Найти в Дзене
Отсебятина

Группа Дятлова: Порченные фото

Оглавление

Происхождение дефектов на фото похода группы Дятлова - на примерах моих старых пленок

При подготовке последнего материала ( Группа Дятлова: Кино. Памятка оператору ) пришлось много повозиться с фотоархивом похода дятловцев.

Помимо тех фото, которые обычно используются для иллюстрирования , в этом фотоархиве есть довольно много испорченных фотографий, которые дают пищу для отдельного направления "дятловедения" - теориям о сознательной фальсификации пленок дятловцев. (В чем особенно поусердствовал Кас).

Поэтому я решил выложить некоторые свои собственные старые фотографии, чтобы проиллюстрировать, какие на черно-белых пленках бывают естественные , без всякого постороннего "злоумышленного" вмешательства, дефекты.

И можете самостоятельно сравнивать эти дефекты с теми, какие имеются на фотографиях дятловцев.

"Таинственные" фото

Бывает, что при неправильно установленных параметрах съемки, расфокусировке или некачественном проявлении какие-то детали на финальном фото просто не прописываются, и в результате получается что-то загадочное, вроде вот такого :

С негатива. Фото автора.
С негатива. Фото автора.

Все, что могу тут сказать - идет человек по снежному склону, а больше ничего вспомнить не могу. Где остальной ландшафт - непонятно ! Пятна сверху - судя по всему, налипшие на объектив снежинки, а два черных пятна снизу - дефект проявления (пузыри воздуха, удержавшиеся на пленке при проявке).

Но какую занимательную историю, при желании , можно сочинить об этой фотографии !

Плохое проявление и промывка

Исходный негатив :

Фото автора.
Фото автора.

Рыжий налет на негативе - это остатки плохо смытого фиксажа, а такие же рыжие пятнышки, указанные красной стрелкой - плохо смоченные проявителем остатки эмульсии с впитанным фиксажем. При печати с этого кадра результат будет такой, будто группа оставила конские яблоки :

Фото автора
Фото автора

Так что, если на фото дятловцев вы увидите подобные "загадочные детали" - погодите фантазировать, может быть они не имеют никакого отношения к тому, что было в кадре в момент съемки !

Наложение кадров, отслоения эмульсии

Исходный негатив :

Фото автора. 1-наложение соседних кадров (дефект перемотки пленки), 2-отслоение эмульсии от основы на большом участке,3 - тоже отслоение эмульсии, на точечном участке, 4-царапина по мокрой эмульсии (при сматывании пленки с бачка перед просушкой)
Фото автора. 1-наложение соседних кадров (дефект перемотки пленки), 2-отслоение эмульсии от основы на большом участке,3 - тоже отслоение эмульсии, на точечном участке, 4-царапина по мокрой эмульсии (при сматывании пленки с бачка перед просушкой)

После печати этого кадра :

Фото автора
Фото автора

Многочисленные черные точки и пятна на дятловском фото в шапке статьи могли образоваться по вот этим причинам (остатки фиксажа, отслоение эмульсии), и чтобы выяснить их происхождение - надо смотреть не отпечаток, а негатив !

Засветка перфорации и слипание пленки

Вот один из самых скандальных дятловских "порченных" кадров :

Фото Слободина. Из открытых источников
Фото Слободина. Из открытых источников

Это фото используется "конспирологами" для обоснования версии о фальсификации пленки - мол, кадры впечатывались в лаборатории, и при такой печати при смещении наложенного "вставного" кадра и образовались отпечатки перфорации снизу.

Ну тогда и я свои пленки "фальсифицировал".

Вот, то же самое:

Фото автора.
Фото автора.

Сравниваем негативы : мое фото :

Негатив. Фото автора
Негатив. Фото автора

Заметьте, следы "засвеченной" перфорации снизу четко обрезаны краем кадра.

На исходном негативе пленки Слободина - то же самое :

Негатив пленки Слободина с рассматриваемым кадром (указан красной стрелкой). Из открытых источников. Следы "засвеченной перфорации" так же ограничены краем кадра
Негатив пленки Слободина с рассматриваемым кадром (указан красной стрелкой). Из открытых источников. Следы "засвеченной перфорации" так же ограничены краем кадра

Вот, честно говоря, никаких однозначных объяснений этому дефекту "засвеченной перфорации" предлагать не буду.

Могу лишь констатировать, что подобных черных зубчиков хватает и на моих собственных пленках, которые я никоим образом не "фальсифицировал".

В принципе, подобная "засветка" могла возникнуть даже при производстве пленки от случайной сторонней засветки, либо при перемотке ее с фотоаппарата на кассету.

Но наиболее вероятная причина - перекос пленки в проявочном бачке при обработке, когда соседние витки пленки слипаются.

В таком случае, этот дефект должен захватывать и соседние кадры, что и видим на пленке Слободина : черные зубчики повторяются на двух соседних кадрах (зеленые стрелки), а непроявленные участки, на позитиве выглядящие темным пятном - тоже рядом (синие стрелки). (С этими темными пятнами вообще все просто: при проявлении раствор не попадает между слипшимися слоями пленки, а после , при промывке, слои разлипаются, и непроявленный участок вымывается фиксажем).

И еще один нюанс, который может оценить опытный фотограф :

Чтобы, как предполагает тот же Кас, "впечатать" в пленку посторонний кадр, нужно сначала сделать некий "левый" негатив, потом скопировать его на промежуточную пленку, получив позитив, и вот с этого позитива уже впечатывать "вставной" кадр.

Но !

"Фотографическая широта" (способность передавать полутона) пленки довольно ограничена ; при каждом последующем копировании полутона будут теряться - а это означает , что "впечатанный" кадр должен бы был резко отличаться от "настоящих" своей контрастностью и отсутствием полутонов - чего на пленках дятловцев никак не наблюдается !

---------------------------

И про последний кадр, вот этот, который с "огненным шаром" :)

Последний кадр пленки Кривонищенко. Из открытых источников
Последний кадр пленки Кривонищенко. Из открытых источников

Кое-какие эксперименты я уже проделал, но чтобы примерно воспроизвести этот кадр, мне требуется хорошая солнечная погода, а за окном пока унылая пасмурность...

Так что о нем - в следующем материале.