Так называемый «деревянный ампир» получил распространение и набрал популярность в Москве после наполеоновского нашествия и знаменитого пожара 1812-го года, уничтожившего значительную часть древней столицы.
Массовая застройка с использованием «образцовых» проектов, разработанных возглавляемой архитектором Осипом Бове «Комиссией для строений» позволяла погорельцам быстро вернуться к нормальной жизни. При этом сочетавшие простоту и торжественность одноэтажные особнячки с лаконичной деревянной отделкой были очень даже хороши собой.
Характерными особенностями московского «деревянного ампира» были строгая геометрия планировки, использование резных колонн, пилястр и наличников и адаптированных под возможности деревянной резьбы традиционных ампирных деталей – лавровых венков, драпировок, оружия. Для продления сроков службы ставились двойные рамы, в цокольной части использовался кирпич, устраивалась особая система вентиляции. Рубленые стены с обшивкой обеспечивали отличную теплоизоляцию. Что касается цветового решения – специальный Указ, регулирующий городскую колористику Российской империи, предписывал «Вообще дозволять красить дома нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-желтым, светло-серым, диким, бледно-розовым, сибиркою, но с большею примесью белой краски, и желто-серым. От Министерства полиции доставлены будут в губернии дощечки, сими красками выкрашенные, для показания настоящих цветов».Позже преобладающими в ампирной гамме стало сочетание приглушенно-красного или охристо-желтого с белым цветом, что создавало контраст с окружением и добавляло парадности.
В Самаре единственный образец деревянного ампира можно увидеть вблизи перекрестка нынешних улиц Садовой и Маяковского – на бывшей усадьбе Сафоновых. Сведений о почтенном мещанском семействе почти нет.
С достаточной уверенностью можно думать, что Сафоновы были прихожанами Воскресенской церкви на нынешней Самарской площади. Записи о составе семьи, годах жизни и родственных связях наверняка содержались в церковных книгах – но Воскресенских храм, как известно, при новой атеистической власти пошел на дрова вместе с архивами. Единственным источником информации можно считать окладные книги по начислению налога на недвижимость, указывающие, что в 1884-м году тогдашний хозяин дворового места Петр Сафонов выстроил одноэтажный деревянный дом по улице, а спустя шесть лет возвел во дворе каменные «службы».
в 1892-м году собственниками усадьбы значились наследники Петра Сафонова – сын Каллист и дочь Анна. С 1909-го года единственной владелицей стала Анна Петровна Сафонова, вскоре продавшая «родовое гнездо» купцу Федору Сысоевичу Кирьякову и мещанину Петру Ефремовичу Сенаторову. В отличие от безвестных Сафоновых, новые хозяева были людьми достаточно видными. Ф.С. Кирьяков – так же выходец из мещан – с 1885-го года в течение четверти века владел мыловаренным заводом. В 1909-м году 61-однолетнего Федора Кирьякова избрали думским гласным.
Петр Ефремович Сенаторов получил известность литературными трудами на религиозно-богословские темы. До наших дней из его сочинений дошли хранящиеся в архивах книги «Проснитесь, архипастыри! Письма митр. Антонию С.-Петерб. и др. епископам Петра Сенаторова)» - выпущенная в 1906-м году в Москве издательством Сытина и «О ритуальных убийствах : (Письма Антонию, архиеп. Волынскому и Житомирскому)», изданная в 1913-м в Самаре.
Вступив в права собственности, новые владельцы первым делом снесли все ветхие постройки, оставив лишь добротный корпус служб в глубине двора. Затем заказали проект, и к 1911-му возвели новый одноэтажный жилой дом в «ампирном» стиле, своим сдержанно-суховатым «столичным» обликом контрастировавший с традиционными фасадами в духе народной архитектуры, покрытыми пышными резными деревянными кружевами.
Выходящий на Садовую главный фасад с горизонтальной обшивкой тесом имел фронтальное семиосевое построение со смещенным вправо композиционным центром, выделенным деревянными прямоугольными пилястрами с крупными объемными кронштейнами, объединенными в уровне капителей карнизным поясом. Кронштейны покрывал чешуйчатый узор, завершал центральную композицию венчающий карниз с лучковым завершением в виде фронтона.
Капители пилястр и карнизный пояс украшал резной орнамент в виде пояском, ряд мелких сухариков и повторяющихся колец. На базах размещался накладной рамочный декор с филенками. Центральная часть пилястр так же имела рельефный резной декор в виде небольших полукруглых пилястр с каннелюрами с профилированными капителями и базами. В простенках так же размещены пилястры с богатыми кронштейнами, объединяющие окна попарно.
Прямоугольные неширокие оконные проемы окантованы рамочными наличниками. Венчающий карниз, повторяющий контур плоскости фасада, декорирован чередующимися с мутулами, сухариками и орнаментальным пояском в виде повторяющихся колец. Внутри «просвещенные» заказчики предусмотрели, несмотря на небольшие размеры дома, даже устройство раздельного санузла с обособленной ванной комнатой.
.26 августа 1918-го ( в краткий период правления в Самаре КОМУЧа) вдова Петра Ефремовича Сенаторова Анисья Федоровна продала свою долю Я.В. Горелову и Г.К. Сухову – а вскоре к власти вернулись большевики и новые владельцы остались ни с чем.
Советская власть бывшую усадьбу Сафоновых «уплотнила» . Под коммунальное жилье пошел не только ампирный дом, но и каменные дворовые службы, надстроенные подобием деревянных антресолей. Вселенные в коммуналки граждане, не знавшие, что с ними будет завтра, о сохранности интерьеров и внешнего вида «наследия проклятого царизма» особо не думали, и некогда красивый и «парадный» дом, на протяжении ста с лишним лет не знавший ремонта, ветшал себе помаленьку.
Тихо и незаметно «исключившись» из реестра ОКН, был приговорен к скорому сносу. Несколько лет назад усилиями градозащитников спасшись от сноса, оказался в списке «вновь выявленных объектов культурного наследия». Проведена государственная историко-культурная экспертиза, подтвердившая архитектурную ценность здания. Идет процесс получения статуса регионального объекта культурного наследия.В настоящее время дом стоит, укрытый фальшфасадом, в ожидании возрождения былой красы .
.