29 апреля 1946 г. на вооружение Советской Армии был принят тяжёлый танк ИС-4. Подготовка к серийному производству на Челябинском Кировском заводе началась ещё в феврале 1946 г., а первые серийные танки должны были быть выпущены в сентябре. В июне 1946 г. прекращалось производство танков ИС-3, в июле были собраны последние 25 машин. По заданию правительства СССР, завод должен был создать мощности для изготовления 100 танков ИС-4 в месяц уже к концу 1946 г.
О масштабах перестройки производства на ЧКЗ можно привести следующие цифры: для ИС-4 заводом было разработано 4328 технологических процесса, 2284 приспособления, 961 холодных и 260 горячих штампов, 103 комплекта металломодельной оснастки и 3050 наименований инструмента.
Однако ни в сентябре, ни в октябре 1946 г. на ЧКЗ не собрали ни одного ИС-4. Военные не получали новые танки до конца года из-за большого количества конструктивных дефектов и недоработок (список недостатков, обнаруженных представителями военной приёмки, состоял более чем из 100 (!) пунктов). Обычно такое количество недостатков в дефектной ведомости обнаруживается в первых прототипах, но никак не в серийных машинах. Изменений требовали практически все узлы танка. Выяснилось (!), что производство ИС-4 не было обеспечено выверенными чертежами и не имело отработанного поточного технологического процесса. Для отработки технологии серийного производства на имеющейся производственной базе завод произвёл более 80 изменений в конструкцию танка. Результаты внесённых конструктивных изменений должны были проверяться на т. н. Министерских испытаниях двух серийных танков в апреле-июне 1947 г. на ЧКЗ. Танки испытаний не выдержали вследствие низкой надёжности двигателя, планетарной трансмиссии и бортовых редукторов.
Междуведомственные испытания двух головных образцов ИС-4 выпуска 1947 г., проведённые в июне-июле 1947 г. совместно с военной комиссией, также выявили значительное количество дефектов как конструктивного, так и производственно-монтажного характера.
После Министерских и междуведомственных испытаний список улучшений и исправлений конструкции ИС-4 дошёл до более чем 100 мероприятий, что потребовало замены 30% узлов и деталей на новые. Военные выдвинули 461 требование, для выполнения которых в конструкции танка заменили 238 узлов и 740 деталей на новые 264 узла и 946 деталей. Все эти конструктивные изменения ЧКЗ должен был внедрять без сокращения выпуска новых танков, повторялась ситуация с серийным производством ИС-3 в 1945–1946 гг.
Переработанную документацию по ИС-4 (636 уточнённых чертежей) утвердили только в октябре 1947 г. Количество исправлений было огромным: 324 конструктивных улучшения, 433 изменения по снижению трудоёмкости и по технологической обработке. Постоянно вносимые корректировки в техническую документацию не позволяли создать на ЧКЗ необходимые для производства заделы узлов и деталей; поставки бронекорпусов с завода №200 также производились с задержками. В результате за 1947 г. ЧКЗ изготовил лишь четверть от запланированных 200 машин (52, включая танки, собранные ещё в 1946 г).
Что происходит?
К 1 января 1948 г. ЧКЗ произвёл более 200 конструктивных и технологических изменений ИС-4. Несмотря на столь огромный объём работ, эксплуатационная надёжность танка оставляла желать много лучшего. Гарантийный километраж в 1000 км танки не выдерживали, на заводе ограничились испытаниями каждого 50-го танка на 300 км, продолжив выпуск машин с неустранёнными дефектами.
10 января 1948 г., в связи с недопустимо низким качеством изготовления ИС-4, военные прекратили приёмку новых танков на ЧКЗ, а также башен и бронекорпусов на заводе №200. В марте 1948 г., с условием устранения всех критических недостатков к 1 мая, приёмка возобновилась. Однако ЧКЗ не смог выполнить план по устранению конструктивных недостатков до конца года. Из 155 выпущенных в 1948 г. танков 69 оказались некондиционными. Забракованные танки оставались на ЧКЗ, часть их них находилась в разукомплектованном состоянии и без охраны их попросту разворовывали (!) или разбирали на запчасти.
За 1948 г. в конструкцию ИС-4 внесли ещё более 250 изменений и улучшений, в связи с чем заводу приходилось заново изготавливать необходимую технологическую оснастку, с неизбежным снижением выпуска и удорожанием производства. Танки, проходившие испытания в 1948 г., имели большой брак и не выдерживали даже 300 км пробегов, отмечался массовый выход из строя двигателей и трансмиссии. К 1 января 1949 г. приёмка ИС-4 была вновь прекращена, тогда же прекратилось и крупносерийное производство.
После прекращения выпуска ИС-4 ЧКЗ внедрил ещё более 80 конструктивных и технологических изменений, однако проведённые мероприятия не привели к положительным результатам: основные агрегаты танка систематически выходили из строя и в 1949 г. Только пять из десяти танков выдержали войсковые испытания осенью 1949 г.: выходили из строя трансмиссии, двигатели, ломались торсионы, разрушались опорные катки.
Слишком сложный и дорогой?
Доработка конструкции ИС-4 продолжалась и в 1950-м, и в 1951 г. За 1951 г. ЧКЗ изготовил небольшую партию модернизированных ИС-4М и провёл модернизацию уже выпущенных машин под руководством главного конструктора танка М.Ф. Балжи. Даже при повторных испытаниях у модернизированных танков обнаруживалось большое количество дефектов (до 27 на танк!). Чтобы устранить все дефекты ИС-4, требовалась полная переделка танка с заменой целого ряда узлов и агрегатов новыми. В декабре 1951 г. производство ИС-4 было окончательно прекращено. В сентябре 1952 г. чертёжно-техническая документация по танку ИС-4 была заложена в архив (мобрезерв). С 1955 г. под руководством П.П. Исакова велись работы по корректировке чертежей ИС-4М, продолжавшиеся до 1957 г.
Как такое могло произойти? Ведь танк проектировался в СКБ-2 ЧКЗ, одним из лучших конструкторских коллективов с огромным накопленным практическим опытом (Л.С. Троянов, М.Ф. Балжи, Г.В. Крученых, В.И. Торотько), в одном из центров советского танкостроения – знаменитом «Танкограде». Ведущим инженером машины был Л.С. Троянов (СУ-122, СУ-152, ИСУ-152, ИС-2, ИС-3), затем его сменил М.Ф. Балжи (КВ-1С, СУ-152, ИС-2, ИС-3) – оба принимали участие в создании выдающихся гусеничных бронированных боевых машин.
В литературе встречаются и такие хвалебные оценки ИС-4:
По общему мнению, танк получился отличным. Удачно размещены основные узлы. Мощным было вооружение – 122-мм пушка Д-25. Радовала глаз и форма корпуса танка. Отлично он показал себя и во время заводских испытаний. Казалось бы, можно представлять новый танк государственной комиссии для решения постановки его на серийное производство, но в это время, как часто бывает в творческих коллективах, родилась новая идея, отодвинувшая решение вопроса о танке ИС-4 на несколько лет.
Чтобы разобраться с причинами создания столь неудачной машины, необходимо подробно разобрать её конструкцию, испытания прототипов и процесс постановки на вооружение. Об этом – в следующих статьях.
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Литература
- И.В. Павлов, М.В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг. Часть I. Легкие, средние и тяжелые танки
- М.В. Коломиец. Тяжелый танк ИС-4 (Конструирование и производство)
- М.В. Коломиец. Супертанки Сталина ИС-7 и др. Сверхтяжелые танки СССР
- М.Н. Свирин. Танки Сталинской эпохи. СУПЕРЭНЦИКЛОПЕДИЯ
#ис-4 #ис4 #объект 701 #объект701 #советскиетанки #советские танки #советские тяжелые танки #танки ссср #танкиссср