Рассказывает моя подписчица. Она была тогда в самой гуще событий.
Крымской весне уже 11 лет, но в памяти всё свежо, как будто это было вчера. О ней много писали, показывали про ТВ, может быть, кто-то скажет: «Да хватит уже, сколько можно»? Но я хочу, чтобы сегодня вы услышали не официальную хронику, хочу рассказать, как это видели мы, рядовые крымчане.
Мы долго надеялись, что можно будет договориться, решить всё демократическим путём – не получилось.
Много было всего, но лично для меня точкой невозврата стал тот день, когда Турчинов заявил с трибуны, что 9 мая отныне – это не радостный праздник, а день скорби по жертвам советской оккупации!
Услышать это с высокой трибуны, и где? В Крыму!!! Посмотрите на карту: огромная территория У., и в ней два города-героя, Одесса и Киев. И малюсенький Крым – и тоже два города-героя. Да во время ВОв в Крыму, наверное, всего 5 или 6 городов было, и два из них – герои. Поэтому неудивительно, что Крым восстал. Изначально мы ещё пытались решить вопрос мирно, объявили референдум, который назначили на 25 мая. На референдум первоначально вынесен вопрос: «Автономная Республика Крым обладает государственной самостоятельностью и входит в состав У. на основе договора и соглашений», с вариантами ответов – «За» и «Против».
Услышали решительное «нет, референдума не будет».
Всё, дальше терпеть нельзя. Первой восстала Керчь.
22 февраля был объявлен митинг партии Удар (партия Кличко). На трибуну вышла журналистка и приторно-слащавым голосом произнесла только одну фразу: «Дорогие земляки»! После этого трибуну перевернули, отобрали микрофон, милиция организовала живой коридор, по которому митингующих провели к автобусам. Люди скандировали: «УЕЗЖАЙТЕ»! А на площади подняли российский триколор, который так и висит там с тех пор. Второе фото сделала лично я, за две недели до референдума. А флаг висит.
23 февраля состоялись митинги в Севастополе и Симферополе. Конечно, было страшно, ведь все понимали, что нам этого не простят.
Потом по всей У. начались захваты административных зданий. Везде у них это получилось, а вот в Симферополе – нет! Очень хороший мой знакомый рассказывал, как это было. Он пришёл туда со своим 17-летним сыном. Люди стояли, сцепившись локтями. Было страшно: их было несколько сотен, а напротив стояло несколько тысяч. Стояли и ждали, кто первый начнёт. И тут над площадью раздаётся крик: «Евпатория с нами»! Это приехали несколько автобусов из Евпатории, люди встали в единую цепь. И снова: «Севастополь с нами», «Белогорск с нами»! И так один за другим подъезжали автобусы из всех городов и посёлков Крыма. И страх ушёл. Все поняли, что мы вместе и нас не победить.
Невозможно передать словами, какую гордость мы тогда испытали! Но тут объявили, что к нам едет Поезд дружбы. Что это такое, мы прекрасно знали, к нам уже приезжал такой в 1991 году. Данные того референдума были сфальсифицированы в пользу У. А после этого приехало несколько автобусов с качками, снабжёнными битами, которые продемонстрировали нам, «как надо Родину любить». Но в этот раз всё было серьёзнее: ехал не автобус, а целый состав, и везли они не биты. Мы ждали, не скрою, страшно было. Весь день напряжённо ждали звонка из Симферополя. И дождались: ПОЕЗД ПРИШЁЛ ПУСТОЙ! Все вышли, не доезжая до Крыма. Всё! Вот теперь мы поняли, что мы победили.
После этого даже тени страха не осталось. Ведь с нами была Россия! Помню, как мы кричали, махали руками, когда над нашими головами пролетали вертушки. Понимали, что они нас не видят, но радость от того, что нас не бросили, просто зашкаливала. Через наш город шли машины с вое н ными, на перекрёстках люди останавливались, провожали их аплодисментами. На переправе их встречали с цветами, говорили спасибо. У моей подруги окна выходят на трассу, которая идёт из порта Крыма. Ночью они проснулись от гула машин, высунулись с дочкой в окно, стали махать руками. Муж говорит:
– Что вы машете? Они вас не видят.
– Да какая разница? Главное, что МЫ их видим.
Когда я увидела вое н ных в камуфляже, то поначалу просто перехватило дыхание, а потом выдохнула: «Слава Богу, наши»!
В пятницу перед 8 марта (по-моему, это было 6 число), пришла заведующая и сказала, что ей только что позвонили и сообщили, что референдум переносится с 25 мая на 16 марта и будет вопрос о присоединении к России. И знаете, что самое удивительное? Эту новость она озвучивала трижды (люди из соседних кабинетов слышали наши возбуждённые голоса и приходили узнать, что случилось). И все три раза первая реакция была одинаковая: «Так ведь они же не успеют бюллетени отпечатать!». Никто не удивился тому, что мы вот так просто уходим в другое государство, переживали лишь за бюллетени. И ведь успели! Хотя соседнее государство, У., заблокировало электронные списки, восстанавливали их вручную, а мы все шли на пункт голосования, проверяли, внесли ли мою фамилию.
Когда меня спрашивают, действительно ли все так дружно голосовали за, я привожу только один пример: когда мы выходили после голосования, навстречу нам шли совершенно незнакомые нам люди. Они улыбнулись и сказали: «С праздником вас»! Они не знали, кто мы, за что голосовали, но все были уверены – мы все за Россию! На тот момент я прожила довольно долгую жизнь, но ни разу не видела такого количества счастливых людей. Да, раньше были и демонстрации, и ёлочные гуляния, и Проводы зимы, но там были просто весёлые, а в тот день у всех СЧАСТЛИВЫЕ лица. И многие плакали.
Мне одна написала в соцсетях: «Никому не поверю, что крымчане голосовали добровольно. Я своими глазами видела, как женщина в Симферополе плакала, когда объявили результаты референдума». Я ответила ей: «Неправда! Мы не плакали, мы рыдали. Рыдали от счастья». Мы даже не могли сидеть дома, к 22 часам все потянулись на площадь, не могли дождаться результатов референдума. Хотя, что там ждать? Ведь все знали итог. И вот его объявили. Наверное, что-то похожее было 9 мая 1945 года. Все плакали, обнимались. Организовался стихийный митинг, концерт. Выступали керченские коллективы, приехала группа Емелины дети.
И везде флаги – на административных зданиях, на балконах, на машинах. В июле ко мне приехала сестра, она в шутку сказала, что, наверное, во всей России нет столько флагов, сколько у вас в Керчи.
Многие спрашивают, не жалеете ли вы о своём выборе?
Я всегда отвечаю: сами подумайте. Нам перекрыли Северокрымский канал, лишив полуостров воды. А что сделала Россия? Стала бурить скважины и тянуть водопровод с Кубани. Следующий шаг – перекрыли дороги, организовали блокаду. А Россия? Моментально заполнила полки магазинов продуктами с Кубани, Дагестана, Ростова, Воронежа, Белоруссии. И финал – блэкаут. Нас обрекли на медленное вымирание. Ведь электричество – это не только свет в квартирах, это больницы, роддома, садики, пекарни, огромное количество объектов жизнеобеспечения. А что в это время делала Россия? А российские рабочие СУТКАМИ не уходили со своих рабочих мест, для того, чтобы запустить первую линию энергомоста не 21 декабря, а 5! Ведь если в Симферополе и близлежащих городах хотя бы на час-два включали свет, то в Керчи его не было 5 дней. Не было вообще, ни на минуту не включали. Но когда на работе мы услышали, что соседнее государство обещает подключить свет, если мы напишем, что Крым является частью У., честное слово, все дружно расхохотались и сказали: «Не дождётесь». И знаете, я такую гордость за крымчан испытала! Никто не роптал, помогали друг другу, в магазинах бесплатно заряжали мобильники, я сама видела на подъездах объявления «в квартире №…можно вскипятить чайник» – у многих ведь в квартирах электроплиты. Ну, а после 5 декабря жизнь наладилась свет стали давать 3 часа через 3, и мы чётко знали, что в мае свет будет. Вот так мы готовили ужин (фото моё):
Но главное даже не это. Поверьте, мы не за пряниками в Россию стремились. Мы впервые почувствовали себя людьми. Перед референдумом одна дама на ТВ сказала: «Одумайтесь, предателей не любят нигде. В России вы ТОЖЕ будете людьми второго сорта». Т.е., она прямым текстом сказала, что на У. мы люди второго сорта. А вот для России мы люди. Словами это не передать. Чего стОят хотя бы сообщения: «Крым, держись, Челябинск с тобой!», «Крымчане, Смоленск с вами».
Непрерывным потоком шли фуры с генераторами, продуктами. Мы чувствовали поддержку всей страны, наконец-то мы ощутили себя среди своих. Я не знаю, кто написал эти строки, но под ними подпишется каждый крымчанин:
В бессилье постигая силу,
в огне майданов и в чаду,
я выучила гимн России,
когда мой Крым попал в беду.
Со всеми, кто любовью мерил
великой Родины слова,
с надеждой признаюсь и верой:
– Я так ждала тебя, Москва!
Кто уберёг Руси святыни,
чья правда в мире высока,
своих не бросили. Отныне
мы вместе. Вместе на века!
Сердца в едином чувстве слиты –
всей мощью распростёртых крыл
над Херсонесом, над Тавридой
Орёл двуглавый воспарил.
Сергей Лукьяненко, писатель, автор «Дозоров» и многих других замечательных книг, сказал: «Не мы забрали Крым у Украины. Это Крым ушел в Россию».
Дальше пишу я, автор канала:
От себя добавлю только вот что еще. В этом рассказе подписчицы я очень многое намеренно сгладила, многое совсем убрала. То, что касается «той стороны». Пускай я наивна, но все равно мне хочется верить, что простые люди в большинстве своем хотят мира и добра.
Помните советский лозунг первомайского праздника? «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Так вот: Люди всех стран, давайте жить мирно, а? Ну пожалуйста…
И вот что еще. Я в то лето отдыхала в Евпатории. Действительно - кругом были российские флаги. И ещё с удивлением для себя отмечала абсолютно чистую русскую речь местных жителей. И совершенно никакого суржика, обычно очень характерного для юга нашей страны. И какие ж они тогда… гм… не-россияне?
***
Я человек, далекий от обсуждения "больших тем". Просто пишу разные истории. Но эта история - тоже из жизни. Настоящей, не придуманной, не приукрашенной. Из нашей с вами жизни.
Обычно же на моем канале все проще...
Здесь много разных историй из обычной, повседневной жизни: веселых, романтичных, задумчивых. Всегда рада пообщаться и узнать ваше мнение! Вам сюда:
Елена-Уютные истории за чаем ☕🍰🍬
А можно сразу в подборки (нажимайте на эти синие буковки) 😊