Автор: Алекс Лоренц
Жанр: electric blues
Страна: США
Лейбл: Silvertone | RCA Records
Дата выхода: 30 июля 2025
30 июля текущего года отпраздновал свои 89 лет Бадди Гай — уроженец луизианского захолустья, живая легенда «чёрного» американского блюза, мэтр электрической гитары с узором в «горошек», многократный лауреат «Грэмми» и просто неутомимый старик. Здесь мы не будем углубляться в богатую биографию блюзмена — это и без нас сделали уже тысячу раз. Давайте лучше посмотрим, чем дед нас порадовал аккурат в день своего 89-летия.
А порадовать старичок умеет — до сих пор раз в пару-тройку лет стабильно выпускает крутейшие пластинки, которые неизменно радуют ценителей жанра. Этот раз не стал исключением — встречайте, перед нами свежак с жизнеутверждающим названием «Ain’t Done with the Blues» («С блюзом не покончено»… ибо не дождутся — добавляю я от себя).
Уже не впервые Бадди работает в тесной связке с Томом Хэмбриджем (1960 г.р.) — тоже выдающимся музыкантом, дважды лауреатом «Грэмми». Видимо, дедушке нравится кайфовать от собственной игры на гитаре и процесса звукозаписи. Поэтому он перекинул на Хэмбриджа самые трудоёмкие обязанности. Тот мало того что стучит по барабанам, так ещё сочинил большинство песен и занимался продюсированием. Что ж, кадровое чутьё не подводит старого блюзмена — продукт получился великолепный.
Перед нами аж 18 треков. Открывает пластинку минутная дань уважения блюзу предыдущего поколения — Бадди под акустическую гитару напевает что-то из Джона Ли Хукера (1917—2001). В конце смеётся и говорит: мол, это первое, что я в своей жизни выучил на гитаре. Далее — «Been There Done That» в стилистике чикагского электрического блюза. Задорная, напористая штука с простыми риффами, которые тут же впечатываются в подкорку, и безудержными солягами от маэстро. Поражает то, как Бадди Гай поёт. Его голосу никак не дашь 89 лет, звучит на 30—40. Сочно, чисто, без малейшего намёка на старческое шамканье. Интересно бы узнать, что такого дедушка делает, чтоб сохранить свои голосовые связки в столь превосходном состоянии? Соблюдает гигиену? Занимается у препода по вокалу? Пьёт свежую кровь летучих мышей на луизианских болотах? Или это от природы? Не знаем. Хорошо бы спросить, но, увы, у нас нет каналов связи с музыкантом.
Следующим номером — «Blues Chase the Blues Away». Название — игра слов. Вообще-то изначально «blues» — это сокращение от «blue devils», так в среде американских негров называли чёрную меланхолию. Со временем наименование приклеилось к определённому музыкальному направлению. «Блюз прогоняет депресняки» — как-то так можно перевести название песни. Сочинил её Хэмбридж в соавторстве с неким Гэри Николсоном, но композицию вполне можно считать блюзовым стандартом. Тут всё по канонам — стандартный блюзовый ритм, болотисто-грязная гитара Бадди, его же могучий вокал плюс мощная поддержка от пианиста Кевина Маккендри. Идеальный блюз, каким он должен быть. Ни дать, ни взять. Ни прибавить, ни отнять.
Дальше — «Where U at?», где Бадди Гаю на гитаре и вокале помогает юное (и широченное в обхвате) блюзовое дарование по имени Кристоун «Кингфиш» Ингрэм (1999 г.р.)
Тут блюз чикагской школы с его городским лоском, элегантными духовыми и органными партиями сочетается с жирными квакающими звуками откуда-то из недр малой родины маэстро. Как этим трём кудесникам — Хэмбриджу, Гаю и Кингфишу — удалось столь органично скрестить городского хлыща с сельским крокодилом — загадка… ну, на то они и мастера своего дела.
«Blues on Top» — блюзовая баллада, которую хорошо наигрывать и напевать, сидя в кресле-качалке в лёгком подпитии на крыльце своей негритянской хижины где-нибудь в пригороде Нового Орлеана, чтоб рядом дремал на досках старый пёс.
Следующим номером — кавер на «I Got Sumpin’ for You» старого блюзмена Эдди Джонса, он же Guitar Slim (1926—1959). Размеренное буги, эдакий прото-R&B с простейшим танцевальным ритмом для деревенской вечеринки и мощными гитарными напилами.
В «How Blues Is That» сочность гитарных партий зашкаливает, что нисколько не удивительно — ведь сам Бадди выкладывается на полную, а на слайдухе вжаривает Джо Уолш (1947 г.р., The Eagles), он же немножко поёт. Его хрипловатый, пронзительный вокал добавляет перчинки — два главных действующих лица эффектно ведут диалог. Ну а ближе к концу Бадди Гай выдаёт тот самый гитарный «motherfucking noise», за который его в ранние творческие годы отторгали продюсеры и лейблы.
На «Dry Stick» засветился со своей гитарой (но не с голосом) Джо Бонамасса. Это вполне себе современная трогательная рок-баллада, где пронзительная гитара сочетается с вкрадчивыми органными партиями и плотными вокальными гармониями.
«It Keeps Me Young» — канонический чикагский блюз без излишеств, зато с участием Питера Фрэмптона (гитара/вокал, 1950 г.р., The Herd, Humble Pie). Снова фактически стандарт, хоть и сочинённый Хэмбриджем, дай бог ему здоровья. Ничего особенного, но приятно послушать и покачать башкой в такт. «Love on a Budget» — тоже клише (в хорошем смысле), но уже с абсолютным доминированием переливчатого фортепиано, за которое отвечает Чак Ливелл. Под такое хорошо набухиваться за стойкой в кабаке. Рузвельт Сайкс и Чемпион Джек Дюпри передают привет из лучшего мира… Впрочем, и без сиплой соляги от Бадди Гая не обошлось, куда ж без этого.
В записи «Jesus Loves the Sinner» поучаствовали необычные ребята — вокальный блюзовый коллектив в тёмных очках под названием The Blind Boys of Alabama. По названию можно себе представить, какого рода материал они исполняют. Основана группа аж в 1939-м, не кот чихнул. Песня — причудливая смесь госпела, соула, чистого блюза чикагской школы и немножко рока самых первых волн. Престарелые слепые парнишки своими голосами превосходно подменяют Бадди, который на сей раз в основном занимается гитарой — и как всегда, даёт жару.
«Upside Down» — заводной номер из чикагских подворотен и баров с воющей гитарой, плотным органом и до кучи саксофоном от Макса Абрамса. «One from Lightnin’» — ещё одна минутная акустическая дань уважения творческим предкам, на сей раз Сэму «Лайтнину» Хопкинсу (1912—1982). Весьма в его фингерстайловой стилистике, не придерёшься, разве что голос Бадди звучит слишком трезво и по-городскому в сравнении с оригиналом.
«I Don’t Forget» — всем балладам баллада. Плотный бас оплодотворяет гитарные флажолеты, чтобы получился мистический антураж. На самом деле это вполне канонический рокерский медляк в духе «You Keep on Movin’» от Deep Purple, что в свою очередь основана на южно-штатовских блюзовых мотивах.
«I Don’t Forget» — кавер на Эрла Кинга (1934—2003), блюзмена и ровесника Бадди. Забавный бодрячок с душком регтайма. «Swamp Poker» авторства Хэмбриджа легко представить себе в исполнении, например, Криса Ри — и гитарно, и вокально. Вероятно, его творчеством Хэмбридж тут и вдохновлялся, хотя наверняка утверждать не берёмся.
На десерт нас ждут два развесёлых да разухабистых кавера: вылизанная до лоска «Send Me Some Loving» (Литл Ричард, 1932—2020) и акустическая, насквозь луизианская, пропахшая крокодильим говном духом «Talk to Your Daughter» (Дж. Б. Ленуар, 1929—1967). Ну что ж, старик Бадди дурачится — кто ж ему запретит… мы можем разве что снять перед ним шляпу, он многократно заслужил.
Если хотите отправиться в увлекательное музыкальное путешествие — берите вискарь или пиво (или то и другое), усаживайтесь поудобнее в кресло-качалку и врубайте на умеренную громкость «Ain’t Done with the Blues». Ноябрьская меланхолия уйдёт, по сердцу разольётся беззаботное луизианское тепло (ну или чикагские заморозки — кому как прикольнее), а внутри проснётся осознание одной простой вещи: the blues is alive and well… блюз жив-здоров… так называется песня в одном из предыдущих альбомов Бадди Гая. И действительно: сколько бы лет ни прошло — если уж ты однажды заразился настоящим, незамутнённым блюзом — он потом всю жизнь с тобой.