Найти в Дзене
История живописи

В тени брата: серьезный "запоздавший чудак" Сергей Коровин

Этой статьей я бы хотел открыть целый цикл публикаций о художниках, которые остались в тени своих известных братьев. Тема, на мой взгляд, любопытная, потому как, в некоторых случаях, я открывал для себя абсолютно новых художников, при этом с известными фамилиями.

Как и его младший брат, известный основоположник русского импрессионизма Константин, Сергей Коровин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и преподавал там. В отличие от жизнерадостной манеры его брата, Сергей Коровин в основном увлекался сюжетами в духе "передвижничества", которые поднимали острые социальные вопросы. Младший брат так и говорил о старшем: "Сережа талантливее меня, но как печальна его муза!"

Автопортрет, С.А. Коровин, 1885-1889. Третьяковская галерея. "Что-то роковое было в этой высокой, стройной фигуре, в его небольшой, с вьющимися черными волосами голове, в его умном лице, с блестящими, как агат, темными глазами" - писал о нем Нестеров.
Автопортрет, С.А. Коровин, 1885-1889. Третьяковская галерея. "Что-то роковое было в этой высокой, стройной фигуре, в его небольшой, с вьющимися черными волосами голове, в его умном лице, с блестящими, как агат, темными глазами" - писал о нем Нестеров.

Художник Михаил Нестеров так писал о братьях Коровиных: "Надежды всей школы, были обращены на пылкого, немного «Дон-Кихота» Сергея Коровина и юных Костю Коровина и Исаака Левитана". Вообще Нестеров в своих воспоминаниях немало напишет о старшем из Коровиных и это многое объяснит в его судьбе, которая сложилась совсем не так плодотворно, как могла бы.

"В приемной училища", С.А. Коровин, около 1883. Третьяковская галерея, Москва.
"В приемной училища", С.А. Коровин, около 1883. Третьяковская галерея, Москва.

Уезжая на каникулах в Подмосковье, Сергей Коровин не переставал работать, судя по воспоминаниям его брата: "Многочисленные холсты и листы бумаги покрывались этюдами характерных голов, фигур, деревенских изб, сараев, телег, улиц. А возвратившись осенью в свою мастерскую, художник на основе своих впечатлений и этюдного материала создавал картины".

"На миру", С.А. Коровин, 1893. Третьяковская галерея, Москва. Крестьянский совет разбирает тяжбу между богатым и бедным крестьянами - такие сюжеты станут особенно популярными впоследствии, с приходом советской власти.
"На миру", С.А. Коровин, 1893. Третьяковская галерея, Москва. Крестьянский совет разбирает тяжбу между богатым и бедным крестьянами - такие сюжеты станут особенно популярными впоследствии, с приходом советской власти.

Любопытно, что Сергей Коровин никогда не состоял в самом Товариществе передвижных художественных выставок, что не мешало ему реализовывать их идеи на полотнах. Сюжеты его полотен были назидательны и нравоучительны. О картине "Перед наказанием", показанной на выставке передвижников в 1885 году, Илья Репин написал Третьякову следующее:

Это такая яркая вещь, такая глубоко психологическая драма совершается на глазах, так все правдиво, благородно и высокохудожественно, что я нади­виться не могу. Очень жаль, если Вы упустите этот перл настоящего нашего Ренессанса а искусстве... Это большой талант, если его что-нибудь не сгубит
"Перед поркой в волостном правлении (Перед наказанием)", С.А. Коровин, 1884. Музей современной истории России, Москва. Третьяков, видимо, мнение Репина не разделял, картина им куплена не была.
"Перед поркой в волостном правлении (Перед наказанием)", С.А. Коровин, 1884. Музей современной истории России, Москва. Третьяков, видимо, мнение Репина не разделял, картина им куплена не была.

Можно сказать, что Репин, как в воду глядел. По мнению Нестерова, именно это и произошло в итоге со старшим из братьев Коровиных:

Жизнь этого благородного мечтателя надломилась, он стал попивать, стал медленно и верно опускаться; психика потеряла устойчивость, что отразилось на его работах. Его пытливый ум всегда стремился к познанию, к изучению, а легкомысленный Костя жалким голосом говорил брату: «Ведь ты, Сережа, с кишек начинаешь рисовать!..»
"В присутственном месте", С.А. Коровин, 1900.
"В присутственном месте", С.А. Коровин, 1900.

Но Сергей Коровин считал что "искусство не есть наслаждение, утешение или забава: искусство есть великое дело" и именно так к нему и относился - со всей глубиной и серьезностью. Добавлю еще от себя, что вероятнее всего, он был еще и перфекционистом и поэтому так много его замыслов так и остались не завершенными. А его "легкомысленный" и жизнерадостный младший брат Константин переживет его на тридцать лет, прославится и многое успеет сделать в своей творческой карьере.

"К троице", С.А. Коровин, 1902. Третьяковская галерея, Москва.
"К троице", С.А. Коровин, 1902. Третьяковская галерея, Москва.

Подытоживая, приведу слова художника и декоратора Александра Головина, который так высказался о братьях Коровиных: "Впрочем, правы те, кто утверждает, что Сергею Коровину было что сказать, но не хватало живописной силы, а Константину нечего было сказать, но таланта у него было на троих".

Быть может судьба двух братьев лишний раз напоминает нам, что не надо относится к жизни уж слишком серьезно, как вам кажется? Напишите в комментариях ваше мнение. Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь.

#история #живопись #искусство #культура #художники #русскаяживопись #искусствоведение #константинкоровин