🇩🇪📰Обзор немецких медиа
🗞🏦📈📉(+)Die Welt в интервью с экспертом европейского Центробанка Питером Праетом «Путин просто ждёт, что война финансово дестабилизирует Европу» рассказывает, что ключевая процентная ставка ЕЦБ может вырасти до 4% в этом году. Инфляция по-прежнему недооценена, подчёркивает экономист, предупреждая, что любая ошибка в монетарной политике в настоящее время является реальным риском. Уровень упоротости: отсутствует 🟢
Беседовал: Тобиас Кайзер. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
Подпишись на канал «Мекленбургский Петербуржец» в Telegram — и первым читай переводы самых интересных публикаций немецких СМИ и комментариев немецких читателей.
Питер Прает не входит в состав Исполнительного совета Европейского центрального банка (ЕЦБ) с 2019 года. Тем не менее, интерес к его оценкам монетарной политики не ослабевает. Бывший главный экономист ЕЦБ является востребованным аналитиком, комментатором и лектором.
Die Welt встречается с ним в кулуарах форума группы EIB — Европейского инвестиционного банка. Прает немного опаздывает. Он только что пришёл с неформальной встречи с примерно 50 главными экономистами.
Die Welt: Устойчивая инфляция в Еврозоне удивила наблюдателей. В частности, увеличилась базовая инфляция, что свидетельствует об усилении роста цен. Кажется предрешённым, что ЕЦБ примет решение о повышении процентных ставок на своём следующем заседании. Сколько их ещё последует?
Питер Прает: Я не знаю. Никто не знает, но ключевая процентная ставка всё ещё может вырасти до 4% в этом году. Это совсем не надуманно. В настоящее время она составляет 2,5%. Решающим будет вопрос о том, как долго она будет оставаться на уровне около 4%.
Die Welt: И наоборот, это означает, что вы ожидаете, что высокие темпы инфляции останутся с нами надолго.
Питер Прает: Инфляция остается постоянной проблемой. Одна из причин заключается в том, что экономика гораздо более устойчива, чем ожидалось. Но это также связано с тем, что правительства тратят больше денег. Правда, рынки недавно скорректировали свои ожидания и теперь ожидают дальнейшего повышения процентных ставок. Но это ещё далеко не конец пути. Рынки всё ещё недооценивают риск того, что процентные ставки могут вырасти ещё больше.
Die Welt: И это несмотря на то, что ЕЦБ уже несколько раз за последние месяцы заставал рынки врасплох.
Питер Прает: В ретроспективе ЕЦБ в последние месяцы действовал правильно. Мне неприятно это говорить, потому что в своё время я критиковал агрессивное повышение процентных ставок, но это правда. Однако у ЕЦБ есть некоторые проблемы с коммуникацией. Публичные споры о политике процентных ставок иногда слишком горячи, и наблюдатели не могут понять, как принимаются решения по процентным ставкам. Это также связано со стилем руководства Кристин Лагард. Она следит за тем, чтобы больше различных мнений обсуждалось публично, особенно в этой крайне неопределённой обстановке [«весьма г-г-г-глупо», — как говорил Эраст Фандорин — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Питер Прает: Было ли всё иначе, когда вы ещё были членом Совета управляющих ЕЦБ? Вы были главным экономистом до 2019 года, а Марио Драги тогда был президентом.
Питер Прает: Тогда у нас был другой стиль, но и совсем другая инфляционная среда. Мы с Марио придерживались схожих взглядов, и Марио Драги умел очень убедительно отстаивать свою точку зрения. Это часто приводило к тому, что Марио удивлял рынки, а иногда и своих коллег на пресс-конференциях. Это также было связано с тем, что он отстаивал свои взгляды.
Die Welt: Что отличает Кристин Лагард?
Питер Прает: Кристин Лагард очень коллегиальна, и это также означает, что она принимает другие мнения и позволяет им быть высказанными публично. Это нетривиально, поскольку слишком большое количество выражений мнений может привести к волатильности рынка. Участники рынка часто комментируют расхождения во взглядах Изабель Шнабель и нынешнего главного экономиста Филипа Лейна. Поэтому Кристин Лагард должна быть осторожна и держать общение под контролем [ох уж эти женщины… Язык как помело… — прим. «МП»].
Die Welt: Действительно ли это имеет решающее значение?
Питер Прает: Да, денежно-кредитная политика - это, в конечном счёте, вопрос коммуникации. Некоторые говорят, что важны именно решения по денежно-кредитной политике, а всё остальное - лишь фоновый шум. Однако это упрощённое мышление. Коммуникация Банка имеет решающее значение для формирования ожиданий рынков. Но чтобы это произошло, банк должен общаться последовательно. В то же время полезно открыто сообщать различные аргументы, лежащие в основе того или иного решения. Всегда есть риск возникновения какофонии и ненужной волатильности, но расхождения во мнениях отражают сложность принятия решений в условиях большой неопределённости. Тем не менее, я хочу ещё раз подчеркнуть, что оценка ЕЦБ развития экономики и инфляции в последние месяцы была лучше, чем у большинства участников рынка. Рынки по-прежнему недооценивают сохранение высоких темпов инфляции.
Die Welt: Вы бы высказались за повышение процентных ставок в нынешних условиях?
Питер Прает: Обычно я не являюсь «ястребом» процентных ставок, но в данный момент я был бы более радикален, чем обычно. Меня беспокоит свободная фискальная политика. Расходы политиков вызывают беспокойство. Я ожидал, что в начале года европейские правительства сократят расходы, но они этого не делают. Государственные расходы не сокращаются, а наоборот, увеличиваются. Нет никакого повышения налогов, а есть даже снижение налогов и новые программы помощи. Это противодействует монетарной политике ЕЦБ.
Die Welt: Но такие финансовые политики, как Кристиан Линднер, объявили, что в этом году государственные расходы придётся сократить.
Питер Прает: Правительства пропагандируют жёсткую экономию в своих речах на публику, но на деле всё обстоит иначе. Меня очень беспокоит рост расходов политиков. И давление на политиков с целью заставить их тратить больше денег будет оставаться высоким. Оборона, здравоохранение, инфраструктура и защита климата - для всех этих расходов есть веские причины. Но если политики будут вкладывать больше средств в оборону или здравоохранение, придётся сокращать расходы в других областях, а я не вижу, чтобы это произошло. Политики не хотят никого обижать, и это не облегчает работу ЕЦБ. Меня беспокоит то, как правительства влезают в долги, почти не сдерживая себя.
Die Welt: Что может сделать ЕЦБ в этой ситуации?
Питер Прает: Если все пойдёт хорошо, ЕЦБ добьётся мягкой посадки. Центральный банк осторожно повышает процентные ставки и таким образом сравнительно мягко замедляет экономику. Нам это особенно необходимо в секторе недвижимости, где уже образовался спекулятивный пузырь в Германии и других странах. Ослабление экономики обеспечит снижение инфляции, и тогда процентные ставки также смогут снизиться. Мы увидим такое развитие событий в США уже в начале следующего года.
Die Welt: Вы, кажется, более скептичны в отношении Еврозоны.
Питер Прает: Совершенно верно. США гораздо более предсказуемы, чем Еврозона, где мягкая посадка более неопределённа, особенно в нынешней сложной геополитической обстановке.
Die Welt: Что геополитическая обстановка означает для монетарной политики?
Питер Прает: Ошибка в денежно-кредитной политике - это реальный риск на данный момент. Политические соображения могут взять верх в решениях ЕЦБ, хотя на самом деле политические решения не должны играть никакой роли. Из-за войны и напряжённости в отношениях с Россией среди центральных банкиров могут возобладать краткосрочные взгляды. Решение о том, сколько времени займёт «своевременное» возвращение инфляции к целевому уровню, является ключевым вопросом.
Die Welt: Что может пойти не так в этом процессе?
Питер Прает: Представьте себе, что Банк совершает ошибку, слишком быстро повышая процентные ставки, тем самым провоцируя серьёзную рецессию в Еврозоне. Это приведёт к падению налоговых поступлений, в то время как население ожидает большей поддержки от своих правительств. Поэтому некоторые страны требуют, чтобы ЕЦБ не торопился с корректировкой процентных ставок.
Die Welt: ЕЦБ не обязан следовать этому. У него есть свой мандат, и это, прежде всего, контроль над инфляцией.
Питер Прает: Конечно, но есть и другой аргумент, которого Кристин Лагард и ЕЦБ вряд ли удастся избежать.
Die Welt: И что это за аргумент?
Питер Прает: Говоря прямо, центральный банк должен уделять особое внимание последствиям своей политики для инфляции и роста во время войны. Представьте себе, что в нынешней геополитической ситуации мы скатываемся в рецессию, потому что ЕЦБ слишком быстро повышает процентные ставки. Путин только и ждёт от войны в Украине, чтобы дестабилизировать Европу в финансовом плане и вызвать шок в Европе. Он говорит о том, что западная модель нестабильна. Финансовые потрясения сыграют ему на руку. Серьёзная рецессия в это время была бы крайне проблематичной. Никто не ожидает войны между НАТО и Россией, но после последних событий признаки указывают на более конфронтационный курс. С точки зрения денежно-кредитной политики, ЕЦБ сказал бы, что лучше скорректировать слишком рано, чем слишком поздно. Однако с геополитической точки зрения всё выглядит иначе. ЕЦБ, несомненно, ходит по очень тонкому льду.
@Mecklenburger_Petersburger
Мекленбургский Петербуржец в: