Хэллоуин, Самайн, Велесова ночь, День Мары, Осенние деды… Что все-таки мы отмечаем в ночь на 1 ноября? Попробуем разобраться в этой статье.
Откуда пришел Хэллоуин?
Само собой, и речи быть не может ни о каком Хэллоуине в русской традиции. Да, по правде говоря, и в европейской традиции тоже.
Хэллоуин – праздник исключительно искусственный, придуманный по такому же принципу, что и День Святого Валентина вместо языческого Имблока.
Из примеров русской новейшей истории – День народного единства 4 ноября. Ну привыкли люди к выходным и застолью, а «День Революции» 7 ноября более отмечать не комильфо.
Но так как ничего грандиозного в истории страны больше в этот деть не происходило, пришлось найти что-то близкое по датам – и вот: Минин и Пожарский, народное ополчение. И ведь отличная идея! Это, пожалуй, самое грандиозное явление народной воли за всю историю Руси – России.
Но вернемся к Хэллоуину
Название это является сокращением английской фразы (шотландский диалект) «All-Hallows-Even» – вечер накануне Дня всех святых. Впервые это название упоминается в письменных источниках 1556 года. До этого 1 ноября в католических церквях проводили Мессу, но никакого кануна не праздновали.
Зато шотландские крестьяне – потомки кельтов, официально к тому времени, конечно, крещеные, сохраняли во многом преданность Старой вере с почитанием духов, культа предков и языческих богов.
Да, по правде говоря, не только крестьяне. В материалах Норд-Бервикских инквизиторских процессов говорилось о том, что: «в 1313 году епископ Ковентри самолично исполнил танец плодородия вокруг церковного двора».
На Британских островах инквизиция особенно не свирепствовала. Людей, верных старым традициям, было слишком много, причем как среди крестьян, так и знати и, как видно из примера, даже духовенство в отдаленных местах исповедовало двоеверие.
Поэтому вместо ведовских процессов с пытками с сожжениями на кострах, католической церковью и был придуман этот хитрый ход – не Самайн с поклонением Богине Матери и ее мужу – Рогатому богу, а канун Дня всех Святых. Не праздник почитания умерших предков, не смена уходящего Солнца – мужа богини, которого и символизировал Рогатый бог (в котором так любили усматривать дьявола инквизиторы Франции), а, так, детские шалости со страшилками, пляски вокруг костра в масках, да угощение деток конфетами.
Иначе День всех Святых называется в католицизме Днем всех усопших. И поскольку Самайн это еще и праздник поминовения предков, то идея подчинить почитателей старого культа христианской традиции вполне удалась.
Как говорится: «Не можешь победить – возглавь».
Хэллоуин – исключительно светский праздник. Современная атрибутика, включая светящиеся тыквы, фразу «trick or treat» не имеет под собой ничего сакрального.
Фонарики из овощей люди придумали делать давным-давно. И делали подобное так же из свёклы, репы, кабачков – из всего, что было удобной формы и нужной плотности, чтобы можно было вставить свечку или положить головешку.
Тыквенный же фонарь проник в Хэллоуин из относительно новой ирландской сказки о скупом Джеке.
Тот заключил сделку с дьяволом, одним из условий было то, что после смерти он не попадет в ад.
Дьявола он обманул, сделка сорвалась, а потом Джек неожиданно скончался. В ад не мог попасть так как Дьявол, в отличии от него самого слово сдержал. А в рай лгуна и жадину, общающегося с нечистым, тоже не пустили.
И так как Джек не нужен ни богу, ни дьяволу, скитается неприкаянный ирландец в ожидании судного дня между мирами, освещая себе дорогу кусочком угля, положенного в тыкву, которую дал ему напоследок сатана. Отсюда и название «светильник Джека».
Традиция ходить от дома к дому в масках и костюмах с требованием угощения – так же относительно новая, придуманная детьми бедных людей.
Но, все-таки дух древнего священного Самайна остался в Хэллоуине. Поэтому другие народы, включая русских, с таким удовольствием и переняли эту традицию.
А теперь к настоящему празднику
Итак, кельты в начале ноября праздновали Самайн – один из основных праздников Колеса года. Каждая из этих дат в мифологии символизирует циклы жизни Богини Земли и ее супруга Солнечного Бога (Он часто изображался с рогами на голове, почему – тема отдельной статьи).
В большинстве источников говорится, что этот день считался последним днём сбора урожая. Однако, это не совсем верно.
Днем урожая является Мабон – предыдущая дата Колеса года, день осеннего равноденствия, приходящийся на конец сентября. Уже к нему все работы в полях завершены.
Самайн же связан с окончанием сезона выпаса скота. С 1 ноября скотину уже не отправляли пастись на луга, а ставили в стойла, решали, какие животные переживут зиму, а какие пойдут на убой.
Поэтому главная еда на Самайн – мясо, его жарили много: и себе на стол, и духам предков в жертву.
Сакральный смысл праздника
Кельтский календарь, как и скандинавский, и древнеславянский, делил год на две части: тёмную и холодную, начинавшуюся в конце октября, и светлую, теплую, на которую приходятся все сельскохозяйственные работы. Начало ноября считалось наступлением зимы.
На Самайн наступает ночь года. Луна – древнее Солнце мертвых, с этого дня занимает главное место на престоле небосвода. Древнейшая, как сама жизнь, трехликая Богиня (Дева-Мать-Старуха) входит в свой третий возраст.
Сегодня она облачается в белый траурный убор. Она хоронит своего мужа. Однако Старуха будет царствовать недолго. Спустившись в царство мертвых, она вновь выйдет Девой, чтобы на Йоль (зимнее солнцестояние) родить Солнечного бога.
Эта Богиня восходит к матриархату, сначала она звалась Матерью волков и покровительствовала охотникам. В более поздние времена она стала покровительницей скотоводов и земледельцев.
В летний период люди называли ее Деметрой, Макошью, Фрейей, в зимний: Гекатой, Морриган, Хель, Мареной. У нее множество имен и, тем ни менее, это одна и та же Богиня-мать, Мать природа.
Она вовсе не жестокая ведьма, что забирает людей в загробный мир. Она забирает тех, кто слишком долго жил и устал, или тех, кто мучался и болел, чтобы дети ее отдохнули и пришли в мир с новыми силами – творить новые мифы, решать новые задачи.
Кельты верили, что после смерти человек оказывается в стране счастья и молодости – Тир нан Ог. Он может навеки остаться там, иногда заглядывая в явный мир, чтобы помочь своим потомкам. А может и вернуться на землю, если сочтет, что какие-то его дела здесь еще не окончены.
Славяне, как и кельты – потомки индоевропейцев, а поэтому и в нашем фольклоре сохранились отголоски этого мотива. Например, в сказках Герой часто отправляется за реку Смородину – то есть в царство мертвых, обретает там необходимые знания и возвращается к людям. Или Героя убивают, а потом оживляют при помощи живой и мертвой воды, которую чаще всего берут у Бабы Яги – так же древней Темной Богини.
Духовное значение праздника
Древний праздник – это не застолье ради застолья, он имеет глубокое сакральное значение. Боги язычников, а тем паче еще более древних верований, к которым восходит Самайн, это не просто всемогущие повелители, это первопредки народа. Их отношения отношения с людьми, это не отношения господина и раба, а сотрудничество единоплеменников, соратников, родственников.
Поэтому древние ритуалы колеса года несут идею:
«Боги, предки, я с вами, я такой же, как вы, ваша плоть и кровь, одна душа.
Я живу в одном ритме со всем сущим, принимаю, что есть начало и есть конец, жизнь и смерть, вдох и выдох, закат и рассвет, лето и зима, и они будут сменять друг друга вечно».
Поэтому на Самайн принято поминать усопших, звать своих почивших родственников за стол.
Время Самайна (вся первая неделя ноября) – это период остановки, пауза между вдохом и выдохом. В это сакральное время граница между мирами становится очень непрочной, прозрачной, еле ощутимой. Поэтому живые и мертвые могут встречаться, люди и духи могут слышать и даже видеть друг друга. Само слово samain обозначает «собрание», «сход».
Дни Самайна – дни безвременья, не относящиеся ни к старому, ни к новому году.
Ритуалы Самайна
Смысл всех ритуалов Самайна вращается вокруг восполнения сил, жизненного ресурса, а также смерти старого и освобождения пространства для нового.
Самайн – хорошее время для того, чтобы уединиться, задать себе вопрос: с чем пришло время попрощаться навсегда, что уже отжило свой век, будь то старая одежда, захламляющая гардероб или отношения с людьми, которые больше не приносят ни радости, ни прока.
К Самайну неплохо бы разобраться с долгами, и не только денежными:
- Попросить прощения, если понимаем, что зря кого-то обидели;
- Отблагодарить тех, кто оказал нам в этом году добрую услугу;
- Доделать до зимнего солнцестояния дела, которые долго откладывали;
- Поблагодарить Богов и предков за то, что живы, за то, что имеем…
В качестве простейшего ритуала можно просто сделать уборку: собрать и выкинуть все старье, протереть все поверхности от пыли. Можно сосредоточиться на том, что вместе с хламом и пылью вы убираете все отжившее, вредное, ненужное из своей жизни.
Ужинать лучше при свечах, опять же размышляя о предках, о том, что они могли бы вам посоветовать, какие их сильные стороны вы в себе еще не открыли, а что, напротив, отпустить в иной мир вместе с ними и не присваивать себе.
Самайн у разных народов
Ох, об этом можно рассказывать очень много. И так я и планировала. Но статья уже и так получилась слишком длинной. Поэтому упомяну только о схожих праздниках у славян.
Преемником основных черт и атрибутов Рогатого бога – мужа Великой Богини, у славян в большей степени стал Велес. Он и изображается часто с бычьими или бараньими рогами и один из его эпитетов – «скотий бог».
Это естественно, ведь мы, как и кельты, являемся потомками протоиндоевропейцев, имеющих на заре формирования культуры одни общие религиозные представления.
Однако, к великому сожалению, никаких действительных исторических сведений о чествовании Велеса, к слову, женатом в первом браке на Яге, Усоньше Виевне – той же Темной богине, найти невозможно. Но славянские неоязычники понимают этот праздник именно так и отмечают Велесову ночь именно 31 октября. И это весьма логично.
«Самайн», то есть сам духовный смысл этого времени эхом разошелся и на другие, близкие к этим датам праздники у славян:
26 октября (8 ноября) – Осенние ДедЫ, что очевидно из названия, этот день был посвящен умершим предкам.
В ноябре также отмечается праздник Мары (Морены) – Темной богини славян, богини холода, смерти и зимы. Она также очень напоминает скандинавскую богиню Хель.
Эти две Богини точно заслуживают написания отдельной статьи, как и славянское и скандинавское отношение к самим владениям Мары – Хель.
А здесь я лишь скажу о том, что к Маре, как и ко всем прочим богам и богиням, обращались в эти дни с благодарностью и просьбами: позаботиться о тех, кто ушел в ее владения в этом году, а для живых просили сытой зимы, защиты от болезней и стужи для себя и скота, укрыть обильными снегами землю до весны, а также.
Читателю, осилившему эту статью не по-Дзеновски длинную до конца, я выражаю огромную благодарность!
Если это взаимно, поблагодарите меня лайком и подпиской.
Дисклеймер: Данная статья не отражает религиозных воззрений автора. Она даже не отражает никакого «мнения» автора. Ибо автор по счастливой случайности осведомлен, что мнение происходит от слова «мнить». А по сему на комментарии «все не так, а вот так вот» автор отвечать не будет. Но ежели уважаемому читателю есть, что добавить, с удовольствием поддержу дискуссию.
#самайн #хэллоуин #велесова ночь #день мары #дорога в тридесятое царство