19 ноября 2024 года в Институте философии РАН состоялась Научная конференция с участием молодых учёных «Современная практическая и прикладная философия». В мероприятии приняли участие исследователи из ведущих российских вузов и научных центров, а также независимые исследователи. Конференция охватила широкий спектр тем, связанных с актуальными проблемами практической и прикладной философии, включая её этические, антропологические, социальные и политические аспекты. Программа состояла из общего пленарного заседания и трёх тематических секций. Конференция стала площадкой для междисциплинарного обмена мнениями, обсуждения современных вызовов и перспектив развития философии, а также презентации исследовательских проектов молодых учёных.
С приветственным словом на открытии конференции выступил Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов, академик РАН, ВРИО директора Института философии РАН. Абдусалам Абдулкеримович рассказал о том, как проходила работа над научно-исследовательской темой «Практическая и прикладная философия», каких достижений достиг коллектив Института. Он особо подчеркнул, что удалось значительно расширить представление о практической философии – от анализа исключительно современных направлений был осуществлён переход к рассмотрению всей философии и её истории в прикладном ключе, так как философия всегда теснейшим образом переплетена с религией, политикой, искусством и этикой. «Практический и прикладной аспект философии – это сам способ жизни философии», – резюмировал он.
Затем началось пленарное заседание, посвящённое теме «Философия, идущая в ногу со временем: актуальные проблемы практической и прикладной философии». Модерировал заседание д.филос.н., ВРИО заместителя директора по научной работе, Института философии РАН Андрей Вячеславович Прокофьев.
С первым докладом по теме «Восстание Левиафана как подлинная проблема Гоббса» выступил д.социол.н., профессор Школы философии и культурологии, рук. Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ Александр Фридрихович Филиппов. В своём докладе он описал проблему Гоббса, сформулированную американским социологом Парсонсом. Согласно Парсонсу, Гоббс впервые ярко показал, что конфликт между людьми, желающими одних и тех же небесконечных вещей, неизбежен и может быть решён только политическим насилием. Соответственно, ключевая проблема, влекущая к необходимости образования государства – это гордость, неуступчивость людей. Интересно при этом, что к предложенной Гоббсом модели общественного устройства такой политический символ, кажется, не имеет отношения, так как эта модель подразумевает баланс между внешней лояльностью и внутренней покорностью подчинённых.
Далее Андрей Вячеславович выступил с докладом на тему «Современные психологические концепции морали: этический анализ». Он особенно выделил проблему определения сущности морали, так как именно подходы к её решению определяют все дальнейшие рассматриваемые концепции. Представители почти всех подходов к определению морали соглашаются, что мораль – это совокупность представлений о должных или одобряемых действиях и намерениях, а также совокупность механизмов, реализующих эти представления. Однако само определение морали может быть как дескриптивным (то есть обобщающим, собирательным, но не говорящим о содержании), так и нормативным (то есть выделяющим некоторый универсальный для всех агентов набор требований). В современной психологии у учёных существуют три опасения относительно исследований морали: 1 – создать ненаучную концепцию, 2 – стать жертвой культурно-исторической пристрастности, 3 – потерять согласованность убеждений и собственного дискурса. Андрей Вячеславович кратко раскрыл основные современные психологические подходы к морали, предлагающие разные варианты разрешения этих опасений (принадлежащие Алану Фиску, Джонатану Хайдту, Курту Грею и Эллиоту Турьел), но подчеркнул, что, к сожалению, «разрыв между тем, как мы исследуем мораль в качестве индивидуумов и в качестве учёных, сохраняется и остаётся трагическим».
Д.филос.н., в.н.с. сектора философии российской истории Института философии РАН Ольга Анатольевна Жукова посвятила своё выступление теме «Этический дискурс русской мысли и аксиология современной российской культуры». По её словам, особого внимания сейчас заслуживает вопрос о том, могут ли традиционные для русской философии тексты (в том числе религиозных авторов Серебряного века) стать в наше время мировоззренческими ориентирами. Справедливо утверждать, что метафизические проекты русской философской мысли имеют ярко выраженный этический пафос, глубинную мировоззренческую ориентацию. Современной повседневности, в свою очередь, свойственны тенденции виртуализации, деконструкции, интертекстуальности и смысловой горизонтальности, что, по мнению Ольги Анатольевны, выражает своего рода анти-культурную направленность. В этом свете особенную значимость обретает наследие русской философской мысли, защищавшее и обосновывавшее культуру, творчество, интеллектуальную свободу и самовыражение, и именно этим аксиологическим ядром необходимо воспользоваться для сохранения и актуализации самостоятельных культурных традиций в современной России.
Доклад на тему «Нейроэтика и биоэтика: дискуссии о предмете» сделала к.филос.н., доцент, зав. кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Владимировна Брызгалина. Она кратко рассказала об истории появления нейроэтики как понятия и самостоятельной дисциплины, интерес к которой значительно вырос в связи с изучением мозга и внедрением нейротехнологий в общественную жизнь. В рамках нейроэтики выделяют четыре основных содержательных подхода: 1 – изучение эволюционного происхождения морали, 2 – оценка этичности методик исследования мозга, 3 – оценка немедицинского применения знаний о мозге, 4 – внедрение нейротехнологий с точки зрения влияния на социальные структуры и отношения. Позиций относительно взаимоотношения биоэтики и нейроэтики, в свою очередь, существует две: согласно первой, это практически единая дисциплина, однако нейроэтика специализируется именно на аспектах работы с мозгом; согласно второй, нейроэтика – это самостоятельное направление, так как мозг – совершенно уникальный орган.
С выступлением на тему «Глобальное и партикулярное в современной биоэтике» выступила д.филос.н., ВРИО заместителя директора по научной работе Института философии РАН Ольга Владимировна Попова. Доклад был посвящён биоэтике как самосознанию техногенной цивилизации. У глобальной биоэтики можно выделить два вектора развития: экологический, ориентированный на долгосрочное выживание, и медицинский, связанный с краткосрочными аспектами выживания. Претензии на универсальность биоэтики часто подвергаются критике, однако, как отметила Ольга Владимировна, невозможно рассматривать её проблемы в изоляции от глобального контекста. Особое внимание стоит уделить развитию концепции глобальной биоэтики в Китае, где сохраняется баланс между традиционными китайскими исследованиями и адаптированными западными подходами. Китай демонстрирует альтернативные фундаментальные подходы, опирающиеся в том числе на принципы конфуцианской этики, с акцентом на общественные связи и семейные ценности. Несмотря на уникальность таких исследований, Китай активно поддерживает также международные формы биоэтического регулирования, стремясь найти баланс между учётом культурного контекста и глобальной этической повесткой.
Завершающий доклад на тему «Современное искусство как философское упражнение: об одном ответе на вызов преподавания философии в XXI в.» представил к.филос.н., доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Никола Добривоевич Лечич. Он осветил связь между философской теорией и практикой, которые в античной культуре воспринимались как единое целое. В современности эта идея находит отражение в некоторых формах концептуального искусства, стремящегося войти в сферу философии. Особое внимание было уделено образовательным практикам, в которых студенты создают произведения искусства и сопровождают их философскими текстами, что позволяет соединять креативное мышление с философской рефлексией. Никола Добривоевич также отметил потенциал нейросетей в создании идей для таких проектов.
Далее работа конференции продолжилась в рамках трёх отдельных секций.
В работе секции «Понятие политического в практической и прикладной философии» приняли участие представители ведущих образовательных учреждений – Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики, Финансового университета при Правительстве РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы и других. Был предложен чрезвычайно широкий спектр подходов к пониманию политического, как дополнявших устоявшееся определение Карла Шмитта, так и альтернативных, рассматривавших границы политического поведения, политической коммуникации. Были представлены доклады по разнообразным проблемам, относящимся к истории политической философии и практическому и прикладному значению философских подходов, например, таким, каканализ китайской философии конфликта или осмысление исторической идентичности в постсоветской России. Обсуждался дуализм политического и индивидуального, от представлений об автономии субъекта в античной философии до анализа мышления у Ханны Арендт. Руководителем секции выступил к.полит.н., н.с. сектора истории политической философии Института философии РАН Вадим Андреевич Подольский, соруководителем – аспирант Института Андрей Алексеевич Карулин.
Секция «Нормативно-ценностные основания и языки описания картины мира» сосредоточилась вокруг обсуждения того, как теоретические языки описания реальности влияют на нормативно-ценностную практику (и наоборот). Перед современной социальной теорией, выступавшей в качестве общей дисциплинарной рамки, стоит сложная задача: необходимо добиваться того, чтобы совершенно разные языки и модели не приводили к утрате ощущения целостности познания и нарушению ориентации учёного в мире. Была представлена очень широкая палитра подходов к описанию того, как функционирует современный нам мир: от этических интерпретаций телесности в социально-политическом контексте – до исследований динамики нормативно-ценностных оснований жизненного мира российской молодёжи, технофеодализма или алгоритмической гувернаментальности. Работа секции показала, что современная практическая и прикладная философия – это невероятно интересное направление исследований, в котором может реализовать себя каждый, кто всерьёз думает о мире. Руководил секцией д.филос.н., руководитель сектора социальной философии Института философии РАН Александр Владимирович Павлов, соруководителем стал к.филос.н., н.с. сектора социальной философии Института философии РАН Николай Борисович Афанасов.
Секция «Восприятие и опыт современности: антропологическая, эстетическая и этическая перспективы» оказалась тематически чрезвычайно разнообразной, – как, собственно, разнообразна и современность, к размышлению о которой обращались участники. Однако можно выявить проблематику, объединявшую почти все выступления – это проблема практики и практического. Выступающие говорили о ценности практической философии в вопросах образования, о практиках взаимодействия с природой, с городским и художественным пространством, о телесных и цифровых режимах коммуникативных практик. Понятие практики и подходы к её рассмотрению концептуализировались докладчиками по-разному, что открывало в том числе и возможности поиска не только новых академических подходов, но и внеакадемических исследований и обсуждений. Предложив выстроить порядок выступлений «от общего к частному» (то есть от общетеоретических докладов к case studies), руководители секции смогли создать условия для кратких, но живых обсуждений после каждого доклада. Руководителем секции была к.филос.н., н.с. сектора эстетики Института философии РАН Александра Владимировна Володина, соруководителем – лаборант научно-организационного отдела Института философии РАН София Владимировна Якимова.
Подробнее о Конференции по ссылке: https://iphras.ru/19_11_24.htm
Материал подготовил Даниил Туркенич, специалист отдела научной коммуникации и популяризации науки, старший лаборант сектора социальной эпистемологии Института философии РАН, студент Философского факультета ГАУГН.