Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Бундесвер: срочно нужны солдаты» рассказывает, что новые танки мало чем помогут, если в бундесвере не хватает личного состава. Как Министерство обороны пытается набрать новых людей - и какая страна может стать в этом примером для подражания. Уровень упоротости: отсутствует 🟢
Настенные часы в кабинете Нильса Хильмера остановились на 12.28. Это как нельзя лучше соответствует ситуации. Когда статс-секретарь рассказывает о своих кадровых заботах, создаётся впечатление, что на часах Федерального министерства обороны уже далеко за двенадцать. «Сейчас мы находимся в критической точке, когда мы должны сделать всё возможное, чтобы получить необходимый нам персонал», - говорит Хильмер, социал-демократ. «С моей точки зрения, не должно быть никаких ограничений на то, что реально может быть реализовано».
Его начальник, министр обороны Борис Писториус (СДПГ), недавно на конференции бундесвера подчеркнул, что кадровый вопрос является для него «главным приоритетом». Когда речь заходит о вооружениях, правительство вливает в систему огромные деньги, выделяя специальные фонды на общую сумму €100 млрд.
Но новые танки и системы ПВО малоэффективны, если не хватает личного состава. Также становится всё более очевидным, что помимо хорошо обученной профессиональной армии в случае чрезвычайной ситуации необходим достаточно большой резерв резервистов. В прошлом обязательная военная служба означала, что некоторые военнослужащие выбирали карьеру в бундесвере, тогда же как некоторые из тех, кто проходил гражданскую службу, выбирали обучение в качестве сиделок.
Чтобы вернуть всё на круги своя, заместитель лидера парламентской фракции ХДС/ХСС Йоханн Вадефул вновь поднял вопрос о введении обязательной службы. «Без достаточного количества персонала для бундесвера и других силовых ведомств мы не сможем быть готовы к кризисам и войнам», - говорит христианский демократ. Он разработал соответствующую концепцию, которая имеется в распоряжении Süddeutsche Zeitung.
Он также объясняет нехватку населения демографическими изменениями. «Пирамида населения Германии уже давно приобрела форму урны. Уже сегодня когорта десятилетних мужчин на 100 000 голов меньше, чем 20-летних. То же самое происходит и с женщинами». Бундесверу придётся набирать около 30 000 человек в год, чтобы сохранить нынешнюю численность личного состава, составляющую около 180 000 солдат. В 2025 году численность личного состава даже планируется довести до 203 000 солдат из-за твёрдых обязательств перед НАТО - «цифра, которую высокопоставленные офицеры бундесвера считают слишком низкой в любом случае».
Его предложение: «Год обязательной службы для мужчин и женщин должен стать частью программы модернизации нашей страны». Идея заключается в следующем: такая служба в бундесвере или гражданских службах по ликвидации последствий кризисов и стихийных бедствий могла бы использоваться для более целенаправленного набора в эти сферы и значительно увеличить кадровый резерв.
Министр обороны Писториус и его статс-секретарь Хильмер также рассматривают подобные идеи, но СвДП, в частности, пока блокирует их в коалиции. На данный момент Хилмер, отвечающий за кадры, сосредоточился на реформах внутри системы. Для этого была создана рабочая группа по кадрам во главе с Одой Дёринг из Федерального ведомства по управлению персоналом бундесвера и бригадным генералом Робертом Зигером. Ожидается, что к середине декабря она представит Хильмеру первоначальные предложения для принятия решения. «До сих пор наши процессы подачи заявок были слишком сложными», - говорит госсекретарь в своём пока ещё скудно обставленном кабинете. «Они создают слишком много барьеров, которые отпугивают наши целевые группы. Мы должны стать гораздо более гибкими».
Одна из главных задач - привлечь больше женщин и людей с миграционным прошлым. Начнем с того, что процесс найма должен стать более цифровым и быстрым: «Нам нужно догнать других работодателей», - говорит Хильмер, который переехал в Берлин вместе с Писториусом из Министерства внутренних дел Нижней Саксонии. Кроме того, цель состоит в том, чтобы привлечь больше людей с помощью более региональной рекламы, а также предоставить командирам на местах больше ответственности за подбор персонала.
В бундесвере много критики в адрес зачастую парализующего централизма Федерального ведомства по управлению персоналом бундесвера в Кёльне. Кроме того, постоянно звучит внутренняя критика, что в жизни молодых людей слишком мало точек соприкосновения с бундесвером. Интересно, что особенно много заявок в войска поступает из Нижней Саксонии, от Люнебургской пустоши до Эмсланда. Вероятно, это связано с тем, что там много населённых пунктов и многие семьи на протяжении многих поколений связаны с бундесвером. Именно поэтому такие политики, как Вадефул, так заинтересованы в обязательной службе, чтобы создать больше точек соприкосновения.
«Бундесвер - очень привлекательный работодатель. Мы - одна из немногих армий в мире, которая готовит своих офицеров в собственных университетах», - говорит Хильмер, который сам проходил гражданскую службу [потрясающе. Опять матёрый «пиджак» в германской армии на ключевой должности. Со времён «гениальной» Урсулы в бундесвере, похоже, ничего коренным образом не поменялось — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. «Среди рядового и сержантского состава есть высокоспециализированные кадры. А гражданское управление - это надёжная и очень привлекательная сфера деятельности. Когда выпускников школ спрашивают о потенциальных работодателях, мы всегда оказываемся на первом месте». Таким образом, интерес к нам действительно велик, но потенциал необходимо использовать более эффективно.
То, что до сих пор это не удавалось, часто связано со структурой армии, совместимостью семьи и службы, многочисленными переездами. Бюрократические препоны высоки - даже для резервистов. Во время подготовки к масштабным манёврам «Квадрига», которые пройдут в следующем году, выяснилось, что уже сейчас ощущается нехватка водителей грузовиков. Бывший призывник, служивший в то время водителем грузовика и занимавшийся защитой от наводнений, недавно вызвался служить в качестве резервиста в Баварии. Однако после вводного инструктажа выяснилось, что он не может принять участие почти во всех учениях, так как у него нет доказательств обучения владению оружием. «В то время мы должны были сдать нормативы по стрельбе, но так этого и не сделали», - рассказывает он SZ. Однако он был обучен владению штурмовой винтовкой и пулемётом, автоматом и гранатомётом.
Если все рекламные попытки и реформы не сработают, госсекретарь Хильмер также подозревает, что на повестке дня может оказаться мягкая форма обязательной военной службы в качестве альтернативы обязательной службе. Он уже присматривается к таким моделям, как в новой стране-члене НАТО Швеции, которая приостановила обязательную военную службу в 2010 году и вновь ввела её в новой форме в 2017 году. Там все юноши и девушки должны заполнить анкету, а некоторые из них затем проходят более детальный медосмотр. В итоге на военную службу призываются лишь около 5%, и то только те, кто уже заявил о своей базовой готовности к ней на призывном пункте.
Желающих пройти военную службу больше, чем свободных вакансий, говорит исследователь Инес-Жаклин Веркнер, написавшая обзор национальных и международных дебатов для Ассоциации бундесвера. Это также можно объяснить привлекательными финансовыми стимулами. Она выступает за внедрение подобной модели и в Германии. Несмотря на усиленную рекламу и пилотные проекты, такие как «Твой год для Германии», набор в бундесвер до сих пор остаётся «постоянной борьбой за выживание».
Автор: Георг Измар. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: нда… Германская армия — армия с великими воинскими традициями. Фридрих Великий, маршал Блюхер и граф фон Мольтке вертятся волчками в местах своего упокоения 🤦🏻♂️😢