Найти в Дзене
Психопедагогика

Тайный вред наборов для творчества

Оглавление

Сейчас в магазинах большое разнообразие готовых комплектов для рисования, аппликации, скульптурирования. Как правило, в наборе образец готовой работы, пошаговая инструкция и все необходимые материалы.

фото автора
фото автора

Иронично, что эти наборы называют «творческими», потому что как раз развитию творческих способностей они не способствуют. Правильнее было бы назвать их «исполнительскими». Такие занятия тренируют усидчивость, произвольность, мелкую моторику, аккуратность, а главное - - здорово повышают самооценку, потому что работы получаются очень эффектными.

Но обыкновенные, старые и известные нам еще с прошлого века рисование, лепку и аппликацию забывать не стоит.

Когда слышу о таких наборах, всегда вспоминаю одну историю, которой поделюсь с вами

Обратились ко мне как-то за диагностикой готовности к школе. До первого класса еще полгода, есть время «подтянуть», что надо. Мальчишка спокойный, усидчивый, работоспособный. Личностно и социально, несомненно, дозрел. Занимается спортом, рослый, крепкий. И тут меня ждет сюрприз. В одном из заданий я даю ножницы и прошу вырезать простейшую геометрическую фигуру. И начинается нечто странное. Ребенок держит ножницы под наклоном, выворачивает руку, мнет и рвет бумагу.

Примерно так это было. Фото-реконструкция автора
Примерно так это было. Фото-реконструкция автора

Что это? Неврология? Была травма? Он левша? Со слов мамы, все хорошо. Даю карандаши, прошу обвести и срисовать, получаю неожиданно слабый результат. При этом простейшие тесты на моторику ребенок выполняет. Полагаясь на интуицию, спрашиваю, ходил ли мальчик в детский сад.

-О, да! - с готовностью откликается мама. – Мы совсем недавно переехали из большого города М., а там ходили в прекрасный частный детский сад имени Н.

- Как там с ним занимались? У них было рисование, лепка? Они делали творческие работы? Воспитатели не говорили о каких-то проблемах?

О том, что последним вопросом я показала всю свою наивность, позже мне сказал супервизор. До этого я не знала, что в частных детских садах никогда не ругают и не говорят о проблемах. Там только хвалят. Потому что родители должны быть уверены в том, что этот сад самый лучший, и в нем занимаются с детьми лучше всего, поэтому и ребенок у них самый умный и развитый.

Но мама живо откликнулась на вопрос про творческие работы и долго рассказывала, какую красоту делал в саду Миша. В подтверждение своих слов она достала из сумочки телефон и нашла там фотографии шедевров (без преувеличения). Среди них был и батик, и барильеф, и граттаж . Такое разнообразие сложных техник, а также высокая художественная ценность работ меня и смутила. Я присмотрелась к фотографиям. И тут меня осенило. Частный сад не особенно трудился над развитием мелкой моторики детей, зато во всю работал на впечатление. Все эти работы были, очевидно, полуфабрикатами, в которых ребенку надо было только оторвать/ приклеить, обмакнуть. Опрос Миши подтвердил, что ножницами он раньше не резал, клеем пользоваться не умеет, линейка его не слушается. Что ж, тем летом мальчику было чем заняться!

Любое занятие имеет какую-то ценность для развития, но при этом нет универсальных развивающих занятий. Все хорошо в комплексе и в меру. Не только покупайте "наборы для творчества", но и предлагайте ребенку создать что-то "по старинке", с нуля, имея лишь подручные материалы. ________________________________________________

Консультации по вопросам воспитания и развития. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber). Консультации он лайн/чат

Вам может быть интересно: