Найти в Дзене
Сказы Истории

Христианская церковь после множества расколов снова разделилась на католиков и правоверных в 1054 году, причины и различия

Христианство было создано в 325 году на Первом Вселенском соборе императором Константином как государственная религия. При этом уже на первом соборе не было единства между присутствующими, откололись ариане, но споры продолжились, и тому была причина. Это были тринитарные споры о Боге-Троице, потому что не все епископы и богословы были согласны с тем, что Иисус - Бог, единосущный Богу Отцу, но так решил Константин и даже собственноручно внёс единосущие в Символ веры. В 381 году Богом был провозглашён Святой Дух и необъяснимая Троица так и осталась непостижимой загадкой, отвернувшей от этой религии многих последователей После тринитарных споров начались христологические споры о природе Иисуса, несколько веков решали, сколько в нём природ. В 451году победили халкидониты, которые на IV Вселенском соборе в Халкидоне решили, что две природы во Христе (божественная и человеческая) - НЕраздельны, НЕразлучны, НЕслиянны и НЕизменны. После чего от халкидонитов откололись монофизиты, несториане,

Христианство было создано в 325 году на Первом Вселенском соборе императором Константином как государственная религия. При этом уже на первом соборе не было единства между присутствующими, откололись ариане, но споры продолжились, и тому была причина. Это были тринитарные споры о Боге-Троице, потому что не все епископы и богословы были согласны с тем, что Иисус - Бог, единосущный Богу Отцу, но так решил Константин и даже собственноручно внёс единосущие в Символ веры. В 381 году Богом был провозглашён Святой Дух и необъяснимая Троица так и осталась непостижимой загадкой, отвернувшей от этой религии многих последователей

После тринитарных споров начались христологические споры о природе Иисуса, несколько веков решали, сколько в нём природ. В 451году победили халкидониты, которые на IV Вселенском соборе в Халкидоне решили, что две природы во Христе (божественная и человеческая) - НЕраздельны, НЕразлучны, НЕслиянны и НЕизменны.

После чего от халкидонитов откололись монофизиты, несториане, миафизиты, евтихиане, и на этом споры должны были остановиться. Но не тут то было.

Великая схизма

После христологических споров начался период иконоборчества, который закончился в 787 году, когда императрица Ирина (муже и сыноубийца) собрала VII Вселенский собор и угодное ей меньшинство епископов приняло решение «лобзать иконы и мощи». Поскольку в Писании было запрещено идолопоклонство, то сослались на Предание.

Ну вот теперь, казалось бы, всё. Но нет. Впереди была Великая схизма (Великий раскол) — окончательное разделение христианской церкви на Западную (Римско-католическую) и Восточную (Православную), произошедшее 16 июля 1054 года, когда представители Папы Римского и Константинопольского Патриарха взаимно отлучили друг друга от Церкви.

Храмы католический и православный. Фото из открытого доступа
Храмы католический и православный. Фото из открытого доступа

Причины Великого раскола

Великий раскол 1054 года стал результатом глубоких разногласий между Восточной церковью Константинополя и Западной церковью Рима, возникших вследствие религиозных, политических и культурных факторов.

Самым важным вопросом стало понимание роли Папы Римского. Католики считали его главой Вселенской Церкви, обладающим высшей духовной властью. Правоверные же видели в нём первого среди равных архиереев, признавая право местных церквей самостоятельно решать важные вопросы.

Но главным разногласием стало богословское разногласие по формуле "Филиокве". Католическая Церковь приняла учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (Иисуса Христа). Греческая правоверная церковь отвергла такое утверждение, настаивая на традиционном понимании, согласно которому Святой Дух исходит исключительно от Отца.

Эти различия казались настолько важными, что вносили глубокие конфликты даже в литургические практики.

Помимо серьезных вопросов учения, существовали значительные отличия в практике богослужения и соблюдении канонов: в греческой традиции священнослужители могли вступать в брак, в то время как в римской предписывался строгий целибат.

Использование хлеба для Евхаристии тоже отличалось: католики использовали бесквасный хлеб (опресноки), тогда как правоверные применяли дрожжевой хлеб, считая опресноки возвращением к древним иудейским обычаям.

Эти мелкие детали служили дополнительным источником напряжения, усиливая взаимное недоверие сторон.

Таким образом, Великое разделение 1054 года произошло вследствие комбинации богословских, политических и культовых проблем, приведших к окончательной потере единства христианского мира.

В чём различия между католиками и православными (Русская церковь стала православной в 1943 году)

Патриарх Кирилл и папа Франциск. Фото из открытого доступа
Патриарх Кирилл и папа Франциск. Фото из открытого доступа

Учения Католической и Православной Церквей имеют существенные различия, которые сформировались на протяжении веков исторического развития христианства.

Учение о папской непогрешимости:

В Католической Церкви официально принят догмат о непогрешимости Папы Римского, когда он высказывается ex cathedra, то есть публично провозглашает официальное церковное учение. Согласно этому учению, высказывания папы такого уровня считаются абсолютно истинными и свободными от ошибок. В Православной Церкви подобного института нет: ни один иерарх или священник не обладает абсолютной непогрешимостью, поскольку все люди подвержены воздействию греха.

Представление о посмертной судьбе души:

В Католичестве принято понятие Чистилища — временного состояния, предшествующего попаданию в рай или ад. Считается, что здесь очищаются души умерших, совершивших небольшие проступки, перед обретением вечного спасения. В Православии подобное представление отсутствует, там верят в непосредственный переход души либо в Царствие Небесное, либо в ад. Однако в православной традиции существует концепция воздушных мытарств, означающая испытания, через которые проходит каждая душа на пути к Божьему суду.

Непорочность Девы Марии:

Католический догмат утверждает, что Мария родилась свободной от первородного греха благодаря особой благодати Божией. В Православии такого официального положения нет, хотя почитают Марию как избранницу Божию, чистую и достойную стать матерью Спасителя. Она именуется Пречистой, Пресвятой, но признается принадлежащей роду человеческому, подверженному общему закону первородного греха.

Календарные различия: Католическая церковь использует Григорианский календарь, а Православная — Юлианский.

Организация и структура Церкви:

Католическая Церковь организована централизованно, подчиняясь Папе Римскому, являющемуся верховным пастырем. Православие включает автокефальные национальные церкви, управляемые собственными предстоятелями независимо друг от друга.

В православном храме алтарь скрыт от глаз прихожан иконостасом, в то время как в католическом храме алтарь расположен открыто. Католические церкви оснащены скамьями для сидения верующих, в то время как православные службы предполагают свободу движений и совершение поклонений.

Католический и православный храмы. Фото из открытого доступа
Католический и православный храмы. Фото из открытого доступа

Обрядовые различия

Миропомазание в православной традиции тесно связано с Таинством Крещения и совершается сразу вслед за ним, тогда как в католицизме это отдельный обряд, известный как Конфирмация ("утверждение"), который проводится позднее, обычно подросткам в возрасте 13-14 лет.

Существуют также заметные различия в обрядовой практике, особенно касающиеся исполнения крестного знамения. В православии крестятся справа налево, двигая руку сначала ко лбу, потом к животу, затем к правому плечу и далее к левому. Католики делают наоборот: начинают слева направо, последовательно касаясь лба, живота, правого плеча и затем левого.

Крестное знамение православных и католиков. Фото из открытого доступа
Крестное знамение православных и католиков. Фото из открытого доступа

Форма крестного благословения была закреплена католиками в XVI веке указом Папы Пия V. Обычно католики используют все пальцы кисти, символизирующие раны Христа (две раны на руках, две на ногах и одну от удара копьем).

В православной традиции после реформ патриарха Никона утвердился обряд трехперстия: сложенные вместе большой, указательный и средний пальцы представляют Святую Троицу, а мизинец и безымянный прижаты к ладони, обозначая двойственность природы Христа (Бог и Человек). В некоторых православных традициях (например, в румынском православии) сложенные два пальца трактуются как символ первых людей — Адама и Евы, обращающихся к Божественному Триединству.

Кресты православный и католический. Фото из открытого доступа
Кресты православный и католический. Фото из открытого доступа

Наконец, разница присутствует и в изображении креста. В русской православной иконографии распространён восьмиконечный крест с горизонтальной перекладиной вверху (надпись INRI) и косым основанием внизу. Крест католиков обычно четырех конечен, реже украшен дополнительными элементами, такими как короны терний или гвозди.

Эти различия служат отражением исторических особенностей развития двух ветвей христианства и формируют уникальную богослужебную практику каждой из них.