Высотный сверхзвуковой истребитель-перехватчик МИГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Самолет производился с 1975 по 1994 год. Всего было собрано 519 самолетов.
Сейчас в составе ВВС числится примерно 300 МиГов (это все - боеготовые, строевые небоеготовые, в резерве, на хранении и т.д. и т.п.). В боевом составе частей - порядка 120-130 машин. Из них 60 штук модернизированы про программе БМ и подписан второй контракт на модернизацию примерно такого же количества
Основные ТТХ:
- Размах крыла - 3,46 м.
- Длина самолета - 22,69 м.
- Высота самолета - 6,15 м.
- Площадь крыла - 2 61,60 м.
- Взлетная масса, максимальная: без подвесных топливных баков - 41 000 кг.
- Взлетная масса, максимальная: с двумя подвесными баками - 45 500 кг.
- Масса нормальная взлетная - 36 800 кг.
- Масса пустого самолета - 21 820 кг.
- Масса топлива во внутренних баках - 15 500 кг.
- Боевая нагрузка,максимальная - 3000 кг.
- Скорость, максимальная - 3000 км/ч (2,83М)
- Скорость на малой высоте - 1500 км/ч
- Крейсерская скорость М=2,35
- Практический потолок - 20 600 м.
- Дальность полета с подвесными топливными баками - 3020 км.
- Дальность полета перегоночная с подвесными топливными баками, но без вооружения - 3300 км.
- Боевой радиус действия с четырьмя управляемыми ракетами типа Р-33 (0,85М) - 1200 км.
Конструкция самолета.
Самолет уникален прежде всего своей конструкцией, особенно это касается фюзеляжа. Так как самолет проектировался как сверхзвуковой, то встал вопрос о материале фюзеляжа. Дело в том что традиционный для авиации алюминиевый сплав не годится, самолет разгоняется до скорости 3000 км/ч., в некоторых источниках указано что на испытаниях умудрились выдать 4000 км/ч. На такой скорости обшивка нагревается более 300 градусов, температура плавления алюминия чуть больше 600 градусов, на 300 градусах он теряет прочностные характеристики.
Вариантов было 2, делать самолет из титана, что очень дорого и самое главное трудозатратно, противнее металла в сварке чем титан вы не найдете! Советские инженеры разработали новый материал, кокой то особый вид стали, термостойкий и прочный.
В итоге фюзеляж состоит на 49% из дугосварной никелевой стали, на 33% из легкого металлического сплава, на 16% из титана и на 2% из композитов.
Это единственный в мире цельносварной самолет, планер у него это несущая конструкция, он же топливный бак. Топливо заливается прям в полости сварного корпуса.
Двигателей у самолета 2 это Д-30Ф6 (1979 г.) были разработаны на основе гражданского Д-30 от Ту-134 (1967 г.), с форсажной камерой и соплом. Тяга каждого составляет без форсажа 9500 кгс, на форсаже 15500 кгс.
Топливо расположено в семи фюзеляжных, четырёх крыльевых и двух килевых баках общей емкостью 18 300 литров. Предусмотрена подвеска под крылом, на внешних пилонах, двух сбрасываемых топливных баков емкостью по 2500 литров каждый.
Вооружение.
В обтекателе с правого борта фюзеляжа установлена шестиствольная автоматическая пушка калибра 23 мм, с боекомплектом 260 снарядов.
Помимо пушки самолет может применять различные виды ракет:
- Р-33 - ракета воздух-воздух большой дальности. Дальность пуска 120-160 км. Боевая часть фугасная весом 47кг. Система наведения комбинированная, инерциальная на среднем участке полета и полуактивная радиолокационная с радиокоррекцией на конечном участке.
- Р-37 - ракета воздух-воздух большой дальности. Дальность пуска 398 км. Боевая часть фугасная весом 60 кг. Система наведения инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке траектории, головка наведения 9Б-1388.
- Р-40РД - ракета воздух-воздух средней дальности. Дальность пуска 80 км. Боевая часть фугасная весом 38 кг. Головка наведения ГСН РГС-25, созданной на базе РГС-24 ракеты Р-24. Ракета способна селектировать цели на фоне подстилающей поверхности.
- Р-77 - ракета воздух-воздух средней дальности. Дальность пуска 110 км. Боевая часть фугасная весом 22 кг. Наведение ракеты комбинированное: командно-инерциальное на начальном и активное на конечном участке траектории.
- Р-60М - ракета воздух-воздух малой дальности. Дальность пуска до 10 км. Боевая часть стержневая, 3-3,5 кг. Наведение ракеты при помощи тепловой ГСН.
- Р-73 и Р-74М- ракета воздух-воздух малой дальности. Дальность пуска до 40 км. Боевая часть стержневая, 8 кг. Система наведения инфракрасная
- Гиперзвуковой ракетный комплекс "Кинжал" - Аэробаллистическая гиперзвуковая ракета большой дальности, более 1000 км. Боевая часть фугасная. Самолет стал первым в мире носителем гиперзвукового оружия и даже успел его применит в реальных условиях.
- Противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31П (до 160 км) и Х-58.
- Авиабомбы с лазерным наведением массой 500 кг.
Обнаружение целей и наведения оружия выполняет РЛС "Заслон" с дальностью обнаружения до 200 км. В модификации БМ устанавливается РЛС "Заслон-М" дальность обнаружения 320 км.
Самолет разрабатывался как развитие самолета рекордсмена МИГ-25, некоторые его рекорды он побил. В общем эти 2 машина поставили боле 2-х десятков рекордов, многие не побиты до сих пор. Самолет успел достаточно много повоевать, и в настоящее время тоже применяется по назначению. В процессе жизни самолет имел много модификаций, была версия с противоспутниковыми ракетами, был разработан самолет с возможностью запуска маленьких спутников на низкую орбиту земли. Но большинство модификаций в серию не пошли, только МИГ-31БМ пошел в серию и часть самолетов с хранения модернизируют. Если в вкратце, то самолет получит новую РЛС, авионику, системы управления оружием, наведения, связи и постановки активных помех.
Производство самолета видимо возобновлено не будет, так как это уже нецелесообразно, так как все производственные цепочки разрушены с развалом СССР. Выгоднее пустить ресурсы на разработку нового самолета.
На "Запеде" ничего подобного создать не смогли. Его враг, ради противодействия которому был создан МИГ-25, дальний сверхзвуковой бомбардировщик "Валькирия", так в серию и не пошел. Единственное, что смогли повторить в США это знаменитый Lockheed SR-71 Blackbird. Самолет уникален, но очень сложен и создан из титана купленного в СССР по наимутнейшим схемам. Но это уже другая история.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети. Есть еще одна просьба, я давно хочу начать свое дело, для этого нужно оборудование, токарный станок! Пока цены немного упали можно выгодно купить новый, если кто-то поможет с покупкой я вам буду искренне благодарен.