Библейская история свидетельствует нам, что строительство храма Соломона началось еще при жизни царя Давида. То есть, это была его идея и желание. Но Господь, через пророка Нафана, сказал Давиду, что храм Божий построит его потомок:
Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. (2 Цар.7,13).
Соломон, конечно же, решил, что он должен построить храм, ведь он потомок и преемник царя.
Да и большинство людей кто читал 2-ю Книгу Царств не сомневаются, что пророчество говорит о Соломоне.
А в действительности, Бог изрекает Давиду мессианское пророчество. Давид это понял и был тронут до глубины души, ведь Откровение предназначалось для него...
Теперь-то нам христианам, живущим в Новом Завете и знающим слова Господа Иисуса Христа о храме, и Послания апостола Павла, в которых он также писал о храме, стало ясно о чем, или вернее о Ком Дух Святой пророчествовал Давиду.
Бог говорил не о царе Соломоне, а о Сыне Давидове, Царе Израилеве, Который истинно созиждет Дом Божий.
Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. А Он говорил о храме тела Своего. (Ин. 2, 19).
Это сейчас мы знаем, что Христос назвал храмом Свое Тело, в Котором обитал Бог и Которое на третий день воскресло:
ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9).
Таким образом, Христос — истинный Храм Божий, подлинный Дом Бога Живого, — только в Нем, во всей полноте, пребывает Бог.
Нет храма на земле, в котором Господь бы так пребывал.
Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет (Деян. 17, 24).
Себе Он избрал не каменный храм и не деревянный.
- Во-первых, людям надлежит быть живыми кирпичиками того храма, в котором вновь будет пребывать Бог телесно. Храм, в котором Бог хочет жить — это Церковь Христова, состоящая из людей.
«Бог не в бревнах, а в ребрах», — гласит русская пословица.
Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. (2 Кор. 6, 16).
И вот Бог обещает Давиду, что в его роду родится Царь, который создаст такой храм.
А Соломон решил, что ему необходимо (как говорят: "Сам Бог велел") построить храм.
И было слово Господа к Соломону, и сказано ему: вот, ты строишь храм (3 Цар. 6, 11-12).
То есть, Соломон сам, по своей инициативе, без повеления и заповеди, строит храм Богу.
Но дальше Господь говорит, что примет этот дар и не оставит народ Израиля, только в том случае если Соломон будет соблюдать Его заповеди.
Итак, построение храма — это наше желание, наша к Богу любовь и инициатива исходящая от нас, но не заповедь Божия.
- Во-вторых, Богу угодно, чтобы мы созидали внутри себя храм для Духа Святого. Это призвание и обязанность каждого христианина.
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1 Кор. 6, 19).
Но в случае с Соломоном, Бог принимает его жертву и жертву всего народа, который участвует в постройке храма, и благословляет строительство, которое длится 7 лет.
За все это время, народ жертвует кто чем мог, кто денежными приношениями, кто золотом, кто своим трудом, талантами… Все это Богом принимается и освящается.
Так же как и на литургии, во время Евхаристии, приносится Богу все, что человек имеет, с осознанием того, что это все и так принадлежит Богу, и это Его дар нам.
Тогда Господь, в ответ на наше приношение, освящает его Своею благодатью.
И наши природные способности, наша обычная, повседневная жизнь и наша внутренняя, духовная жизнь — все освящается Богом.
Например, преподобный Андрей Рублев, решил посвятить свой талант живописца Богу и благодаря этому освятилось не только его творчество, но и он сам, и до сих пор освящаются те люди, которые с его творчеством соприкасаются.
Или преподобный Роман Сладкопевец — посвятил свой голос Богу и голос освятился такой благодатью, что люди слушая его церковные песнопения приобретали веру и прославляли Бога, а сам преподобный Роман стяжал благодать через свое пение Господу.
И так происходит всегда, когда мы что-то отдаем Богу, Он нам это возвращает освященным.
И вот после завершения строительства храма Бог явился Соломону и сказал, что Он услышал молитву его и все сделал о чем Соломон просил Его:
Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек (3 Цар. 9, 3).
Но если народ будет нарушать заповеди Божьи, отступят от Бога и будут служить иным богам, то Господь обещает:
Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего (3 Цар. 9, 7).
Таким образом, значимость храма зависит от того, живут ли царь и народ, приходящие в храм, по заветам Бога. И в какой мере они верят Богу и уповают на Него.
Если народ охладел к вере и стал грешить, то Бог отходит и спасительная благодать покидает храм.
Пророку Иеремии было повеление от Господа встать в воротах храма и проповедовать покаяние, чтобы люди исправились, а не надеялись на храм и святой жертвенник:
Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень»… Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. (Иер. 7, 4 - 8).
ибо если люди не исправятся, то Бог разрушит храм и отвергнет их от Лица Своего.
Эти слова актуальны всегда, так как дают правильное понимание того, как человек должен относиться к храму.
Конечно, храм имеет очень важное значение в жизни человека.
Но стяжать благодать в храме, освятиться можно только в том случае, если человек или церковная община любят Бога и стараются жить по Его заповедям.
Если же общество в целом начинает отступать от Закона Божия, то с ним бывает так, как случилось с еврейским народом или как произошло в России, — беснование и разрушение храмов во время революции.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Завещание царя Давида — это месть, суд, или памятозлобие?