Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

Мой Маяковский "безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!"

Есть люди о которых невозможно составить совершенно определённого мнения. Они как будто все собраны из противоречий. Азартный игрок, но не играющий на деньги, тем более с противником слабее его. Вступивший по зову сердца в ряды большевиков на заре формирования партии, но вышедший из неё, не сумев принять партийной дисциплины на основании которой и строились партийные отношения. Таков Владимир Владимирович Маяковский. Принято говорить как минимум о двух ипостасях Маяковского : ипостаси хулиганствующего, протестующего против устройства буржуазного общества поэта и ипостаси "агитатора горланов главаря" нового социалистического государства Я думаю, их (Маяковских) гораздо больше. По крайней мере для меня. Макушка лета. Мы с родителями спасаемся от грозненской жары на берегу искусственного озера. Слабо шелестят прибрежные волны. Мы лежим на покрывале с отцом голова к голове (валетом) и смотрим в небо. Над нами проплывают тугие облака. Отец полушёпотом читает: Плыли по небу тучки. Тучек — че
Оглавление
В.В. МАЯКОВСКИЙ. Фото в свободном доступе
В.В. МАЯКОВСКИЙ. Фото в свободном доступе

Вместо пролога

Есть люди о которых невозможно составить совершенно определённого мнения. Они как будто все собраны из противоречий. Азартный игрок, но не играющий на деньги, тем более с противником слабее его. Вступивший по зову сердца в ряды большевиков на заре формирования партии, но вышедший из неё, не сумев принять партийной дисциплины на основании которой и строились партийные отношения. Таков Владимир Владимирович Маяковский. Принято говорить как минимум о двух ипостасях Маяковского : ипостаси хулиганствующего, протестующего против устройства буржуазного общества поэта и ипостаси "агитатора горланов главаря" нового социалистического государства

Я думаю, их (Маяковских) гораздо больше. По крайней мере для меня.

Настоящую встречу с поэтом мне подарил отец

Макушка лета. Мы с родителями спасаемся от грозненской жары на берегу искусственного озера. Слабо шелестят прибрежные волны. Мы лежим на покрывале с отцом голова к голове (валетом) и смотрим в небо. Над нами проплывают тугие облака.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

Отец полушёпотом читает:

Плыли по небу тучки.
Тучек — четыре штучки:
от первой до третьей — люди,
четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.
Не знаю, спугнула ль шестая ли,
Тучки взяли все и растаяли…

"Кто написал? "- спрашивает отец. -"Агния Барто", - брякаю я, просто, чтобы хоть что-то брякнуть. "Маяковский",-говорит отец" и медленно идет к озеру. Я за ним : "Это тот, кто "левой-левой?"... "Он, доча, он"...

И крупными размашистыми сажёнками уплывает на середину озера и... из моей памяти. На сегодня наша встреча с ним закончилась…

Но вот парадокс : в моей голове сплелись и навеки переплелись эти два стихотворения Маяковского. Даже в "Левом марше" я вижу "безукоризненно нежным" "горланов главаря", который "там за горами горя" видел "солнечный край непочатый" и шёл к этой мечте, несмотря на внешние обстоятельства :

Пусть, оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Удивительно талантлив

Легко, непринуждённо играет словами. Вспомним одно из первых его стихотворений:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Об этом стихотворении советский писатель Андрей Платонов (в статье 1940 года "Размышление о Маяковском") напишет, что лирический герой Маяковского пытается путём воображения преодолеть свою "великую тоску", одиночество и недостаток любви. О любви писал Маяковский всегда. Не о той, что как стакан воды - выпил, утолил жажду и забыл, а о той, какую воспевали акмеисты (с кем он, кстати, был хорошо знаком).

Порой кажется, что строчки

Ешь ананасы
Рябчиков жуй
День твой последний
Приходит, буржуй,-

написал не он, а какой-то другой Маяковский. Но нет – он!

И "Послушайте" тоже он - "безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!"

Стихотворение "Послушайте" построено в форме монолога лирического героя, который в первых строчках стихотворения обращается к невидимому собеседнику, который вроде бы сомневается в необходимости звезд на ночном небе. В качестве аргумента лирический герой рисует встревоженного человека, которому звезда необходима до такой степени, что он "врывается к богу", целует ему руку, молит о том, чтобы была звезда, и клянётся, что "не перенесёт эту беззвёздную муку", а после спокойный наружно говорит кому-то : "…теперь тебе ничего? Не страшно? ".

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

Загоревшаяся звезда придаёт лирическому герою смысл жизни, подтверждает существование в мире любви и добра, поэтому-то он и готов на подвиги, которые совершает не для себя, а для другого — любимого и близкого.Стихотворение закольцовано тем же вопросом, но теперь он (вопрос) принимает форму утверждения, соотносящего чувство любви с самой Вселенной, самим мирозданием.

Согласно литературоведческим источникам, стихотворение написано в ноябре—декабре 1913 года. В мемуарах Софьи Шамардиной читаем, что это произведение начало сочиняться спонтанно, в извозчичьей пролётке по пути домой с "какого-то концерта-вечера"

Колаж в свободном доступе.
Колаж в свободном доступе.
…держал мою руку в своем кармане и наговаривал о звёздах. Потом говорит: "Получаются стихи. Только совсем непохоже это на меня. О звёздах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду".

Хорошо, что написал, что напечатал тоже хорошо. Стихи в наши дни получили вторую жизнь.

Текст стихотворения положен на музыку Владимиром Дашкевичем (одноимённый вокальный цикл 1977 года). После этого произведение входило в репертуар певицы Елены Камбуровой, в 1981 году фирмой звукозаписи "Мелодия" был выпущен виниловый альбом "Послушайте".

А ещё на текст "Послушайте! " Владимиром Мулявиным и Валерием Головко для ансамбля "Песняры" была написана музыка. Песня входила в 1986—1988 годах в концертную программу "Во весь голос" (сольную партию исполнял Валерий Дайнеко).

PS простите, иллюстрировать музыкой пока не научилась, но я в процессе 😊!

А ещё хочу отметить, что фраза из стихотворения "если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? " стала крылатым выражением.

Человек с большим сердцем

Многим, кого я знаю, ранний период творчества Маяковского нравится намного больше советского, потому что в этом первом периоде просматривается единая смысловая линия : лирический герой пытается наладить связь с внешним миром "бытовых" скучных людей, убеждается в бесполезности попыток и остаётся непонятым одиночкой, "полным дум высокого стремленья" и мечтаний о гармоничных отношениях человека с другими людьми, человека с животными...

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

В газете "Новая жизнь" за 9 июня 1918 года появилась публикация стихотворения за подписью – Маяковский, оно называлось «Отношение к лошадям». В этом же номере была напечатана заметка Максима Горького об измождённой трудом и голодом лошади, которая упала на улице и сразу же была окружена толпой зевак. Можно предположить, что стихотворение Маяковского написано "на случай", то есть по следам реального происшествия. Однако, вероятно, это лишь совпадение, потому что Лиля Брик (правда, ей можно верить только после очень тщательной проверки) вспоминала, что в конце марта 1918 года В. В. Маяковский ей говорил :

Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь, например...

Известно также, что за месяц до выхода стихотворения в печати поэт публично читал

...самое своё новое… О том, как лошадь поскользнулась на Кузнецком и её окружила праздношатающаяся толпа.

Был или не был Маяковский свидетелем происшествия, возможно, и не важно. Ситуация, подтолкнувшая поэта к созданию стихотворения, — это, скорее всего, протест против озлобления общества революционными событиями, протест против насилия, творящегося вокруг… К тому же поэта очень огорчало непонимание его новаторской поэзии читающей публикой. Тоска упавшей лошади, над которой смеётся толпа, была близка ему самому как человеку и поэту.

Сюжет вы, конечно же, помните : на скользкой обледенелой улице, на Кузнецком Мосту, слышен уверенный стук копыт. И вдруг лошадь упала, и тут же собралась толпа зевак. Люди смеялись. И только лирический герой не присоединился к общему хохоту. Подойдя поближе, он увидел лошадиные глаза, из которых катились слёзы. Он почувствовал "звериную тоску "и заговорил с лошадью:

Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
Рис. А Тышлера (картон, карандаш)
Рис. А Тышлера (картон, карандаш)

Услышав ободряющие слова, лошадь встала на ноги и пошла.

Хвостом помахивала.
Рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И все ей казалось —
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.

В стихотворении три основных образа : лирический герой, лошадь и смеющаяся толпа. Изображая страдания лошади, поэт подчёркивает в ней человеческое : она плачет не только от боли, но и от обиды, потому что (для окружающих) её беда — очередное развлечение.( Мне кажется, что хоть раз в жизни каждый из нас мог пережить нечто подобное лошадиному)

Толпа изображается безлико – равнодушной злорадной массой ("зеваки", пришедшие "штаны Кузнецким клёшить". В них так мало осталось человеческого). Смех, звенящий и звякающий, сливается в восприятии героя в звериный вой. Всё пространство вокруг лошади занимают эгоистичные люди, воспринимающие чужую беду как забавное зрелище, у них напрочь отсутствует эмпатия, они не могут поставить себя на место другого, представить, ЧТО чувствует этот другой.

Герой единственный, кто проявляет милосердие, разделяет тоску лошади и обращается к ней с трогательными словами:

Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

Герой — человек с большим сердцем, он не боится выделиться из толпы он понимает, что сходства у всех живых существ гораздо больше, чем различий, поэтому лирический герой, глядя на лошадь, переживает "общую звериную тоску". Страдание объединяет всех. Каждый может упасть духом и заплакать от бессилия. И в таких ситуациях каждому необходимо понимание, сострадание и поддержка. Ободряющие слова героя, полны любви и милосердия, они дают лошади силы не только встать на ноги, но и снова почувствовать себя молодой, прожившей жизнь не напрасно.

Фраза "все мы немного лошади" расширяет смысл стихотворения. Речь идёт не только об отношении к животным, но и к людям, в особенности к тем, кто, как лошадь, трудится, стараясь принести кому-то пользу. Для поэта настоящая жизнь — созидательный труд, не случайно он использует в одном ряду глаголы "жить" и "работать".

Маяковский, испытавший на себе, что значит тяжело работать, получая лишь насмешки вместо благодарности, смог разделить страдание упавшей лошади. Он хорошо понимал, что поддержка и доброе слово особенно необходимы тем, кто попал в беду или пал духом, кто столкнулся с равнодушием и жестокостью людей, смеющихся над чьей-то болью, горем или неудачей. Понимал, как важно противостоять толпе (чтобы проявить сострадание, часто нужно поступить не так, как все, а пойти против всеобщего равнодушия или сложившегося мнения).

На такое способен лишь сильный человек, наделённый большим сердцем. Каким и был МОЙ Маяковский - "безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!"

Статья написана в рамках марафона "Открой школьную Вселенную. Битва титанов. Блок – Маяковский"