будет подниматься флаг Российской Федерации и звучать государственный гимн. В отличии от предложения Володина, эта идея Министерства Образования понятна. Посмотрели цифры поддержки действий президента и решили обратить внимание на “еретическую молодёжь, разложенную западными ценностями”. Ну и правда, умрут нынешние пенсионеры, - кто же будет голосовать за партию власти? Естественно, чиновники облачают это решение в приличные одежды, не запятнанные политикой. Они говорят, что эти мероприятие направлены на воспитание в детях патриотического духа и гордости за свою страну. И тут возникает множество вопросов. Извините, но разве подъём флага зевающими в раннее утро понедельника школьниками хоть как-нибудь укрепит патриотический дух? Или фальшивое и писклявое пение сталинского гимна наставит на путь истинный? А разве патриотизм - это не нечто естественное, впитанное с молоком матери, как бы это банально не звучало? Не перенятое из пропаганды в том объёме и в той форме, в которой требует это чувство власть, а полученное от родителей, бабушек и дедушек, причём без всякого поднятия флага в квартире по утрам. Воспитание патриотизма похоже на воспитание вежливости. Кто учит ребёнка не плевать и не мусорить на улице? Неужели школа? Нет, семья и только семья. Уроки на эту тему будут выглядеть неказисто и смешно, потому что такие вещи, как культурность, любознательность, любовь к родине и т.д., либо есть, либо их нет, и ничего ты против этого не попишешь. И всё же если вы поднимите флаг и пропоёте куплет гимна, я вам больше скажу: пропоёте весь гимн и поднимите даже советский флаг, патриотизма от этого не прибавится, он, быть может, и вовсе убавится. Я убеждён, патриотизм начинается не с этого. Именно поэтому просто жизненно необходимо разобраться что-же такое истинный патриотизм, без официоза. Патриотизм - многостороннее чувство. Патриотизм может проявляться в заботе об окружающей среде, в скрупулезном изучении культуры своего народа, в активной жизненной позиции, когда человеку не всё равно, что будет происходить с его городом, регионом, страной. Патриотизм - это не универсальная добродетель, у каждого своё видение патриотизма. И если житель Новосибирска, Уфы или Хабаровска считает, что патриотизм не заключается в громких криках, военной символике и поднятии триколора, то это не значит, что он не патриот. Стандартного патриотизма в природе не существует. Каждый любит или не любит свою страну по-своему. А тут всё хотят максимально опошлить и свести к простому поднятию флага. Что сказать, галочка поставлена, задача закрыта, отчитались. А дальше что?

à propos…

И, кстати, про Лермонтова. Мне хотелось спросить многих из нынешних “патриотов”: “Михаил Юрьевич был патриотом в вашем понимании?”. Да, именно в вашем, потому что в моём понимании он однозначный патриот. Если человек не любит всем сердцем Родину, то он вряд-ли напишет нечто схожее с “Люблю отчизну я, но странною любовью…”, или “Прощай немытая Россия…”, или “Жалобы турка”. Поэту, не привязанному душой к своей стране, было бы не под силу написать строки такой редкой горечи за родимый край. Но согласитесь, как такое понимание патриотизма далеко отстоит от нынешнего, когда, чтобы считаться патриотом, необходимо на каждом перекрёстке кричать про силу России и “Русский мир”. А Лермонтов же пишет: “Ни слава, купленная кровью, / Ни полного доверия покой, / Ни тёмной старины заветные преданья / Не шевелят во мне отрадного мечтанья.”. Что же мы спустя почти два века воспринимаем как патриотизм, глубокую любовь к Родине? Боюсь, что именно те самые “песни славы, купленной кровью”. Это не может не пугать, потому что, когда народ отходит от своих классиков и своей истории, для него наступают тяжёлые времена.

Предлагаю вашему вниманию другие статьи:

"Есть ГРАД тут золотой..." - о разрушении культуры

"5 доказательств о том, что ЕГЭ нужно"