Маленького роста, чернявая, невзрачная, с горящими глазами – так один из придворных короля Генриха IV рисовал портрет лучшей подружки королевы. С Леонорой Мария Медичи подружилась еще во времена их флорентийского детства. Никто не мог понять, чем дурнушка незнатной породы, дочь работяги-плотника, покорила тосканскую принцессу. А теперь Мария увенчана короной Франции, и Леонора не отходит от нее ни на шаг. Она единственная итальянка в свите королевы; держится скромно, но симпатий к себе не вызывает.
Брак – хорошая вещь
На 32-летнюю Леонору бросает страстные взгляды обворожительный вельможа из свиты Марии Медичи – Кончино Кончини. С помощью подруги королевы он надеется сделать карьеру во Франции. Несмотря на протесты Генриха IV, они с Леонорой женятся. Король незлобив и отходчив, что новобрачным на руку; однако Беарнец ворчит: «Я не хочу давать денег королеве. Потому что все перейдет в кошелек синьора Кончини».
Если Леонора мечтала о счастье с красавчиком, то сильно просчиталась. Они ссорятся и скандалят; Кончини даже готов объявить супругу безумной. Та в самом деле, по свидетельству Ришелье (тогда еще не кардинала, протеже Кончини), повредилась рассудком и заявляла, что всяк, кто на нее смотрит, ее околдовывает. Однако семейные неурядицы не мешают супругам Кончини опутывать Лувр плотной сетью интриг, цель их ясна как день: получить максимум власти при французском дворе. Парочка втирается в доверие к любовнице короля, а потом и к самому Генриху. Кончини получает важные государственные посты.
Дела идут как по маслу, но Леонору одолевают приступы черной меланхолии. В такие дни она обзывает королеву «неблагодарной», «тупицей». Та терпит. Она в полной власти своей камерфрау – умной, расчетливой, алчной. Марии Медичи очень нужен рядом такой человек, как Леонора Галигаи.
Лучшие друзья девушек
Потому что королева тоже околдована. Страстью к бриллиантам. Задолго до мадам Помпадур и Марии-Антуанетты при французском дворе объявилась редчайшая транжира, что спускала огромные деньги на побрякушки. Биограф Марии Луи Батиффоль утверждал - в этом она не знала меры. Бриллиантовый браслет за 360 тысяч ливров, жемчужное ожерелье за 450 тысяч (в хрониках осталось под названием «большой ошейник»); покупаются крупные камни, королева требует оплатить их через Счетную палату. Там упрямятся, и долги Марии растут. Если Ее Величество видит у кого-то роскошный бриллиант, пристает к хозяевам до тех пор, пока те не согласятся его продать. Правда, стрясти денег с королевы непросто.
Верная Леонора знает, где достать монет на новые украшения. Она продает высокие должности, «отмазывает» виновных от суда; 15 подобных сделок дают доход в 2 миллиона ливров (весь бюджет королевства – 20 миллионов). Часть суммы мадам Кончини кладет себе в карман. А как иначе?
От людей ничего не скроешь; репутация Марии Медичи замарана. Когда королеве предстоит настоящая война с сыном (Людовиком XIII), ей припомнят грязные делишки семейства Кончини.
Плата по счетам
После гибели Генриха IV, во времена регентства королевы Марии, Кончини уже маршал Франции; ему подчиняется армия, которая сильнее армии короля. Его пьянят успех и слава. Принцы крови в один голос сетуют на то, что «иностранцы присвоили себе власть и завладели королем». Нет, не королем – королевой; та идет на открытый конфликт с сыном, который уже готов занять трон; войска Кончини выступают на ее стороне. В Париже назревает гражданская война. Прозорливая Леонора, к тому времени экс-жена Кончини, предупреждает Марию: «Мадам, знайте, он погубит себя, а вместе с собой – вас и меня». А Марии все нипочем.
Против Кончини зреет заговор. По дороге в Лувр, у подъемного моста, маршала убивают тремя выстрелами, якобы за попытку сопротивления власти. Тело спешно хоронят, но парижане извлекают останки и разрывают их на куски.
16-летний Людовик отныне – полноправный король Франции.
Леонора носом чует, что под ней горит земля. Просит подругу-королеву о защите. Но та умывает руки, заявляя, что предупреждала "этих людей", а они ее не слушали. Марию страшит собственная участь; пора мириться с победившим сыном.
Леонору хватают, бросают в Бастилию. Имущество конфискуют – и ахают: несметные сокровища. Посол Венеции упоминает о состоянии в 15 миллионов ливров – это три четверти бюджета Франции!
Следствие намучилось, пытаясь обвинить фаворитку. Финансовые аферы? Увы, здесь замешана королева. Причастна к убийству короля Генриха? Не доказать. Колдует, была на шабашах ведьм? Тут даже церковь засомневалась. Тогда на вдову Галигаи вешают абстрактное преступление против Бога. Отвозят итальянку на Гревскую площадь, отрубают ей голову и бросают ее в костер.
Леонора, как ни странно, приняла смерть смиренно, без истерик.
Автор – Марина Туманова
На обложке: https://diletant.media/upload/iblock/dd4/dd400fc524e8cbf15315f9c26ae719aa.jpg