Этой статьей я бы хотел открыть целый цикл публикаций о художниках, которые остались в тени своих известных братьев. Тема, на мой взгляд, любопытная, потому как, в некоторых случаях, я открывал для себя абсолютно новых художников, при этом с известными фамилиями.
Как и его младший брат, известный основоположник русского импрессионизма Константин, Сергей Коровин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и преподавал там. В отличие от жизнерадостной манеры его брата, Сергей Коровин в основном увлекался сюжетами в духе "передвижничества", которые поднимали острые социальные вопросы. Младший брат так и говорил о старшем: "Сережа талантливее меня, но как печальна его муза!"
Художник Михаил Нестеров так писал о братьях Коровиных: "Надежды всей школы, были обращены на пылкого, немного «Дон-Кихота» Сергея Коровина и юных Костю Коровина и Исаака Левитана". Вообще Нестеров в своих воспоминаниях немало напишет о старшем из Коровиных и это многое объяснит в его судьбе, которая сложилась совсем не так плодотворно, как могла бы.
Уезжая на каникулах в Подмосковье, Сергей Коровин не переставал работать, судя по воспоминаниям его брата: "Многочисленные холсты и листы бумаги покрывались этюдами характерных голов, фигур, деревенских изб, сараев, телег, улиц. А возвратившись осенью в свою мастерскую, художник на основе своих впечатлений и этюдного материала создавал картины".
Любопытно, что Сергей Коровин никогда не состоял в самом Товариществе передвижных художественных выставок, что не мешало ему реализовывать их идеи на полотнах. Сюжеты его полотен были назидательны и нравоучительны. О картине "Перед наказанием", показанной на выставке передвижников в 1885 году, Илья Репин написал Третьякову следующее:
Это такая яркая вещь, такая глубоко психологическая драма совершается на глазах, так все правдиво, благородно и высокохудожественно, что я надивиться не могу. Очень жаль, если Вы упустите этот перл настоящего нашего Ренессанса а искусстве... Это большой талант, если его что-нибудь не сгубит
Можно сказать, что Репин, как в воду глядел. По мнению Нестерова, именно это и произошло в итоге со старшим из братьев Коровиных:
Жизнь этого благородного мечтателя надломилась, он стал попивать, стал медленно и верно опускаться; психика потеряла устойчивость, что отразилось на его работах. Его пытливый ум всегда стремился к познанию, к изучению, а легкомысленный Костя жалким голосом говорил брату: «Ведь ты, Сережа, с кишек начинаешь рисовать!..»
Но Сергей Коровин считал что "искусство не есть наслаждение, утешение или забава: искусство есть великое дело" и именно так к нему и относился - со всей глубиной и серьезностью. Добавлю еще от себя, что вероятнее всего, он был еще и перфекционистом и поэтому так много его замыслов так и остались не завершенными. А его "легкомысленный" и жизнерадостный младший брат Константин переживет его на тридцать лет, прославится и многое успеет сделать в своей творческой карьере.
Подытоживая, приведу слова художника и декоратора Александра Головина, который так высказался о братьях Коровиных: "Впрочем, правы те, кто утверждает, что Сергею Коровину было что сказать, но не хватало живописной силы, а Константину нечего было сказать, но таланта у него было на троих".
Быть может судьба двух братьев лишний раз напоминает нам, что не надо относится к жизни уж слишком серьезно, как вам кажется? Напишите в комментариях ваше мнение. Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь.
#история #живопись #искусство #культура #художники #русскаяживопись #искусствоведение #константинкоровин