Найти в Дзене
Жизнь на 180 градусов

Художница Анна Иовик: «Я живу свою лучшую жизнь»

У Анны Иовик есть редкий дар – не просто учить живописи, а заражать любовью к ней. Она умеет вдохновить. И для своих учеников – детей и взрослых – она становится тем самым проводником, который открывает дверь в мир красок и смыслов. Анна знает, как важно найти «свое» место. Там, где тебя понимают, где ценят твой путь, где не смотрят свысока, независимо от возраста и начальных способностей. Она сама прошла долгий путь: институт, членство в Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО, преподавание и в вузе, и в школе. Ее ученики – призеры престижных российских и международных конкурсов. Но однажды столкнулась с выбором, знакомым многим. В школе, где она работала, поменялись приоритеты. Программы, в которые вкладывала душу, оказались никому не нужны. Да, была стабильность. Зарплата, социальный пакет, уважение коллег. Но внутри тихо и методично росло другое чувство – ощущение, что жизнь, словно акварельный рисунок, медленно выцветает на солнце, превращаясь в блеклую копию самой себя. С

У Анны Иовик есть редкий дар – не просто учить живописи, а заражать любовью к ней. Она умеет вдохновить. И для своих учеников – детей и взрослых – она становится тем самым проводником, который открывает дверь в мир красок и смыслов.

Анна знает, как важно найти «свое» место. Там, где тебя понимают, где ценят твой путь, где не смотрят свысока, независимо от возраста и начальных способностей. Она сама прошла долгий путь: институт, членство в Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО, преподавание и в вузе, и в школе. Ее ученики – призеры престижных российских и международных конкурсов.

Но однажды столкнулась с выбором, знакомым многим. В школе, где она работала, поменялись приоритеты. Программы, в которые вкладывала душу, оказались никому не нужны.

Да, была стабильность. Зарплата, социальный пакет, уважение коллег. Но внутри тихо и методично росло другое чувство – ощущение, что жизнь, словно акварельный рисунок, медленно выцветает на солнце, превращаясь в блеклую копию самой себя.

С сыном Арсением. Фото из личного архива А.Иовик
С сыном Арсением. Фото из личного архива А.Иовик

Переломный момент наступил в 2019-м. Сидя за чашкой чая, Анна задала себе вопрос, который месяцами гнала прочь: «Что должно случиться, чтобы наконец изменилась жизнь?»

– Я просто начала писать: где хочу работать, с кем, что чувствовать, просыпаясь утром, – вспоминает она. – Это был чистый поток сознания.

Тогда еще не знала, что Вселенная услышит и ответит оглушительным грохотом самых тяжелых потерь.

Фото из личного архива А.Иовик
Фото из личного архива А.Иовик

2020-й: Год, который все перевернул

Ковид. Анна переболела тяжело, выкарабкиваясь с ощущением полной опустошенности. А потом, как в дурном сне, посыпались потери. Отец. Близкие, родные люди.

– Я столько не хоронила никогда, – голос Анны тихий, но твердый. – Это был кромешный ад. Мир, который я знала, рухнул. И в этих обломках не осталось ничего, кроме страха и.… живописи.

Спасением стало душевное место с потрясающим коллективом – Дворец культуры «Родина» в Химках. Здесь Анна вела детские и взрослые группы.

– Это был невероятный опыт. ДК в сталинском стиле, рядом канал им. Москвы, много зелени, общение с коллегами – близкими по духу. Казалось, я вернулась в ту самую, старую школу живописи. Учеников было много, и это помогало чувствовать себя нужной, – рассказывает Анна.

Но спустя два года – новое потрясение. ДК неожиданно закрыли на ремонт. Снова – полная неизвестность.

– Я отчаялась, думала, это конец. И тут вместе с подругами мы решились на отчаянный шаг – создать свою студию. Нашли маленькое офисное помещение, сами сделали ремонт – и на свет появилось наше творческое пространство, – с теплотой говорит Анна.

Ученики пошли следом

Фото из личного архива А.Иовик
Фото из личного архива А.Иовик

С 2024 года Иовик руководит двумя коллективами в изостудии им. В. А. Степашкина.

Взрослый – «Курсы художественной подготовки по живописи» и детский – «Основы ИЗО».

Переживала, что не все ученики перейдут из просторных залов ДК в крошечную студию. Но они пошли. Потому что Анна создает не просто кружок, а сообщество единомышленников, вкладываясь в каждого всей душой.

– Многолетний опыт научил меня главному: не бывает «неправильной» аудитории. Бывает неподобранный ключ. И я эти ключи стараюсь найти, – говорит художница. – Мне нравится «зажигать» взрослых людей. Это даже круче, чем самой выставляться!

Фото из личного архива А.Иовик
Фото из личного архива А.Иовик

И она с гордостью показывает галерею достижений своих учеников.

Диляра, ответственный экономист в декрете. Пришла, чтобы не раствориться в быте, чтобы найти что-то свое, очень личное и интересное. И результаты уже есть.

Сергей, 50-летний айтишник, продвигающий искусственный интеллект. Для него рисование – способ отключиться, но не хватало техники, чтобы воплотить задуманное.

А есть и те, на кого сама Анна равняется. Людмиле 76 лет. Она впервые взяла в руки кисть, и очень скоро выяснилось, что у нее — самобытная, очень живая манера письма.

– Взаимодействуя, мы вместе растем – ученики в мастерстве, я – в искусстве преподавания. Этим людям я обязана не меньше, а может, и больше, – признается Анна. – Благодаря им я живу свою самую интересную жизнь, о которой даже подумать не смела. Не знала, что так бывает!

Фото из личного архива А.Иовик
Фото из личного архива А.Иовик

Главный шедевр – не на холсте

– Синдром самозванца есть у многих, именно он не дает развиваться. Но его можно преодолевать с переменным успехом. И это преодоление на всю жизнь, – уверена Анна. – Все приходят, чтобы написать красивую картинку. А открывают для себя, что главное – даже не это, а тот вектор развития, который они приобретают.

Живопись, по ее словам, – идеальное занятие для взрослых. Рисовать можно в любом возрасте. С годами мастерство только крепнет.

Анна Иовик признается: не думала, что после стольких потерь и потрясений в 50 лет у нее начнется новая жизнь. Такая наполненная, на все 100 процентов.

Фото из личного архива А.Иовик
Фото из личного архива А.Иовик

Ольга Кирова