Найти в Дзене

В Самару! "Ампирный " домик на усадьбе мещан Сафоновых на бывшей городской окраине

Так называемый «деревянный ампир» получил распространение и набрал популярность в Москве после наполеоновского нашествия и знаменитого пожара 1812-го года, уничтожившего значительную часть древней столицы. Массовая застройка с использованием «образцовых» проектов, разработанных возглавляемой архитектором Осипом Бове «Комиссией для строений» позволяла погорельцам быстро вернуться к нормальной жизни. При этом сочетавшие простоту и торжественность одноэтажные особнячки с лаконичной деревянной отделкой были очень даже хороши собой. Характерными особенностями московского «деревянного ампира» были строгая геометрия планировки, использование резных колонн, пилястр и наличников и адаптированных под возможности деревянной резьбы традиционных ампирных деталей – лавровых венков, драпировок, оружия. Для продления сроков службы ставились двойные рамы, в цокольной части использовался кирпич, устраивалась особая система вентиляции. Рубленые стены с обшивкой обеспечивали отличную теплоизоляцию. Что

Так называемый «деревянный ампир» получил распространение и набрал популярность в Москве после наполеоновского нашествия и знаменитого пожара 1812-го года, уничтожившего значительную часть древней столицы.

Классика деревянного ампира – дом коллежского советника Гавриила Александровича Палибина, сотрудника Московской Межевой канцелярии. Фото - https://dzen.ru/a/Zcw5RAlgaiwIm9hH
Классика деревянного ампира – дом коллежского советника Гавриила Александровича Палибина, сотрудника Московской Межевой канцелярии. Фото - https://dzen.ru/a/Zcw5RAlgaiwIm9hH

Массовая застройка с использованием «образцовых» проектов, разработанных возглавляемой архитектором Осипом Бове «Комиссией для строений» позволяла погорельцам быстро вернуться к нормальной жизни. При этом сочетавшие простоту и торжественность одноэтажные особнячки с лаконичной деревянной отделкой были очень даже хороши собой.

Осип Иванович Бове. Из Википедии: «Русский архитектор итальянского происхождения. Знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнима только с вкладом Росси в архитектуру Санкт-Петербурга. Творил преимущественно в стиле классицизма». Фото из открытых источников в интернете
Осип Иванович Бове. Из Википедии: «Русский архитектор итальянского происхождения. Знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнима только с вкладом Росси в архитектуру Санкт-Петербурга. Творил преимущественно в стиле классицизма». Фото из открытых источников в интернете

Характерными особенностями московского «деревянного ампира» были строгая геометрия планировки, использование резных колонн, пилястр и наличников и адаптированных под возможности деревянной резьбы традиционных ампирных деталей – лавровых венков, драпировок, оружия. Для продления сроков службы ставились двойные рамы, в цокольной части использовался кирпич, устраивалась особая система вентиляции. Рубленые стены с обшивкой обеспечивали отличную теплоизоляцию. Что касается цветового решения – специальный Указ, регулирующий городскую колористику Российской империи, предписывал «Вообще дозволять красить дома нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-желтым, светло-серым, диким, бледно-розовым, сибиркою, но с большею примесью белой краски, и желто-серым. От Министерства полиции доставлены будут в губернии дощечки, сими красками выкрашенные, для показания настоящих цветов».Позже преобладающими в ампирной гамме стало сочетание приглушенно-красного или охристо-желтого с белым цветом, что создавало контраст с окружением и добавляло парадности.

Садовая, 228. Фото из открытых источников винтернете
Садовая, 228. Фото из открытых источников винтернете

В Самаре единственный образец деревянного ампира можно увидеть вблизи перекрестка нынешних улиц Садовой и Маяковского – на бывшей усадьбе Сафоновых. Сведений о почтенном мещанском семействе почти нет.

Изначальное колористическое решение неизвестно. Декоративные детали сохранили некоторые следы когда-то белого цвета. Фото из открытых источниковв интернете.
Изначальное колористическое решение неизвестно. Декоративные детали сохранили некоторые следы когда-то белого цвета. Фото из открытых источниковв интернете.

С достаточной уверенностью можно думать, что Сафоновы были прихожанами Воскресенской церкви на нынешней Самарской площади. Записи о составе семьи, годах жизни и родственных связях наверняка содержались в церковных книгах – но Воскресенских храм, как известно, при новой атеистической власти пошел на дрова вместе с архивами. Единственным источником информации можно считать окладные книги по начислению налога на недвижимость, указывающие, что в 1884-м году тогдашний хозяин дворового места Петр Сафонов выстроил одноэтажный деревянный дом по улице, а спустя шесть лет возвел во дворе каменные «службы».

Поскольку каменная архитектура в сознании людей была более «статусной», чем деревянная, многие элементы первой переходили во вторую.  Фото из открытых источников винтернете
Поскольку каменная архитектура в сознании людей была более «статусной», чем деревянная, многие элементы первой переходили во вторую. Фото из открытых источников винтернете

в 1892-м году собственниками усадьбы значились наследники Петра Сафонова – сын Каллист и дочь Анна. С 1909-го года единственной владелицей стала Анна Петровна Сафонова, вскоре продавшая «родовое гнездо» купцу Федору Сысоевичу Кирьякову и мещанину Петру Ефремовичу Сенаторову. В отличие от безвестных Сафоновых, новые хозяева были людьми достаточно видными. Ф.С. Кирьяков – так же выходец из мещан – с 1885-го года в течение четверти века владел мыловаренным заводом. В 1909-м году 61-однолетнего Федора Кирьякова избрали думским гласным.

При этом конструктивный смысл многих элементов утрачивался, и они приобретали чисто декоративный характер. Фото из открытых источников винтернете
При этом конструктивный смысл многих элементов утрачивался, и они приобретали чисто декоративный характер. Фото из открытых источников винтернете

Петр Ефремович Сенаторов получил известность литературными трудами на религиозно-богословские темы. До наших дней из его сочинений дошли хранящиеся в архивах книги «Проснитесь, архипастыри! Письма митр. Антонию С.-Петерб. и др. епископам Петра Сенаторова)» - выпущенная в 1906-м году в Москве издательством Сытина и «О ритуальных убийствах : (Письма Антонию, архиеп. Волынскому и Житомирскому)», изданная в 1913-м в Самаре.

Фото из открытых источников винтернете
Фото из открытых источников винтернете

Вступив в права собственности, новые владельцы первым делом снесли все ветхие постройки, оставив лишь добротный корпус служб в глубине двора. Затем заказали проект, и к 1911-му возвели новый одноэтажный жилой дом в «ампирном» стиле, своим сдержанно-суховатым «столичным» обликом контрастировавший с традиционными фасадами в духе народной архитектуры, покрытыми пышными резными деревянными кружевами.

Фото автора
Фото автора

Выходящий на Садовую главный фасад с горизонтальной обшивкой тесом имел фронтальное семиосевое построение со смещенным вправо композиционным центром, выделенным деревянными прямоугольными пилястрами с крупными объемными кронштейнами, объединенными в уровне капителей карнизным поясом. Кронштейны покрывал чешуйчатый узор, завершал центральную композицию венчающий карниз с лучковым завершением в виде фронтона.

Базы пилястр. Фото автора
Базы пилястр. Фото автора

Капители пилястр и карнизный пояс украшал резной орнамент в виде пояском, ряд мелких сухариков и повторяющихся колец. На базах размещался накладной рамочный декор с филенками. Центральная часть пилястр так же имела рельефный резной декор в виде небольших полукруглых пилястр с каннелюрами с профилированными капителями и базами. В простенках так же размещены пилястры с богатыми кронштейнами, объединяющие окна попарно.

Дворовые "службы" мещан Сафоновых. Фото автора
Дворовые "службы" мещан Сафоновых. Фото автора

Прямоугольные неширокие оконные проемы окантованы рамочными наличниками. Венчающий карниз, повторяющий контур плоскости фасада, декорирован чередующимися с мутулами, сухариками и орнаментальным пояском в виде повторяющихся колец. Внутри «просвещенные» заказчики предусмотрели, несмотря на небольшие размеры дома, даже устройство раздельного санузла с обособленной ванной комнатой.

В надстройке над "службами" еще живут. Фото автора
В надстройке над "службами" еще живут. Фото автора

.26 августа 1918-го ( в краткий период правления в Самаре КОМУЧа) вдова Петра Ефремовича Сенаторова Анисья Федоровна продала свою долю Я.В. Горелову и Г.К. Сухову – а вскоре к власти вернулись большевики и новые владельцы остались ни с чем.

Фото автора
Фото автора

Советская власть бывшую усадьбу Сафоновых «уплотнила» . Под коммунальное жилье пошел не только ампирный дом, но и каменные дворовые службы, надстроенные подобием деревянных антресолей. Вселенные в коммуналки граждане, не знавшие, что с ними будет завтра, о сохранности интерьеров и внешнего вида «наследия проклятого царизма» особо не думали, и некогда красивый и «парадный» дом, на протяжении ста с лишним лет не знавший ремонта, ветшал себе помаленьку.

Фото автора
Фото автора

Тихо и незаметно «исключившись» из реестра ОКН, был приговорен к скорому сносу. Несколько лет назад усилиями градозащитников спасшись от сноса, оказался в списке «вновь выявленных объектов культурного наследия». Проведена государственная историко-культурная экспертиза, подтвердившая архитектурную ценность здания. Идет процесс получения статуса регионального объекта культурного наследия.В настоящее время дом стоит, укрытый фальшфасадом, в ожидании возрождения былой красы .

.