Найти тему
Моряк Папай.

Самолет рекордсмен не имеющий аналогов в мире. Высотный истребитель-перхватчик МИГ-31.

Высотный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МИГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Самолет производился с 1975 по 1994 год. Всего было собрано 519 самолетов.

Источник "yakutsk.ru"
Источник "yakutsk.ru"

Сейчас в составе ВВС числится примерно 300 МиГов (это все - боеготовые, строевые небоеготовые, в резерве, на хранении и т.д. и т.п.). В боевом составе частей - порядка 120-130 машин. Из них 60 штук модернизированы про программе БМ и подписан второй контракт на модернизацию примерно такого же количества

Основные ТТХ:

  • Размах крыла - 3,46 м.
  • Длина самолета - 22,69 м.
  • Высота самолета - 6,15 м.
  • Площадь крыла - 2 61,60 м.
  • Взлетная масса, максимальная: без подвесных топливных баков -  41 000 кг.
  • Взлетная масса, максимальная: с двумя подвесными баками -  45 500 кг.
  • Масса нормальная взлетная - 36 800 кг.
  • Масса пустого самолета - 21 820 кг.
  • Масса топлива во внутренних баках - 15 500 кг.
  • Боевая нагрузка,максимальная - 3000 кг.
  • Скорость, максимальная - 3000 км/ч (2,83М)
  • Скорость на малой высоте - 1500 км/ч
  • Крейсерская скорость М=2,35
  • Практический потолок -  20 600 м.
  • Дальность полета с подвесными топливными баками - 3020 км.
  • Дальность полета перегоночная с подвесными топливными баками, но без вооружения - 3300 км.
  • Боевой радиус действия с четырьмя управляемыми ракетами типа Р-33 (0,85М) - 1200 км.

Конструкция самолета.

Источник https://pbs.twimg.com/media/EMJpoaYWwAAtKZP.jpg
Источник https://pbs.twimg.com/media/EMJpoaYWwAAtKZP.jpg

Самолет уникален прежде всего своей конструкцией, особенно это касается фюзеляжа. Так как самолет проектировался как сверхзвуковой, то встал вопрос о материале фюзеляжа. Дело в том что традиционный для авиации алюминиевый сплав не годится, самолет разгоняется до скорости 3000 км/ч., в некоторых источниках указано что на испытаниях умудрились выдать 4000 км/ч. На такой скорости обшивка нагревается более 300 градусов, температура плавления алюминия чуть больше 600 градусов, на 300 градусах он теряет прочностные характеристики.

Место штурмана оператора. Источник https://avia.pro/sites/default/files/pictures/mig31-1024x696.jpg
Место штурмана оператора. Источник https://avia.pro/sites/default/files/pictures/mig31-1024x696.jpg

Вариантов было 2, делать самолет из титана, что очень дорого и самое главное трудозатратно, противнее металла в сварке чем титан вы не найдете! Советские инженеры разработали новый материал, кокой то особый вид стали, термостойкий и прочный.

В итоге фюзеляж состоит на 49% из дугосварной никелевой стали, на 33% из легкого металлического сплава, на 16% из титана и на 2% из композитов.

Это единственный в мире цельносварной самолет, планер у него это несущая конструкция, он же топливный бак. Топливо заливается прям в полости сварного корпуса.

Источник https://russianplanes.net/images/to256000/255306.jpg
Источник https://russianplanes.net/images/to256000/255306.jpg

Двигателей у самолета 2 это Д-30Ф6 (1979 г.) были разработаны на основе гражданского Д-30 от Ту-134 (1967 г.), с форсажной камерой и соплом. Тяга каждого составляет без форсажа 9500 кгс, на форсаже 15500 кгс.

Топливо расположено в семи фюзеляжных, четырёх крыльевых и двух килевых баках общей емкостью 18 300 литров. Предусмотрена подвеска под крылом, на внешних пилонах, двух сбрасываемых топливных баков емкостью по 2500 литров каждый.

Вооружение.

Источник https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?key=pic3908427309656355645&mb=pulse
Источник https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?key=pic3908427309656355645&mb=pulse

В обтекателе с правого борта фюзеляжа установлена шестиствольная автоматическая пушка калибра 23 мм, с боекомплектом 260 снарядов.

Помимо пушки самолет может применять различные виды ракет:

  • Р-33 - ракета воздух-воздух большой дальности. Дальность пуска 120-160 км. Боевая часть фугасная весом 47кг. Система наведения комбинированная, инерциальная на среднем участке полета и полуактивная радиолокационная с радиокоррекцией на конечном участке.
  • Р-37 - ракета воздух-воздух большой дальности. Дальность пуска 398 км. Боевая часть фугасная весом 60 кг. Система наведения инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории, головка наведения 9Б-1388.
  • Р-40РД - ракета воздух-воздух средней дальности. Дальность пуска 80 км. Боевая часть фугасная весом 38 кг. Головка наведения ГСН РГС-25, созданной на базе РГС-24 ракеты Р-24. Ракета способна селектировать цели на фоне подстилающей поверхности.
  • Р-77 - ракета воздух-воздух средней дальности. Дальность пуска 110 км. Боевая часть фугасная весом 22 кг. Наведение ракеты комбинированное: командно-инерциальное на начальном и активное на конечном участке траектории.
  • Р-60М - ракета воздух-воздух малой дальности. Дальность пуска до 10 км. Боевая часть стержневая, 3-3,5 кг. Наведение ракеты при помощи тепловой ГСН.
  • Р-73 и Р-74М- ракета воздух-воздух малой дальности. Дальность пуска до 40 км. Боевая часть стержневая, 8 кг. Система наведения инфракрасная
  • Гиперзвуковой ракетный комплекс "Кинжал" - Аэробаллистическая гиперзвуковая ракета большой дальности, более 1000 км. Боевая часть фугасная. Самолет стал первым в мире носителем гиперзвукового оружия и даже успел его применит в реальных условиях.
  • Противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31П (до 160 км) и Х-58.
  • Авиабомбы с лазерным наведением массой 500 кг.
Самолет с ракетой "Кинжал" Источник https://www.putin-today.ru/wp-content/uploads/2022/08/7-10-768x512.webp
Самолет с ракетой "Кинжал" Источник https://www.putin-today.ru/wp-content/uploads/2022/08/7-10-768x512.webp

Обнаружение целей и наведения оружия выполняет РЛС "Заслон" с дальностью обнаружения до 200 км. В модификации БМ устанавливается РЛС "Заслон-М" дальность обнаружения 320 км.

Самолет разрабатывался как развитие самолета рекордсмена МИГ-25, некоторые его рекорды он побил. В общем эти 2 машина поставили боле 2-х десятков рекордов, многие не побиты до сих пор. Самолет успел достаточно много повоевать, и в настоящее время тоже применяется по назначению. В процессе жизни самолет имел много модификаций, была версия с противоспутниковыми ракетами, был разработан самолет с возможностью запуска маленьких спутников на низкую орбиту земли. Но большинство модификаций в серию не пошли, только МИГ-31БМ пошел в серию и часть самолетов с хранения модернизируют. Если в вкратце, то самолет получит новую РЛС, авионику, системы управления оружием, наведения, связи и постановки активных помех.

Производство самолета видимо возобновлено не будет, так как это уже нецелесообразно, так как все производственные цепочки разрушены с развалом СССР. Выгоднее пустить ресурсы на разработку нового самолета.

На "Запеде" ничего подобного создать не смогли. Его враг, ради противодействия которому был создан МИГ-25, дальний сверхзвуковой бомбардировщик "Валькирия", так в серию и не пошел. Единственное, что смогли повторить в США это знаменитый Lockheed SR-71 Blackbird. Самолет уникален, но очень сложен и создан из титана купленного в СССР по наимутнейшим схемам. Но это уже другая история.

Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети. Есть еще одна просьба, я давно хочу начать свое дело, для этого нужно оборудование, токарный станок! Пока цены немного упали можно выгодно купить новый, если кто-то поможет с покупкой я вам буду искренне благодарен.