Не волнуйтесь, я умею считать - и читать тоже. Я точно знаю, что "негритят" в романе Агаты Кристы было десять. А вот экранизаций по произведению я посмотрела восемь. Почти каждое десятилетие, начиная с середины прошлого века, кинематографисты обращались к нему. Так что каждый из персонажей предстал в восьми разных обличьях. Посмотрим, как они выглядели в разные годы в разных странах?
Всемирно известный роман был написан королевой детектива в 1939 году и является самой продаваемой книгой писательницы. Она сама считала его лучшим своим произведением. Это классический герметичный детектив - по сюжету десять незнакомцев, оказавшихся на острове, погибают один за другим. Преступником является один из них, но кто?
Позже на волне успеха романа самой Агатой Кристи была написана пьеса под тем же названием в трёх актах. Несмотря на то, что поставлена она была в годы Второй мировой войны, пьеса выдержала несколько сотен представлений в Великобритании и США и получила хорошие отзывы. Интересно, что концовка пьесы изменена - в отличие от романа двое персонажей оказывается невиновными и им удается выжить.
Большинство экранизаций, как ни удивительно, использовали именно сюжет пьесы - а еще меняли место действия, персонажей и их мотивы! Я уж не говорю о негритятах, которые в соответствии с местом съёмки фильма и годом постановки превращались то в индейцев, то в солдатиков.
Давайте разбираться, какими увидели этот роман создатели фильмов и сериалов, что изменили, а что оставили прежним, какие интересные сюжетные ходы они придумали (и кто в итоге сумел выжить!).
Но сначала - небольшая памятка о классическом сюжете и десяти гостях Негритянского острова (напоминающий своей формой голову негра, он получил свое название именно по этой причине).
Итак, восемь незнакомых друг с другом людей из различных слоев общества и разных профессий приезжают на остров по приглашению хозяев - мистера и миссис А.Н.Оним. Кто-то полагает, что сможет повидаться со старым другом или подругой, кто-то получил предложение о работе от хозяев острова. Встречает гостей супружеская пара, которую наняли дворецким и кухаркой, а вот хозяева задерживаются. Во время первого ужина - без якобы опаздывающих мистера и миссис Оним - раздается голос (позднее выяснится, что пластинку по письменному указанию хозяина поставил дворецкий, не знавший о ее содержании). Звучат обвинения всех присутствующих в убийствах.
Итак, персонажи и их вина по версии романа:
- Энтони Марстон — автомобилист, сбивший на машине Джона и Люси Комбс. Однако гибель детей была признана несчастным случаем.
- Этель Роджерс — жена Томаса Роджерса, кухарка и горничная. Роджерсы не дали лекарство своей тяжелобольной пожилой хозяйке, чтобы быстрее получить оставленное ей наследство.
- Джон Макартур — пожилой генерал. Во время Первой мировой войны, отправил на верную смерть своего подчинённого Артура Ричмонда. Перед этим генерал узнал, что его жена Лесли изменяет ему с Ричмондом.
- Томас Роджерс — дворецкий и лакей. Как указано выше, он служил у пожилой больной женщины Дженнифер Брейди и не дал ей вовремя лекарство.
- Эмили Брент — старая дева. Выгнала из дома юную служанку Беатрису Тейлор, узнав, что та забеременела вне брака. Девушке больше некуда было идти и она утопилась. Мисс Брент гордится своими принципами и высокими моральными качествами.
- Лоуренс Уоргрейв — судья в отставке. Он председательствовал на процессе по делу обвинявшегося в убийстве Эдварда Ситона. Присяжные должны были оправдать Ситона, по мнению многих, но Уоргрейв так повёл дело, что коллегия вынесла вердикт «виновен» и Уоргрейв приговорил Ситона к казни.
- Эдуард Армстронг — успешный врач. Будучи пьяным, оперировал пожилую женщину, и в результате пустяковая операция привела к ее гибели.
- Уильям Блор — полицейский инспектор в отставке. Во время службы был известен своей нечистоплотностью, за деньги дал ложные показания в суде, что привело к осуждению невиновного Джеймса Лэндора, который впоследствии умер на каторге.
- Филипп Ломбард — авантюрист. Во время одной из экспедиций вместе со своей "командой" заблудился в буше и бежал со своими подручными, захватив всю провизию. Тем самым обрек на верную смерть сопровождавших его 20 туземцев из восточно-африканского племени.
- Вера Клейторн — учительница физкультуры в школе для девочек. Во время каникул подрабатывает секретарем и в этом качестве приглашена хозяйкой на остров. За несколько лет до этого была няней мальчика Сирила Хэмилтона. Она познакомилась с Хьюго, дядей Сирила, который мог бы унаследовать титул и наследство после старшего брата, но рождение Хьюго стало препятствием на пути к этому. Вера решила устранить Сирила, чтобы Хьюго стал богатым наследником и получил возможность сделать ей предложение. Она тайно разрешила своему воспитаннику поплыть к скале в открытом море, а потом "бросилась на помощь", но якобы не успела. Все, кроме Хьюго, поверили в несчастный случай и были добры к Вере.
Теперь приступим к "просмотру" самой первой экранизации. Вышла она в 1945 году под названием "И никого не стало" (политкорректный вариант названия, который был с самого начала принят в Соединенных Штатах, и лишь в 80-х годах прошлого века - в Великобритании). Это американский фильм, снятый французским режиссером Рене Клером.
Фильм получил приз «Золотой леопард» на кинофестивале в Локарно. В титрах он заявлен как экранизация романа, однако больше опирается на одноименную пьесу. Фильм не снискал признания кинокритиков, однако зрителями, судя по всему, принят как добротный детектив.
Чем же отличается классический книжный вариант от версии 1945 года? Вот список персонажей и преступлений, в которых их обвиняет Аноним (впишу также наиболее интересные сведения об актерах там, где это возможно).
1. Принц Никита Старлоф, русский аристократ, заменил Энтони Марсдена. (Князь, а не принц, вероятно, стоило бы перевести). Впрочем, сама замена довольно любопытна. Английского бездельника зачем-то меняют на русского князя. Он не сразу вспоминает о людях, которых сбил в состоянии опьянения. Играет русского князя, кстати, Миша Ауэр, при рождении Михаил Семёнович Унковский, американский актёр русского происхождения. Часто ему приходилось выступать в амплуа "сумасшедший русский". Ауэр обычно получал небольшие роли, при этом он почти всегда снимался со звёздами первой величины. Актер побывал на одной съёмочной площадке с Гретой Гарбо, Марлен Дитрих, Джеймсом Стюартом, Диной Дурбин.
2. Миссис Роджерс здесь не такая забитая, как в романе. Она довольно сварливо отчитывает мужа за то, что они оказались в таком большом доме - их всего двое на восемь гостей. Кстати, когда блюдо с ужином падает на пол, Роджерсы собирают содержимое обратно ("Чего они не знают, им не повредит" - вот что они говорят про гостей острова). А вот об актёрах, сыгравших супругов Роджерс, сведений мало.
3. Генерал сэр Джон Мандрейк (говорят, что фамилия МакАртур была заменена, так как она совпадала с фамилией одного из американских генералов - героев недавно закончившейся войны) преднамеренно отправил на гибель Артура Мэтьюса, любовника своей жены. Его играет Чарльз О́бри Смит британский актёр, работавший в Америке. Дебютировал на театральной сцене в 1895 году и в кино в 1915 году. Снялся в более чем 100 фильмах. В 1944 году он был посвящён в рыцари Георгом VI. Имеет звезду на Аллее славы в Голливуде.
4. Томас Роджерс, как и Этель Роджерс, обвиняется в гибели хозяйки миссис Дженнифер Брэди.
5. Эмили Брент виновна в гибели племянника Питера Брента. В ее роли - Дама Фрэнсис Маргарет Андерсон, профессионально известная как Джудит Андерсон - австралийская актриса, лауреат премий «Эмми» и «Тони», а также номинантка на «Оскар» в 1941 году. В 1984 году, в возрасте 87 лет, она стала исполнительницей роли Минкс Локридж в сериале «Санта-Барбара», которую играла последующие три года.
6. Судья Фрэнсис Куинкэннон (не вполне понимаю, почему ему поменяли имя, возможно, также были причины созвучия его имени с реально существующими в тот момент людьми) обвиняется в приговоре невинной жертве, некоему Эдварду Ситону. Барри Фицджеральд - ирландский актёр, обладатель премии «Оскар». Наивысшего успеха актёру принесла роль отца Фицджиббона в фильме «Идти своим путём» (1944), благодаря которой он стал первым и единственным актёром, номинированным за одну и ту же роль на «Оскар» как лучший актёр и как лучший актёр второго плана.
7. Доктор Армстронг и его "беспечное пьянство" послужили причиной гибели миссис Мэри Клис. Думает, что на остров его пригласил хозяин, пожелавший втайне обследовать свою жену, отказавшуюся посещать медиков. Играет его Уолтер Томас Хьюстон, ставший родоначальником успешной династии - он отец режиссёра Джона Хьюстона и дед актрисы Анжелики Хьюстон. Одну из лучших своих ролей сыграл в фильме своего сына Джона — «Сокровища Сьерра-Мадре», за исполнение которой был удостоен «Оскара», а его сын, Джон Хьюстон, получил премию «Оскар» за лучшую режиссуру, тем самым они стали первыми отцом и сыном, победившими на одной церемонии.
8. Филип Ломбард. Обвинен в гибели туземцев. В его роли Луис Хейуорд, весьма успешно снимавшийся в салонных комедиях и романтических мелодрамах, а также по два раза сыгравший роль графа Монте-Кристо и капитана Блада, и по разу — д’Артаньяна и Дика Терпина (английский разбойник, герой множества произведений).
9. Уильям Блор - детектив, который собрался следить за одним из гостей по поручению хозяина. Некогда он дал ложные показания, которые привели к гибели невиновного. Играет персонажа Роланд Янг, один из наиболее популярных второплановых актёров «золотого века Голливуда», среди его ролей - доктор Ватсон в одной из первых экранизаций произведений Артура Конан Дойла в 1922 году.
10. Вера Клейторн убила жениха своей сестры Ричарда Варли! Как я понимаю, ее преступление, как и преступление Эмили Брент, были изменены по сравнению с книгой, так как голливудский кодекс Хейза не запрещал, но не рекомендовал рассказывать о жестокости по отношению к детям. На остров она прибыла в качестве секретаря, как и в книге. Играет ее Джун Дюпре - английская актриса, наиболее известная ролью принцессы в фильме «Багдадский вор».
Кроме такого разнообразия актеров, в этом фильме обеспечено и разнообразие жанров: не удивляйтесь, есть и триллер, и детектив, и мелодрама, и комедия.
Как и в романе, некоторые гости острова готовы признать себя виноватыми хоть в чем-то, а некоторые твердо стоят на своём. Эмили Брент, к примеру, говорит о своём поступке так: "Это все семейные слухи, у сына сестры была плохая кровь. Из-за мужа, конечно. Мне пришлось поместить его в больницу. Больше я его не видела, множество своих грехов он увеличил еще на один". Как мы понимаем, её племянник свел счеты с жизнью, не выдержав пребывания в лечебнице.
Между прочим, Ломбард с самого начала подозревает судью. Доктор Армстронг, похоже, бросил пить (по крайней мере, пытался). Он сообщает об этом Роджерсу - но, видимо, не выдержав напряжения после обвинений во время ужина, берет коктейль. Как он говорит, "учитывая сложившиеся обстоятельства".
Персонажи устраивают голосование за того, кого считают таинственным анонимом, собравшим их на острове. С перевесом в один голос "побеждает" дворецкий Роджерс. В этой сцене в повествование вносят нотки комедии - Роджерс, потрясенный таким обвинением, начинает буквально выхватывать недопитые бокалы с коктейлями у гостей, осушает их и обещает вообще не подавать им ужин. Потом его, правда, показывают с подносом - явно на некрепких ногах он несет его в столовую. А после ужина он удаляется спать в сарай с дровами, чтобы гостям острова было спокойнее. Как вы понимаете, заканчивается это печально для персонажа.
Драматические сцены смотрятся не слишком угнетающе, так как периодически они разбавлены отвлекающими "безобидными" сценами. Например, перед тем, как найти "ужаленную" мисс Брент, Вера и джентльмены видят, как с лестницы скатился и повис клубок шерсти для вязания, а потом находят и виновницу происшествия!
В эпизоде вскоре после этого Блор и Ломбард остаются вдвоём, в это же время доктор и судья также остаются один на один. Запараллелив эти две сцены, создатели фильма, казалось бы, создают напряжение, однако одновременно зритель чувствует и комедийные нотки, когда в двух разных помещениях персонажи шарахаются друг от друга, не зная, кого нужно бояться.
И, наконец, посмотрим, как обыгрывается невиновность персонажей, оставшихся в живых по сюжету.
В развязке на берегу, в то время как Вера и Ломбард думают, что остались на острове вдвоем, выясняется, что вместо Филипа Ломбарда здесь некий Чарльз Морли - он давно знал Филипа (который свел счеты с жизнью) и приехал, чтобы разобраться, как приглашение на остров связано с его гибелью.
Вера ещё ранее дала понять "Филиппу", что также невиновна. Как я понимаю, она попала под подозрение вместо своей любимой сестры. Заметный романтический интерес Ломбарда (будем пока называть его по-прежнему) к Вере способствовал тому, что он поверил её объяснениям, или аналитические способности джентльмена, неизвестно. Итог - Филип просит Веру выстрелить в него и падает на берегу. (Выстрел был холостым, но для стороннего наблюдателя это выглядело вполне натурально).
Финал. Вера входит в дом, в то время как зритель слышит, что внутри явно кто-то есть - слышится насвистываемая мелодия, по бильярдному столу катятся шара под ударами кия. Судья ждет свою последнюю жертву, петля для нее уже готова. Он рассказывает о своей идее идеального правосудия, о том, как ему невольно помог доктор Армстронг. Он пытается убедить Веру, что если она останется единственной выжившей на острове, то ей грозит казнь - в её невиновность не поверят. Затем призывает Веру взять дело в свои руки. Сам же судья выпивает яд - и в этот момент видит, как в комнату входит Ломбард. Момент триумфа испорчен. А выжившую пару ожидает новое потрясение - за окном движется чья-то тень. Это лодочник, приехавший забрать гостей острова!
"Вы готовы уезжать?" - спрашивает он.
"О, ещё как!"
"А другие тоже ждут?"
"Позовите их сами", - предлагает Ломбард и вместе с Верой, счастливо улыбаясь, выбегает в дверь. Видимо, требовалось создать некий комедийный эффект после тяжелого детективного повествования. Надеюсь, зрители в 1949 году были более наивны, чем сейчас, и никто не подумал на шаг вперёд: представьте, какое потрясение ожидает ни в чем не повинного старика-лодочника!
Интересная смесь нескольких жанров умещается в полтора часа. Смотрится фильм нескучно даже сейчас благодаря умелой расстановке пугающих и забавных акцентов и прекрасным актёрским работам.
Описать все 8 экранизаций в одном материале нереально. Продолжение, надеюсь, следует!